|
Анатолий Ситнов, заместитель руководителя Комиссии РСПП по оборонно-промышленному комплексу, генерал-полковник в отставке: « Мыльный пузырь перевооружения», (отрывки), «Аргументы недели» - № 20 -2011г.
(О госзаказе).
… Выполнение гособоронзаказа в первую очередь является прерогативой правительства. Его инструмент – Военно-промышленная комиссия. Минобороны заказывает, исходя из планов развития ВС, то вооружение, которое необходимо сегодня и на перспективу. Оно формирует перечень и количество вооружений, ориентируясь на финансовые ресурсы. Дальше гособоронзаказ рассматривается в Минфине, в Минэкономразвития, в правительстве. После этого он вбрасывается в Госдуму, где определяются объёмы его финансирования. Только после этого Минобороны даётся право на заключение договоров.
До 1 января необходимо заключить договоры, проавансировать производство. Но идут постоянные задержки. В том числе и из-за закона о проведении конкурсов. Поэтому необходимо немедленно отменять для оборонной промышленности 94-й закон. Для нас он является не только вредным, но и преступным. Ведь в отличие от Запада в России создана не матричная система производства, а система узкоспециализированного производства. Если фирма «МиГ» выпускает лёгкие истребители МиГ, она никогда не будет производить тяжёлые истребители фирмы «Сухой». Узкоспециализированное производство категорически не приемлет проведение конкурсов. Ценовая политика должна устанавливаться самим государством. Должны быть выделены преференции, предприятия должны быть освобождены от налогов, поборов. Им должны снижать тарифы на электроэнергию, тепло, перевозки. Обязательно надо отменить НДС, это перекладывание денег из одного госкармана в другой.
Если финансовый поток не закольцован (на посредников), то получается вооружение. А если закольцован – то деньги ( в личные карманы).
(О программе перевооружения)
…Программа перевооружения – вообще мыльный пузырь! Просто шумиха. Развалены абсолютно все хозяйственные связи, системообразующие институты находятся в стадии трансформации. Нет КБ, головных институтов, фактически уничтожено производство.
В своё время программа вооружений Советского Союза расписывалась на две пятилетки вперёд. Я лично принимал участие в разработке программы по тематике ГРАУ МО. А промышленность параллельно создавала программу по развитию ВПК. Всё это было увязано, иначе любая самая эффективная военная система останется в виде чертежей.
А когда нет задач на перспективу, выходит организованный хаос. Меняем часовые пояса, вводим карты на ловлю рыбы, то есть всячески отвлекаем внимание от главного.
Есть ряд мер, которые позволят выправить ситуацию.
Первое – немедленно восстановить всю систему головных институтов по отраслям: авиация, ВМФ, ракетная техника и так далее. Они должны отвечать за развитие технологий, за создание новых материалов, подготовку кадров. И за нормативно- правовую базу. Сейчас нет законодательной базы развития и формирования системы вооружений.
Второе: должен быть принят закон об обязательном исполнении гособоронзаказа всеми предприятиями и организациями вне зависимости от форм собственности. Обязательно должен быть принят пятилетний план производства систем вооружений, который даст возможность производить изделия военного назначения с длительным циклом производства. И ещё на пять лет должны быть пролонгированы работы по ним.
Тогда можно планировать развитие, брать долговременные кредиты и создавать единую технологию производства. В режиме «старт-стоп» работать нельзя. Нельзя на один год размещать заказы на такие системы, как надводные корабли, подводные лодки, самолёты, тяжёлые ЗРК, бронетехника, цикл производства которых более шести месяцев. Су-30, например, делают 18 месяцев, значит оборонзаказ идёт не на один год, а на два. Ту-22 – около 30 месяцев. А Ту-160 –минимум три года при нынешнем штучном, а не серийном производстве.
Авансирование работ в размере 40% на переходящие и вновь открываемые работы должно проводиться в январе. Срочно восстановить систему военной приёмки для повышения качества на всех предприятиях ОПК, в том числе и на материалы. Это повысит и экспортную привлекательность.
Третье. Программа перевооружений должна под собой нести базисные документы: реструктуризация и развитие ОПК, развитие научно-испытательной, нормативно-правовой, законодательной базы, создание новых специальностей и подготовка новых инженеров, развитие систем прикладной математики. Мы должны иметь своё производство средств производства, в том числе станкостроение.
У нас основа обороны страны подорвана, везде внедряются отвёрточные технологии.
Говорить стоит не только о выполнении госпрограммы вооружения, но и о системе вооружения, о сменяемости образцов вооружения.
Формирование системы вооружения – это ключевая задача программы… Вооружённые силы строятся под задачи, а не реформируются для того, чтобы сократить потребление денег или уволить офицеров.
Ещё в 1984 году в своих материалах Лондонский институт стратегических исследований признавал, что им надо учиться системе заказов именно у Советского Союза, где оптимизированы расходы на разработку, производство и закупку вооружения.
А Минобороны всё делает с точностью наоборот. Уничтожили аппарат начальника Вооружения, развалили систему заказов в центральных довольствующих органах Минобороны. Главное ракетно-артиллерийское управление (ГРАУ) только как главное управление существовало с 1862 года. Сейчас всё, вплоть до архивов, уничтожено. И в других главных управлениях уничтожены все архивы. Мы уничтожаем свою историю собственными руками.
…сейчас все стоим на краю. 4% новейшей техники ежегодно должно поступать в войска. Они поступают? Промышленность работает?
…Для управления войсками нужны просто крепкие профессионалы. Конечно, не уровня лейтенанта, а не ниже подполковника, полковника. Но это звено благодаря реформам Сердюкова вычищено. Остались одни «зелёные», которые не служат, а деньги по 400-му приказу зарабатывают.
Смысл больших армий пропал. Ещё во время мобилизационного развёртывания армия противника может быть уничтожена. Сейчас будут мобильные очаговые войны. А во время очаговых конфликтов должно быть самонаводящееся, самонастраивающееся оружие. Ввёл задачу – и забыл.
(Заделы по такому оружию у нас были). Образцы были: «Клипер», «Скиф», ряд других. Сейчас нет, выкинуто и забыто.
…Каждые 20 лет в России происходит ломка общественных устоев и трансформация рынка. 1991 год – похороны СССР. 1971 год – разрядка. 50-е – скачок после мировой войны, образование соцлагеря. 30-е годы – индустриализация, развитие тяжёлой промышленности, репрессии. Ещё 20-лет назад – первая мировая. Сейчас новый цикл наступает.
Весь мир идёт к лимитному распределению продовольствия, воды, углеводородов. Те виды социализма и капитализма, которые были, закончились. Раскардаш, когда народ голодает, а миллиардеры пухнут как на дрожжах, государство выкидывает миллиарды на проекты типа Олимпиады в Сочи или саммита на острове Русский, заканчивается.
…Либо через несколько лет мы окончательно разбежимся по национальным квартирам. Это мечта США и Европы. Но это приведёт к полной деградации нашей территории. Либо мы сохраняемся как единое территориальное образование: Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан, Армения, включая центральноазиатские страны.
Но беда сегодняшних правителей – полная бессмыслица их действий. Сегодня, кроме пустой болтовни, ничего нет.
Куда идём? Зачем идём? Что строим? Нет ответа – потому что нет теоретической базы. Вначале она должна появиться. Потом должны быть поставлены задачи и намечены пути решения. Такая задача по плечу только настоящему лидеру нации. Пока таких нет, не видно. Но в России всегда из ниоткуда может появиться такой лидер.
Сейчас выстраивается барьер «для золотого миллиарда», который никому из развивающихся стран не позволит подняться. Нас просто технологически опускают. США ликвидируют у нас возможность разрабатывать, создавать, рождать идеи и воплощать их в жизнь. В Россию присылают только отвёрточные технологии в самолётостроении, медоборудовании, автостроении и так далее. В результате страна теряет самодостаточность.
Той власти, которая сейчас правит, народ не нужен. Чем его меньше, тем лучше и спокойнее. При царе у нас была империя, при СССР – держава, при Ельцине – государство, входящее в СНГ. При Путине – страна, а при Медведеве – территория. Но Россия удивительная. Засыпаешь в одной стране, а просыпаешься в другой. Смотришь в окно, а там уже Чапай верхом скачет.
|