|
Первый военный корабль Российского государства – «Орел». Он был построен не при Петре 1, а при его отце Алексее Михайловиче. «Орел» предназначался для охраны государственных, купеческих и патриарших торговых караванов на Нижней Волге и Хвалынском (Каспийском) море.
Царь 19 июня 1667 года издал указ о строительстве судна в с. Дединове Коломенского уезда (там, где Москва-река впадает в Оку). Следить за постройкой корабля подрядили находившегося на русской службе полковник голландца Корнелиуса фон Буковена. Из Голландии был выписан капитан Давид Бутлер, несколько матросов и парусный мастер Стрюйс. «Орел» был построен за 6 месяцев. Одновременно с ним были построены и приданы ему яхта, бот и две лодки. Постройка всех судов обошлась в 9021 рубль. Корабельных людей было 60 человеке (16 голландцев и 44 русских). Царь специальным указом дол кораблю «прозванье» «Орел», в связи с чем на его вымпеле была вышита золоченая птица. На носу также был укреплен золотой орел. По тем временам корабль выглядел внушительно: длина – 26 метров, ширина – 6 метров, осадка – 1,5 м. Вместо планированных 22 пушек, на нем было установлено только 10. недостающее вооружение компенсировали 40 мушкетами и 40 парами пистолей.
Только в 1669 году "Орел" пошел по Волге. 14 августа он прибыл в Астрахань. Корабль несколько раз выходил на взморье, но в открытом море не был.
Первое военное судно России не было разрушено временем, бурями и врагом. Его взорвали казаки Степана Разина в 1670 году. Однако, к сожалению, "Орел" не стал и "дедушкой русского флота". Это название почему-то было присвоено ботику Петра I. Хотя этот бот был найден в 1668 году в подмосковном селе Измайлове юным царем и принадлежал его двоюродному дяде Никите Ивановичу Романову. Суденышко было английской работы. Его не надо было строить, а только подремонтировать. Сам царь его не мастерил. Спущенный на Плещееве (Переяславское) озеро он использовался Петром I для потешных сражений на воде. Кроме того он никогда не ходил под Андреевским флагом, как это любят иногда изображать художники. (Андреевский флаг был учрежден Петром I в 1703 году). Весной 1691 года он спустил в Москва-реку яхту, в строительстве которой принимал участие.
Неверно, что царь Павел I занимался только гатчинскими войсками и вахт-парадами. Он любил флот и хорошо разбирался в морских делах.
Будучи еще наследником престола имел звание генерал-адмирал. Гатчинские войска (2тысячи человек) Павел I создал по примеру "потешного войска" Петра I. После вступления на престол "гатчинцы" были распределены по частям.
Первое военно-морское судно построенное Петром I в Архангельске была пушечная яхта "Святой Петр" и только потом 24-х пушечный фрегат "Апостол Петр".
Именно на яхте, а не на фрегате и не на Балтике, а в Белое море вышел первый раз царь для проводов иностранных кораблей.
1 мая 1694 года он, приехав в Архангельск на спуск "Святого Павла", опять же на яхте отправился на Соловки.
На Азовском море в 1695 году Петр находился на галере.
Созданный в России Петром I военный флот, состоявший из галер, брандеров, лодок, стругов и плотов, свой первый поход в 1695 году совершил под Азов. 5 августа и 25 сентября штурмы крепости привели к большим псУгерям и русские войска двинулись в обратный путь к Москве. Галеры и брандеры были разоружены и поставлены на реке около Азова. Такова судьба самого первого флота в нашей стране. Он вошел в историю как Азовский. Второй же поход принес удачу. 19 (29) августа 1696 года крепость Азов была взята.
Однако, принято считать рождение регулярного Военно- Морского Флота нашего государства 20 (30) октября 1696 года, с решения по этому вопросу Боярской Думы в Москве, к которой обратился Петр I. Азовский флот пополнился в 1696 году 215 парусными и гребными судами. Центром судостроения был Воронеж, гаванью для флота выбран Таганрог. Азовский флот просуществовал 15 лет. Проиграв войну Турции, Россия вернула ей по Прутскому мирному договору в 1711 году сам Азов, другие крепости, включая Таганрог, 4 больших корабля. Остальные суда были нашей стороной уничтожены.
В то время в России шло строительство Балтийского флота. Но он уже был вторым.
•принты заблуждений
Первый в российской истории бой между двумя паровыми кораблями, нашим и турецким, произошел 5 ноября 1853 года на Черном море, недалеко от Босфора.
В напряженной 2-часовой артиллерийской дуэли пароход-фрегат "Владимир" под командованием капитан-лейтенанта Г.И.Бутакова (на борту находился и вице-адмирал В.А.Корнилов) заставил спустить флаг турецкий пароход "Перваз-Бахри".
Первыми бронированными кораблями в России принято считать плавучие батареи "Не тронь мечи" и "Кремль", построенные в 1862 - 1864 гт. Однако они были построены по зарубежным чертежам. Первым броненосцем (канонерской лодкой водоизмещением 260 тонн) был "Опыт". Его построили в 1861 году под руководством инженера Х.В.Прохорова в Санкт-Петербурге Однако руководители Морского министерства предпочли купить броненосный корабль в Англии.
Не стоит преуменьшать достижения прошлого. Посудите сами. До середины 19 века главным транспортным средством на море служил парусник Средняя скорость его была примерно 20 км/час. Однако малазийская долбленная лодка с 12-ю гребцами легко догоняла такое судно.
Решительный и наступательный характер русской стратегии не выдумка большевиков Когда в наставлениях по военному делу РККА отмечалось "бить врага на его территории..." - это излагалась мысль, высказанная еще Петром I : "Искать недруга в его земле".
Мы знаем из истории, что капитан военного морского судна при аварии, угрозе затопления покидает его последним. Такова традиция. А кто покидает судно первым? Ранее, согласно уставу, предписывалось свозить с корабля "сперва священников с церковной утварью, а затем вахтенный журнал " и т.д.
Кстати, несмотря на свое скептическое отношение к духовенству, именно Петр 1 в 1720 году официально ввел священнослужителей в войсках. Сначала на флоте, а потом и в сухопутную армию.
|