В ТЕАТРЕ РАБОТАЮТ ОДЕРЖИМЫЕ ЛЮДИ…

Галина Родэз рассказала, что происходит за кулисами

Так уж повелось, что в центре внимания зрителей прежде всего находятся артисты. Но при этом есть люди, которые не выходят на сцену, им не аплодируют. Однако без них спектакль никак состояться не может. Ну представьте,  . . .

если актер выйдет без костюма, без грима… А сцену откроют без декораций.                                                                        

Руководитель литературно-драматургической части Хабаровского краевого театра драмы Галина Родэз, которая недавно отметила юбилей, как раз из тех служителей театра, кто остается за кадром. Но поверьте, работы у Галины Михайловны (знаю ее уже очень давно) всегда хватает. Кстати, она служит драматическому уже 26 лет. Хотя путь в театр, как Родэз сама говорит, у нее получился извилистым.                                                                           

ВНАЧАЛЕ БЫЛА МУЗЫКА                                                                         

С детства у Галины было два увлечения – театр и музыка. Любовь к искусству привила ей мама. Она буквально за ручку водила дочь и в музкомедию, и в драму. Хотя сама по специальности инженер, долгое время была руководящим работником, но всегда мечтала находиться поближе к творчеству. Хотела играть на фортепиано, но время было тяжелое, и у нее не получилось овладеть исполнительским мастерством.                                                                          

Галина, получается, воплотила мамины мечты: и театр полюбила, и музыкальную школу окончила. Затем у нее появилось резкое желание поступить в профильное училище (сейчас это колледж искусств). Окончила его по специальности «теория музыки».                                                                           

По воспоминаниям Галины Михайловны, у нее были шикарные педагоги с консерваторским образованием. Хотя учиться было сложно. Кстати, когда Галина еще училась в училище, она ходила на занятия через двор театра драмы, чтобы срезать угол. У служебного входа обязательно стоял кто-нибудь из артистов: Мирослав Кацель, Владимир Ваксман, Виктор Михайлов, Елена Паевская….                                                                                

– Я их хорошо знала в лицо, потому что часто бывала на спектаклях, – говорит Галина Михайловна. – Тогда не было даже мыслей о том, что когда-нибудь буду здесь работать. Это, видимо, был какой-то знак свыше.                                                                              

Потом я 17 лет преподавала в музыкальной школе. Все мне нравилось. Но в какой-то момент вдруг вспомнила о своем увлечении театром. Я постоянно туда ходила. Наверное, даже сейчас реже смотрю спектакли, чем тогда.                                                                            

Еще работая в музыкальной школе, Галина стремилась использовать режиссерские ходы. Она и праздники организовывала, и сценарии писала. Все это было ей интересно.                                                                      

– В один момент я задумалась: а почему бы мне не пойти в институт культуры на режиссерское отделение? – вспоминает Галина Михайловна. – Сказано – сделано. Училась на заочном, была старостой группы. У нас сложился очень хороший курс, талантливые ребята. Между прочим, один из моих однокурсников сейчас в Москве пишет сценарии для сериалов.                                                                           

Когда Галина поступила в институт культуры, она еще работала в музыкальной школе, но уже стала посматривать в сторону театра. Ее первый сценический опыт состоялся в ТЮЗе.                                                                         

– Тогда как раз зарплату стали задерживать, да и небольшая она была, – вздыхает Родэз. – В ТЮЗе сначала писала сценарии для новогодних утренников. Потом заместитель директора по зрителю предложила мне продавать спектакли. Это был и первый театральный опыт, и прибавка к зарплате.                                                                         

– А как же вы оказались в театре драмы? – интересуюсь у Галины Михайловны.                                                                          

– Когда я уже оканчивала институт, председателем государственной комиссии у нас был Анатолий Александрович Шутов – на тот момент директор и художественный руководитель театра драмы. Он-то и заметил меня на экзаменах и пригласил на должность заведующей литературной частью. Шел 1999 год.                                                                         

«У ТЕБЯ ЕСТЬ СТИЛЬ!»

– Периодически я была и завлитом, и завтруппой. Бывало, занимала обе эти должности сразу, – продолжает Галина Михайловна. – И так 26 лет. Застала еще легендарного Мирослава Матвеевича Кацеля. В расцвете сил были Эдуард Васильевич Мосин и Сергей Николаевич Лычев. Признаюсь, мне было немного страшно, когда я попала сюда. Первое, что я сделала, – подошла к Сергею Лычеву (всегда очень любила его как артиста) и говорю: «А можно я про вас напишу?» Это было мое первое литературное творение.                                                                    

В функции Галины Родэз входит пропаганда театра, спектаклей.                                                                  

– Все это так или иначе связано с продажей самих постановок. Поэтому активно взаимодействую со средствами массовой информации. За годы, понятно, у меня появились связи.                                                                     

Она подружилась с тогдаш ним завотделом культуры газеты «Тихоокеанская звезда» Алексан дром Чернявским. «У тебя есть стиль, поэтому пиши сама», – подбадривал молодого завлита Александр Григорьевич. Что мэтр оценил Галину, ей было, конечно, приятно.                                                                        

– Очень долго меня связывала дружба с Лидией Яковлевной Славутской – она была режиссером на Хабаровской студии телевидения, – говорит Галина Михайловна. – Я даже успела сделать с ней несколько «Театральных гостиных». Сама писала тексты и даже присутствовала на монтаже. В работе Славутская была жестким человеком, ее все боялись. Но ко мне Лидия Яковлевна сразу хорошо отнеслась. У нас с ней были очень теплые отношения.                                                                             

Галину Родэз и сейчас часто приглашают выступить на радио или телевидении. Она проводит пресс-конференции, когда в Хабаровск приезжают с гастролями театры из разных регионов страны. А еще Галина Михайловна водит экскурсии по закулисью театра.                                                                               

ЭТО ВАМ НЕ ПЯТИДНЕВКА С 9 ДО 18                                                                                 

– Театр интересен еще и тем, что есть возможность общаться с удивительными людьми, – продолжает Родэз. – Дмитрий Астрахан, Эдуард Радзюкевич, Александр Калмыков, Эдуард Ливнев – это же такие режиссерские глыбы! Интересно смотреть, как они работают. До сих пор со многими из них у меня хорошие отношения.                                                                            

Как-то ей посчастливилось пообщаться с Ларисой Лужиной. Та вела себя как обычная женщина, никакой звездности. Наталья Гвоздикова, Юлия Рутберг, Сергей Маковецкий, Алексей Гуськов, Андрей Ильин, Людмила Максакова, Виктор Добронравов... Кто сюда только не приезжал.                                                                       

– Знакомые мне говорят: какая ты, мол, счастливая, в театре работаешь и поэтому у тебя каждый день праздник, – улыбается Галина Родэз.                                                                           

– Конечно, как и везде, все прекрасно не бывает каждый день, случаются и проблемы. Просто надо с душой относиться к своему делу. А я действительно боготворю это место. Всегда говорю, что здесь трудятся люди, одержимые своей работой. Это храм души, культуры, искусства. Кому нужны только деньги – отсюда быстро уходят. Ведь театр нужно просто любить – и не за что-то, а потому что не любить невозможно. По-другому здесь нельзя.                                                                             

Согласитесь, работа в театре довольно специфична. Это вам не пятидневка с 9 до 18 часов. День здесь ненормированный, выходной только в понедельник. А какой «сенокос» в праздники! Словом, когда все обычные люди отдыхают, служители Мельпомены трудятся. Естественно, такой ритм жизни выдерживают не все. Есть те, кто работает в театре по 30, 40 и даже 50 лет. Кто-то, напротив, через годдва увольняется. А то и намного раньше.                                                                            

– Есть такое понятие – запах кулис. И он существует, – говорит Галина Михайловна. – Кто его чувствует, тот и остается в театре.

 

Владислав ПИТЕРСКИЙ

Фото автора

 

Газета «Приамурские ведомости», № 26 (8466) 2025 года

г. Хабаровск