Флорентийский гений. Почему Боттичелли сжигал свои картины

1 марта 1445 года родился флорентийский живописец периода раннего Возрождения Алессандро Филипепи, более известный как Сандро Боттичелли.

Родившись в семье зажиточного горожанина, дубильщика кожи, Сандро Боттичелли получил неплохое образование. Уже в детстве у него проявилась любовь к живописи. В пятнадцать лет он начал учиться в мастерской известного флорентийского скульптора Андреа Верроккио, а в 1470 году открыл собственную мастерскую.

В этот период к власти во Флоренции приходит Лоренцо Медичи, поклонник искусства, и Боттичелли становится его любимым живописцем. Большинство самых известных картин художника написаны по заказу Медичи. Например, «Поклонение волхвов» (1477), где в виде библейских персонажей, пришедших отдать дань новорожденному Христу, изображена вся семья Медичи.

Как придворный художник, Боттичелли не смог избежать и политических заказов: на стене дворца Барджелло он изобразил повешенных участников заговора против Лоренцо Медичи, в результате которого погиб брат Лоренцо — Джулиано.

Два наиболее прославленных произведения Боттичелли — «Весна» (ок. 1477-1478) и «Рождение Венеры» (ок. 1483-1484). Образ Венеры, скользящей по зыбким волнам на морской раковине, — один из самых пленительных женских образов в мировом искусстве. Лицу Венеры — языческой богини, обладающей необыкновенной красотой, Боттичелли придал одухотворенность, более свойственную изображениям Мадонны.

В 1481-1482 годах Боттичелли, вместе с художниками Россели, Гирландайо и Перуджино, расписывает фресками стены Сикстинской капеллы. Три фрески, выполненные Боттичелли, — «Юность Моисея», «Наказание Корея» и «Исцеление прокаженного» — принесли ему славу, далеко выходящую за пределы родного города. Вернувшись во Флоренцию, художник не успевал принимать заказы на новые картины, к нему пришло богатство и почитание.

Но рачительно распоряжаться деньгами Боттичелли не умел, кроме того, будучи по характеру чрезвычайно чувствительным, в 1490-х годах он, как и многие другие творцы раннего Возрождения, подпал под влияние фанатичного монаха Саванаролы. Тот в своих проповедях справедливо осуждал праздность, разнузданные нравы богачей Флоренции, тиранию Медичи. Но Саванарола ополчился и на искусство, считая любое проявление света, жизнелюбия и красоты в нем греховным. Саванарола и его сторонники организовывали массовые сожжения светских книг и произведений искусства.

На одной из площадей Флоренции Боттичелли сам бросил свои картины в огонь, после чего практически перестал заниматься живописью. Но никакого другого ремесла художник не знал, денег не скопил и потому впал в ужасающую нищету. В 1498 году Саванарола по приказу папы Александра VI был арестован, осужден, обвинен в ереси и казнен.

На смерть Саванаролы Боттичелли откликнулся картиной «Рождество» (1501). В ней нет ничего ни от прежнего Боттичелли, ни от эпохи Возрождения: полное отрицание законов перспективы, масштаб фигур, зависящий не от близости или дальности объекта, а от его значимости — это признаки возвращения в средневековье.

Последние годы жизни Боттичелли провел в уединении, был очень болен и ходил, опираясь на две палки. А его место заняли другие творцы, те, которых принято называть «титанами Возрождения». Они сумели пробить искусству дорогу к свету, радости, простым человеческим чувствам. Но именно прекрасные картины раннего Боттичелли указали им путь.

На фотографиях:

1.      Сандро Боттичелли

2.      Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры», 1482—1486 гг. Уффици, Флоренция

3.      «Мистическое Рождество» Сандро Боттичелли

 

Статья из газеты: АиФ