ПАШКА
Пашка брел по аллее, цепляя ногами охапки сухих, опавших с деревьев разноцветных листьев. Погода была отменная, но не было на его душе радости. Весь третий "б" объявил ему бойкот. С ним не только никто не разговаривал, но каждый при столкновении шипел сквозь зубы: «Предатель!» А мальчишки – вчерашние друзья, грозились избить с позором и при всех. Позора Пашка боялся больше всего. Мама была в очередной поездке. Работа у мамы интересная, и ее все любят. Она – стюардесса. Вот только папа почему-то никогда ее не любил. Пашка не знал, кто его папа. Жили они с бабушкой. Бабушка была всегда рядом – Пашкина подружка. Но об этом – о бойкоте, он с бабушкой не решался поговорить. Она его не поймет, не поддержит, лишь будет ругать. Мама могла бы ему помочь и посоветовать, как ему быть. Он брел домой, проходив все урочные часы по улицам города. Сейчас придет домой, соврет бабушке, что ничего не получил и его не спрашивали, и будет наобум писать в тетрадях очередное домашнее задание. Даже спросить у кого-либо из одноклассников, что задали, по 119 телефону, он не может – ему никто не ответит. Бойкот. Дома его ждал неприятный сюрприз. Учительница позвонила бабушке и спросила, не заболел ли Паша, а то его нет в школе уже несколько дней. Учился Пашка хорошо, больше на «пятерки», ему нравилось учиться, и не было никаких трудностей в учебе и с учителями. До сих пор не было ссор и с одноклассниками – он всем давал списывать, подсказывал, помогал слабым в учебе ребятам. Неделю назад к нему подошел Колька и спросил: –Пойдешь с нами? –Пойду. –Поклянись, что будешь делать то, что мы делаем? –А что буду делать? – наивно спросил Пашка. –Нет, ты поклянись! –Клянусь! А что будем делать? –Придем – увидишь. Они пошли втроем, с ними пошел еще Витька, больше не захотел никто. Пришли на полянку, заросшую кустарником, недалеко от трамвайного кольца. –Здесь самое удобное место! – сказал Колька. – И нас не видно, убежать можно в кусты сразу, если попадешь. 120 –А что мы будем делать? – спросил Пашка. –Сейчас увидишь! – сказал Витька. Из-за поворота показался трамвай. Мальчишки стали кидать в трамвай камни, стараясь попасть в боковое окно. Пашка тоже кинул – не попал. Было интересно, попасть в окно. В это время Колька увесистым камнем бросил уже вслед трамваю и выбил заднее стекло. –Атас, бежим, – крикнул Витька. Они разбежались по домам. На следующий день в школу пришли из детской комнаты милиции. Со всеми беседовали – кто, что знает. Никто ничего не рассказывал взрослым – как и договорились. Пашке досталась женщина в форме с добрыми, как у его мамы глазами. Она начала с того, что камень мог убить или поранить любого пассажира в трамвае, даже маленького ребеночка. Пашка сразу представил разбитую голову малыша и вдруг понял: камни в трамвай кидать не надо – ведь там едут люди. Он так явственно ощутил всю глупость своего участия в тайном действе, что в деталях и с обещаниями больше не делать, поведал доброй женщине все, что знал, что видел, что делал сам. Оказалось, камни в трамваи кидали уже много дней, но найти, кто это делает, не могли. Добрая женщина всем в классе объявила, что Пашка все рассказал, и они теперь все знают. С друзьями начались разборки на уровне родителей, а Пашке объявили бойкот. Пашка знал – в школу он больше никогда не пойдет. Умрет – не пойдет. Бабушка встретила его с расспросами. Он не хотел больше никому рассказывать о случившемся и о своем предательском поведении. Вообще-то он не считал свое поведение предательским. Сам для себя он сделал вывод – не надо бросать камни в окна трамваев. Он был уверен, что правильно все рассказал той доброй женщине, которая так хорошо все ему объяснила. Он сказал бабушке: –Я буду учиться. Дома. Буду делать домашнее задание. Но в школу я больше никогда не пойду. –Пойдешь, как миленький. Ишь ты! Что я матери-то скажу! –Я сам ей скажу! –А мне, мне ты не хочешь ничего сказать? –Не хочу! –Ах, так! И бабушка ухватилась за ремень: –Ты что же думаешь, отца нет, а я на тебя управу не найду? –Бабушка, ты что? Пашка рванулся в туалет и закрылся там на засов. О чем думал этот, по существу еще малыш, в последние минуты своей жизни? Как вообще он в свои девять прожитых на земле лет мог до этого додуматься? Об этом не узнает никто. Додумывать – не стоит. Бабушка сначала воинственно стучала в дверь со словами: –Пашка, выходи, говорю! Затем она стала его просить открыть дверь, затем плакать, умолять, причитать... Когда слесарь домоуправления сломал засов в туалетную комнату, то перед взрослыми предстала печальная картина: мальчик висел в петле из бельевой веревки, прикрепленной к водосточной трубе.
Пысина Галина Александровна, старший советник юстиции, член Союза писателей России, член Союза ветеранов госбезопасности по ДВ региону |