ОТ ПОЛЯРНЫХ ДО ЮЖНЫХ ШИРОТ…

Расположенное на Дальнем Востоке Российской Федерации Межрегиональное управление Росавиации по организации воздушного движения и авиационного поиска и спасания в Дальневосточном федеральном округе свою деятельность осуществляет в сложных географических и климатических условиях.

Зона ответственности Межрегионального управления распространяется от Северного Ледовитого океана (моря Лаптевых и Восточного моря) до Тихого океана (Охотского и Японского морей) на юго-востоке России. По своему географическому положению территория подвергается влиянию муссонной деятельности, которая накладывает заметный отпечаток на основные черты климата. Муссонный климат обусловлен резкой сменой воздушных потоков и атмосферных процессов от лета к зиме и от зимы к лету.

Значительную часть зоны составляет водная поверхность морей и океанов, а также льды Северного Ледовитого океана. Территория относится к числу наименее освоенных и малонаселённых районов, где основным видом является воздушный транспорт. Начальником Дальневосточного межрегионального управления Росавиации по организации воздушного движения и авиационно-космического поиска и спасания в ДФО с декабря 2006 года работает Сергей Владимирович Тараненко.

Сергей Владимирович – коренной дальневосточник. Он родился 3 января 1957 года в селе Князе-Волконское Хабаровского края. В 1977 году окончил Кировоградское лётно-штурманское училище- диспетчер службы движения, а в 1984 году – Ордена Ленина Академию гражданской авиации по специальности эксплуатация воздушного транспорта. После окончания училища он работал оператором службы движения, диспетчером-инструктором автоматизированного центра УВД Хабаровского объединённого отряда ДВУГА. С 1994 года работал заместителем командира по авиационной безопасности Хабаровского объединённого авиаотряда ДВУГА Министерства транспорта РФ, а с 1996 года – заместителем генерального директора по безопасности ГП «Дальаэроконтроль». С 1998 года находился на должностях заместителя руководителей Дальневосточного МТУ ФАС России, Дальневосточного МТУ ФСВТ России, Дальневосточного МТУ воздушного транспорта Минтранса России, заместителем руководителя государственного авиационного надзора.

Награждён нагрудными знаками «Отличник воздушного транспорта», «Почётный работник аэронавигации России», «Почётный работник транспорта России». Воинское звание полковник запаса. Член СВГБ.

- Сергей Владимирович, Ваш послужной список можно заносить в учебник по аэронавтике в раздел «Подготовка руководящих кадров», ведь Вы прошли все необходимые фазы в службе прежде, чем стали начальником управления.

- В принципе, так и должно быть.

- Какая сфера деятельности Управления находится под постоянным вниманием ваших специалистов и почему?

- Высокая интенсивность воздушного движения, прохождение над зоной ответственности орбит запускаемых космических аппаратов при наличии сложных географических и метеорологических условий, низкой заселённости территории, требует совершенствования работы по модернизации и развитию аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства, организации авиационно-космического поиска и спасания. Эта сфера деятельности находится под постоянным вниманием специалистов Управления. Для этого налажено подкреплённое практикой взаимодействие с авиакомпаниями, участвующими в системе организации авиационнокосмического поиска и спасания. Ежедневно на дежурство по поисково-спасательному обеспечению в Дальневосточном регионе заступают воздушные суда Ми-8, Ан-26, Ан-24РТ, Ан-2, а также спасатели региональных поисковоспасательных баз Росавиации в Хабаровске, Якутске, Мирном, Магадане, ПетропавловскеКамчатском, Владивостоке, Дальнереченске, Николаевске-наАмуре, Охотске, Благовещенске.

- Сергей Владимирович, для такой ответственной работы должно быть постоянное совершенствование мастерства поисковиков и спасателей.

- Конечно. Вот уже три года подряд Управлением на базе Дальнереченской региональной поисково-спасательной базы федерального государственного учреждения «Дальневосточный поисково-спасательный центр» проводятся ежегодные инструктивно-методические сборы парашютистов-инструкторов и соревнования региональных поисково-спасательных баз Дальнего Востока.

Цель проведения сборов – это повышение профессионального уровня и оценка подготовки спасателей региональных поисково-пасательных баз, а также – определение наиболее подготовленных спасателей и команд и их отбор для участия в международных учениях. Такие сборы служат и привлечению спасателей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также служат для обмена опытом ведения поисковоспасательных и аварийноспасательных операций. Программа каждого сбора включает в себя теоретическую и практическую подготовку специалистов региональных поисково-спасательных баз гражданской авиации.

- Как можно коротко охарактеризовать зону ответственности обслуживаемого пространства?

- В границах зоны ответственности Управления функционируют четыре филиала ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения»: «Аэронавигация Дальнего Востока», «Камчатаэронавигация», «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири», «Аэронавигация СевероВостока». Общая площадь обслуживаемого воздушного пространства составляет двенадцать миллионов квадратных метров – это в два раза больше территории Европы. Над территорией зоны ответственности проходят внутренние и международные воздушные трассы общей протяжённостью 194463 км. Общее количество воздушных трасс, проходящих через зону ответственности Управления, составляет: международные – 86, внутренние – 113, спрямленные 12.Всего на территории ДФО расположено 130 аэродромов, из них в ведении гражданской авиации – 92, государственной авиации – 36, экспериментальной – 2.

- Какие основные изменения произошли в реформировании структуры и деятельности Управления?

- В соответствии с директивами Министра обороны Российской Федерации и распоряжениями Росаэронавигации Управлением совместно с филиалами Госкорпорации проведена работа по реформированию оперативных органов Единой системы организации воздушного движения. При активном участии специалистов Управления в зоне ответственности создана однофрагментная система управления воздушным движением. Управление полётами гражданской, государственной и экспериментальной авиаций осуществляется гражданскими авиадиспетчерами. Созданы и приступили к выполнению своих функций вне трассовые сектора единой системы организации воздушного пространства в Хабаровском Зональном центре, Якутском, Владивостокском, Петропавловск-Камчатском и Магаданском районных центрах. Организованы рабочие места специалистов по согласованию вне трассовой деятельности в Благовещенском и Сахалинском районных центрах. В соответствии с планом в 2010 году Управлением реализованы мероприятия по вводу в действие новых Федеральных авиационных правил по использованию воздушного пространства РФ, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации № 138 и указаний Федерального агентства воздушного транспорта, которые предусматривают упрощённый уведомительный порядок при планировании выполнения полётов.  Одним из важных аспектов в деятельности Управления являются мероприятия по контролю за обеспечением особо важных полётов воздушных судов при посещении Президентом Российской Федерации населённых пунктов Дальневосточного федерального округа, а также организация дежурства экипажей воздушных судов авиакомпаний и спасателей для выполнения работ по поисковоспасательному обеспечению при запуске пилотируемых космических аппаратов. Управлением реализован 1-й этап Федеральной целевой программы «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007-2010гг)». проводится планомерная работа по выполнению ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 гг.) которые предусматривают техническое перевооружение радиотехнических средств обеспечения полётов воздушных судов, стрительство современных команднодиспетчерских пунктов, создание радиолокационных позиций двойного назначения, модернизацию метеооборудования на аэродромах и многое другое.

- Сергей Владимирович, для решения таких серьёзных задач нужны очень квалифицированные кадры?

- Основной состав специалистов в Межрегиональном управлении Росавиации по ОВД и АКПС в ДФО состоит из высококвалифицированных профессионалов, долгое время прослуживших в частях Министерства обороны Российской Федерации, органах государственной безопасности России, авиационных предприятиях региона. Например, заместитель начальника управления Е.Г.Мизгирев, в прошлом – начальник военного сектора; А.П.Ляшко, специалист отдела авиационно-космического поиска и спасания, полковник ФСБ России; начальники отделов В.А.Шамсулин, С.А.Пеньков; военный лётчик П.Б.Сергеев, гражданский пилот С.И.Штатнов; финансист с тридцатилетним стажем работы в гражданской авиации Ф.И.Гаврилюк и многие другие. За плодотворную работу и качественное выполнение государственных функций ряд работников управления поощрены ведомственными наградами Министерства транспорта России, Федеральной аэронавигационной службы, Федерального агентства воздушного транспорта. Я благодарен своему коллекти ву за очень ответственное отношение к службе и горжусь тем, что работаю с такими замечательными людьми.

С.В.Тараненко, начальник Межрегионального управления Росавиации по ОВД и АКПС в ДФО, полковник запаса, член СВГБ.