ВЕЧЕР В СТИЛЕ БАРОККО

Артисты Хабаровского музыкального театра завершили 99-й театральный сезон неувядающей классикой

Одним из ярких выступлений ХМТ стала концертная программа «Вечер в стиле барокко». Режиссер Дмитрий Злобин взял на себя особую – просветительскую миссию и в совершенно ненавязчивой форме разговорного жанра, используя визуализацию эпохи барокко,  . . .

перенес его величество зрителя в удивительный мир изящества, красоты, драматизма и духовной музыки, которую западноевропейский стиль филигранно вывел за рамки церковного песнопения.                                                                                

«АВЕ МАРИЯ»                                                                                

Вечер открыл камерный оркестр театра, исполнивший первую часть концерта для двух скрипок (ре минор) выдающегося немецкого композитора, органиста и клавесиниста Иоганна Себастьяна Баха. Прозвучала «Аве Мария» – самая популярная молитва, слова которой в разные времена были положены на несколько десятков разных мелодий.                                                                              

Другим номером стала история о создании шедевра итальянским композитором Джованни Баттистой Перголези. Произведение «Стабат Матер» – жемчужина мировой музыкальной культуры. Автор молитвы пронзительно передал образ безмолвно скорбящей, страдающей матери, видящей своего сына умирающим на кресте. Более 300 лет прошло с момента появления этой музыки.                                                                                     

Но и сегодня волшебная сила ее воздействия ни на миг не ослабла. И это мастерски передала вокалистка театра Мария Злобина. В этой музыке есть надежда, смирение и величайшая любовь ко всему человечеству, которая так необходима сегодня всем людям земли и каждому в отдельности.                                                                                        

Виртуозом эпохи барокко является итальянский композитор Антонио Вивальди. Наверняка при упоминании его имени у вас в памяти всплывают мелодии его цикла скрипичных концертов «Времена года», которые вы слышали неоднократно. Великий автор подарил миру более 500 сочинений для инструментальных ансамблей и оркестров, а также более 50 опер. На «Вечере в стиле барокко» Мария Злобина исполнила арию Ирены из оперы «Баязет».                                                                                   

Пышно, изящно и таинственно в этот раз звучала знаменитая «Пассакалья» из сюиты №7 (соль минор) Георга Фридриха Генделя, автора около 40 опер и 23 ораторий. Вариации из этого произведения были представлены в обработке нашего современника Сергея Асламазяна.                                                                                         

ЖИВОПИСЬ С МУЗЫКОЙ                                                                                          

Далее гости вечера плавно перенеслись в оперный театр Сан-Карло и услышали арии Альмирены, Роделинды и Альцины из произведений Георга Фридриха Генделя.                                                                                              

– Волшебный вечер, не иначе, – звучали комментарии зрителей, пришедших на это музыкальное действо. Режиссеру и ведущему Дмитрию Злобину удалось создать машину времени, которая неустанно переносила больших и совсем юных любителей классической музыки во времена Бернини и Растрелли, Караваджо и Рубенса, соединяя шедевры архитектуры, скульптуры, ландшафта, интерьера и живописи с мелодиями эпохи барокко.                                                                                              

В сонате для двух виолончелей №10 (вторая и третья части) Жана-Батиста Баррьера солировали виолончелисты оркестра ХМТ Екатерина Итунина и Артемий Герасимов. Прозвучала ариетта «Данца» Франческо Дуранте в исполнении Дмитрия Злобина (вокал) и Ларисы Красильниковой (клавесин). Рассыпались бисером музыкальные шутки, повергая в смех зрителей арией Серпины из оперы «Служанка-госпожа» Перголези.                                                                                       

ТАЛАНТЛИВЫЙ СОВРЕМЕННИК                                                                                            

Как и в XVII–XVIII веках дети-виртуозы покоряли Европу своим музицированием, так и в XXI веке на хабаровской сцене на «Вечере в стиле барокко» восхищала своим творчеством 11-летняя Злата Шишкина, ученица детской хоровой школы «Тополек» (преподаватель – Инна Смирнова). Вместе с оркестром лауреатка международных конкурсов солировала на флейте в сюите №2 си минор И.С. Баха (Скерцо).                                                                                      

Настоящим открытием для публики стала информация об одной мистификации. В 70-е годы XX столетия советский исполнитель, мастер игры на лютне Владимир Вавилов записал на студии «Мелодия» пластинку старинной музыки. Среди этих произведений оказался вокализ «Аве Мария», автором которого был указан Джулио Каччини.

Произведение было признано мировым шедевром и вошло в репертуары самых известных хоровых коллективов и солистов. Оно уже много лет исполняется и не сходит со сценических подмостков. Но дело в том, что написал его вовсе не Каччини! Эту мелодию сочинил сам Вавилов, будучи вдохновленным старинной музыкой. Мечтая, чтобы его детище жило и осталось в истории, он указал автором «Аве Марии» итальянского композитора. Во время исполнения этого вокализа Марии Злобиной подпевал весь зрительный зал.                                                                                      

ДОСТИЧЬ СОВЕРШЕНСТВА                                                                                     

В завершение концерта прозвучало знаменитое рондо Жана-Филиппа Рамо из оперы-балета «Галантная Индия». У этого номера также есть другое название: «Дикари». Дмитрий Злобин уверен, что деятели эпохи барокко действительно вели себя как дикари – в своей смелости, в стремлении достичь совершенства.                                                                                 

– Они показали непревзойденный пример стремления к прекрасному, недостижимому. И ведь у них получилось. Они навсегда изменили нашу жизнь. После встречи с их искусством мы уже никогда не сможем быть прежними, – говорит режиссер.                                                                                     

Прошло около 400 лет с того времени, однако вновь и вновь искусство XVII–XVIII веков вдохновляет современных людей.                                                                                       

Живая музыка, которую играл камерный оркестр, проникновенное исполнение арий из опер в этот вечер неустанно сопровождались видеорядом с образами из той, такой далекой и такой таинственной эпохи барокко, в которую каждому присутствовавшему в зрительном зале удалось окунуться. И даже мысленно пройти по залам оперного театра Сан-Карло в Неаполе, построенного в первой половине XVIII века архитектором Джованни Медрано.                                                                                     

Кстати, именно в эпоху барокко была заложена инженерная, акустическая и эстетическая традиция строительства театров, используемая и по сей день. Это навеяло мысли о том, каким будет будущее здание нашего ХМТ. Думаю, что такой вопрос задает себе каждый, кто влюблен в этот театр и остается ему преданным с первой встречи. Хочется пожелать всем служителям Хабаровского академического музыкального театра скорейшего обретения нового, красивого, комфортного и многофункционального здания, которое станет для них и для зрителей родным и любимым храмом высокого искусства.                                                                                      

КСТАТИ                                                                                             

Эпоха барокко была воплощена режиссером и ведущим действа Дмитрием Злобиным, а также камерным оркестром музыкального театра под управлением главного дирижера лауреата премии правительства Хабаровского края Руслана Антипинского.                                                                                             

Вокальные шедевры в сопровождении хора и оркестра исполнила солистка ХМТ Мария Злобина, выпускница Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Сольные инструментальные партии были у Екатерины Катрушевой (скрипка), Натальи Царик (скрипка), Артемия Герасимова (виолончель), Екатерины Итуниной (виолончель) и Златы Шишкиной (флейта).

 

Татьяна ВАНИНА

Фото ХМТ

 

Газета «Приамурские ведомости», № 26 (8466) 2025 года

г. Хабаровск