В НАШЕ МАГО ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ…
Краевед Анатолий Жуков рассказал о царском порте на Нижнем Амуре Эти места русским известны давно, еще со времен капитана Г.И. Невельского. Уже в 1855 году здесь, в глубокой Пальвинской протоке, зимовали корабли Сибирской флотилии, участвовавшие в Петропавловской обороне. Затем стали останавливаться на зимовку частные суда и почтовые пароходы. КОНТОРА СТАЛА ЦЕРКОВЬЮ В зависимости от источника, годом основания села Маго указывается 1857 или 1859 год. В «Трудах Амурской экспедиции 1910–1911 гг.» утверждалось, что русские пришли сюда в 1855-м в составе 17 семейств. На месте будущего селения находились пашни, разработанные маньчжурами. Эти земли и разделили между собой первопоселенцы. В первый год они выстроили избы из казенного леса, отпущенного им бесплатно. Домашний скот и инвентарь приобретали в Николаевске. Средства к существованию добывались различными заработками с проходящих пароходов, то бишь заготовкой для них дров, а также продажей сельхозпродуктов. В 1894–1895 годах на низменном острове Большой Еремей, отделенном от материкового берега очень глубокой Пальвинской протокой, Амурское общество пароходства и торговли выстроило деревянный причал около семидесяти метров, два пакгауза, временный эллинг для сборки новых судов, паровую лесопилку на восемь пил, казарму для рабочих. На пристани уложили рельсы, по которым грузы с пароходов увозили в вагонетках прямо на склады. По инициативе директора-распорядителя Амурского общества пароходства и торговли Николая Петровича Макеева из бывшего здания конторы пароходства была обустроена и освящена церковь в память Успения Пресвятой Богородицы. Сюда приходили помолиться и поставить свечку за родных жители близлежащих сел и деревень – Архангельского, Иннокентьевки, Денисовки, Коль, Роскошного, Какормы и Сахаровки. Здесь же обосновался причт Приохотского миссионерского стана священника Иннокентия Григорьевича Москвина и псаломщика Луки Степановича Щербакова. В 1903 году в селении Маго насчитывался 21 двор, где проживало 22 русских и 130 инородцев, то есть нивхов. Самым состоятельным был ссыльный еврей Дрибенский. У него было 14 лошадей и 37 голов скота. Он содержал мелочную лавку. Дети Дрибенского, занимавшиеся золотопромыслом, уже были приписаны к мещанам Николаевска. В 1909 году в Маго была школа, возведенная на средства Министерства народного просвещения. Четверть всех денег внесло местное общество. МАНЬЧЖУРСКИЕ БОБЫ В летнюю навигацию 1910 года пароходы Торгового дома «В. Алексеев с сыновьями» доставили в Николаевск с берегов реки Сунгари первую партию маньчжурских бобов. Там их перегрузили на морские суда для следования за границу. Но чужие морские пароходы в Маго не пропустили. Пришлось делать двойную перегрузку с использованием барж, что принесло значительные расходы. В связи с этим В. Алексеев возбудил перед губернатором ходатайство о свободном пропуске иностранных судов за бобами до глубоководной пристани, но тот бумагу отклонил. В связи с окончанием постройки Амурской железной дороги грузооборот Китайской-Восточной магистрали значительно поубавился. Грузы, главным образом рыбные, из Амурского лимана и низовьем реки пошли по Амуру и Зее для дальнейшего следования по железной дороге в европейскую часть России. КВЖД, имевшая большой собственный флот, вознамерилась направить часть своих грузов этими судами в устье Амура для дальнейшего вывоза на морских пароходах за границу. Но так как Николаевск не был из-за мелководья доступен для крупных морских кораблей, вернулись к варианту с Маго. СТАРАЯ ДОРОГА Работами по изысканию и устройству постоянной пристани руководил начальник 4-го участка водных путей сообщения Амурского бассейна инженер Павел Павлович Крынин. Еще в 1911 году был составлен проект гужевого тракта Николаевск – Маго. Позднее эта дорога была проложена на средства Охотской золотопромышленной компании. В 1966 году автор этой статьи принимал непосредственное участие в качестве бригадира комсомольскомолодежной бригады в вырубке просеки для строительства автодороги на Маго. И нередко прокладываемая трасса пересекалась с остатками той старой дороги.
ПЕРВАЯ ШВАРТОВКА 15 февраля 1914 года Амурское общество пароходства и торговли приступило к портовым сооружениям для устройства капитальной долговечной пристани. Значительную часть средств выделила КВЖД. Ровно через четыре месяца морской коммерческий пароход «Камилла Рикмерс» (Camilla Rickmers, с 1917 года «Тикондерога»/Ticonderoga) вошел в Пальвинскую протоку в сопровождении парового катера и пришвартовался к новой пристани. Здесь пароход принял в свои трюмы 200 тыс. пудов маньчжурских бобов для дальнейшей отправки в Германию. О столь важном событии инженер П.П. Крынин, вскоре ставший городским головой Николаевска, в тот же день доложил по телеграфу Приамурскому генерал-губернатору Николаю Львовичу Гондатти. Ответом от него было следующее напутствие: «Ваша телеграмма об открытии Пальвинской гавани меня очень обрадовала: положено начало большому делу, которое будет иметь громадное значение для всего Приамурья. Вы много поработали для этого, я сердечно благодарю вас за это. Желаю дальнейшего быстрого развития порта Маго». Обороты пристани постепенно стали увеличиваться. Ежегодно отправлялось по нескольку миллионов пудов маньчжурских бобов. Решено было расширить погрузочные причалы. Но случившаяся революция надолго остановила это полезное начинание…
Анатолий ЖУКОВ, краевед Фото из архива автора
СПРАВКА Петр Петрович Крынин – инженер по образованию, проводил личные исследования и изыскания по истории и экономическому состоянию Приамурского края. 16 лет прослужил в Министерстве путей сообщения на Дальнем Востоке. В 1914–1918 годах служил городским головой Николаевска-на-Амуре. В 1914-м в Хабаровске вышли его «Материалы по изучению Приамурского края». В 1923 году в Харбине издал «Экономический обзор в связи с проектом восстановления города и порта Николаевск-на-Амуре»
Газета «Приамурские ведомости», № 19 (8459) 2025 года г. Хабаровск |