Свежий ветер в заливе Анива

Международное сотрудничество

                                                            Анатолий Огурцов
                                                       Фото Андрея Бичурова

Переход от количества к качеству, так можно охарактеризовать состоявшиеся 27 октября в заливе Анива российско-японские учения. В них приняли участие пограничные сторожевые корабли «Буг» и «Южно-Сахалинск», два патрульных судна и катер Сахалинского пограничного управления береговой охраны ФСБ России, самолёт и вертолёт авиаотряда ФСБ России, а также патрульное судно «Соя» Управления безопасности на море Японии. Цель тактических манёвров – углубить международное сотрудничество пограничных структур двух стран в борьбе с трансграничной преступностью, оказании помощи судну, терпящему бедствие, и спасании людей в открытом море.
Несмотря на капризы погоды, свойственные Сахалину в это время года, на несколько дней установились благоприятные условия для совместных учений.

Рукопожатие друзей

Заход патрульного судна «Соя» Штаба безопасности на море 1-го района Управления безопасности на море (УМБ) Японии в порт Корсаков проходил в торжественной обстановке. Едва уловимая в утреннем тумане белая точка на морской глади, постепенно стала приобретать очертания крупного корабля. Немного поодаль виднелся силуэт ПСКР «Южно-Сахалинск», который встретил зарубежных коллег на кромке территориального моря России и сопроводил к пирсу. Под бравурные марши духового оркестра экипаж «Сои» с помощью российских моряков успешно пришвартовал сторожевик у пирса.

После необходимых таможенных и пограничных процедур долгожданные гости спустились на берег.

- Здравствуйте! Я глава японской делегации. Мне не приходилось раньше говорить на русском языке, поэтому предлагаю дальше общаться через переводчика, - сказал Сато Наоюки,  начальник Штаба 1-го района УМБ Японии, отдав воинское приветствие и протянув открытую ладонь генерал-майору Александру Филиппову.
Начальник Сахалинского ПУБО ФСБ России ответил тёплым рукопожатием и предложил отведать гостям хлеба-соли и принять в знак внимания цветы.

В приветственной речи Александр Филиппов отметил, что все элементы запланированного учения встречаются в повседневной деятельности пограничников обеих стран. Актуальность таких двухсторонних учений продиктована складывающейся в настоящее время обстановкой на море. От того, насколько хорошо удастся наладить обмен информацией, напрямую зависит надёжность охраны государственной границы двух стран.

Браконьерство в регионе, как явление, к сожалению, существует. Объёмы незаконной добычи водных биоресурсов благодаря совместным действиям несколько уменьшились, но работать есть над чем. Кроме того, нужно сообща принимать меры для борьбы с незаконным промыслом судов под флагами третьих стран. С их стороны допускаются не только случаи неучтённого вылова водных биоресурсов, но и контрабанды оружия, наркотиков, нелегальной миграции, что способствует формированию благоприятной среды для терроризма, подытожил Александр Михайлович.

В завершение обмена приветствиями главы делегаций и экипажи сторожевиков «Буг» и «Соя» сфотографировались на память. В этот же день состоялись визиты вежливости в Сахалинское ПУБО ФСБ России, консульство Японии в Южно-Сахалинске, мэрию города Корсакова и Сахалинский филиал «Росморпорта».

Все сходились во мнении, что столь тесное сотрудничество помогает эффективнее выполнять задачи по охране морских пространств двух государств, позволяет оперативно реагировать на обстановку в регионе, находить компромиссы в решении спорных вопросов, способствует взаимопониманию сторон.

Шторм

Осенью природа пестрит красками, радуя глаз. Палитра оттенков листвы деревьев, морской волны, облаков и неба не оставляет никого равнодушным. Но на Сахалине осень – это ещё и время штормов и дождей.

Во вторые сутки визита планировали день открытых дверей для жителей приграничья и выступления творческих коллективов перед иностранными гостями. Однако капризы погоды внесли существенную поправку в планы организаторов. Сильный ветер и высокая волна вынудили корабли покинуть порт и удалиться на безопасное расстояние от берега. Стихия разыгралась не на шутку, показав крутой нрав. Единственное что оставалось экипажам – это надеяться, что шторм вскоре уляжется и залив Анива вновь обретёт спокойствие.

Патрульное судно «Соя» приступило к охране исключительной экономической зоны Японии в ноябре 1978 года. Водоизмещение судна немногим менее 4 тысяч тонн. Длина судна около 100 метров. На борту имеются 40-мм и 20-мм автоматические артиллерийские установки, палубный вертолёт «Сэкирэй».
ПСКР «Буг» вышел на охрану государственной границы в феврале 1986 года. Сторожевой корабль ледового класса, мореходность неограничена, водоизмещение около 1,5 тысяч тонн, на вооружении 30-мм автоматические установки.

Экскурсии по сторожевикам и концерт в корсаковском Доме культуры «Океан» всё-таки состоялись - в заключительный день делового захода патрульного судна «Соя».

«Аянка» легла в дрейф

Чёрный флаг на мачте пограничного сторожевого катера «608» означает, что ему в российско-японских учениях отведена роль судна-нарушителя. По замыслу учения патрулирующий водное пространство с воздуха самолёт обнаруживает группу судов, ведущих промысел в исключительной экономической зоне России. Одно из судов на запросы не отвечает, по техническим средствам не позиционируется. Визуально оно опознано как теплоход «Аянка», признаки принадлежности к какому-либо государству отсутствуют. По оперативной информации «Аянка» занимается контрабандной деятельностью и специализируется на незаконном обороте оружия и перевозке мигрантов.

Патрульный самолёт по средствам связи продолжает опрос судна, требует остановиться и лечь в дрейф, подаёт пиротехнические сигналы для привлечения внимания экипажа «Аянки». В это время координационный отдел пограничного управления с использованием автоматизированной системы обмена информацией (АСОИ) с береговой охраной иностранных государств информирует Штаб 1-го района УМБ Японии о судне-нарушителе.

Пограничный сторожевой корабль «Южно-Сахалинск» начинает преследование и принимает меры к остановке «пиратов», ПСКР «Буг» блокирует возможный маршрут движения «Аянки». Патрульный корабль «Соя» следует в предполагаемый район захода судна-нарушителя в территориальные воды Японии.
«Аянка» входит в исключительную экономическую зону Японии, патрульный самолёт завершает преследование и покидает район учения. Корабль «Соя» занимает отсекающую позицию, с палубы в воздух поднимается вертолёт «Сэкирэй», который обнаруживает судно-нарушитель и требует покинуть акваторию ИЭЗ Страны восходящего солнца. Информация о координатах «Аянки» поступает на командный пункт Сахалинского ПУБО ФСБ России. Начинается подготовка к вылету транспортно-боевого вертолёта с группой специального назначения на борту.

Судно с пиратским флагом в результате действий японских пограничников меняет курс и устремляется в ИЭЗ Российской Федерации. В дело снова вступает ПСКР «Южно-Сахалинск». Сторожевик всеми имеющимися средствами подаёт сигналы об остановке. В районе учения появляется вертолёт авиаотряда ФСБ России, предупреждает о намерении применить оружие против судна-нарушителя, затем делает крутой вираж, условно имитируя предупредительную стрельбу. «Аянка» стопорит ход.

С вертолёта проводится беспарашютное десантирование группы спецназа, с ПСКР «Южно-Сахалинск» на воду спускается катер с осмотровой группой на борту. Контрабандисты активно сопротивляются, но перестрелка скоро затихает, преступники сложили оружие.

Две стихии – огонь и вода

Теплоход «Солнечный берег», в роли которого выступало пограничное патрульное судно «819», подало сигнал SOS: в машинном отделении возник пожар, огонь распространяется в другие отсеки и помещения, экипаж не справляется со стихией.
Координационный отдел погрануправления информирует по АСОИ Штаб 1-го района УМБ Японии. Совместно действуя, ПСКР «Буг» и патрульное судно «Соя» приходят на помощь «Солнечному берегу». Мощными струями воды с двух сторон бьют лафетные стволы, на борт теплохода высаживаются аварийно-спасательные группы.

Через несколько минут пожар удалось локализовать, но оказалось, что несколько человек из экипажа поддались панике и покинули охваченное огнём судно. Корабельный вертолёт «Сэкирэй» начинает обследовать прилегающую акваторию и обнаруживает две группы людей. Японские коллеги сбрасывают средства спасания на воду и наводят ПСКР «Буг» и патрульный корабль «Соя» в нужную точку. Российские и японские пограничники поднимают пострадавших из воды. На этом завершается последний этап учений.

Подобные учения сейчас важны, как никогда, ведь в ноябре начинается сезон штормов - самое опасное время для мореплавания.

В кильватерном  строю

Несмотря на сложные погодные условия, учения всё-таки состоялись. Руководители обеих делегаций несколько переживали, что не удастся использовать в полной мере возможности авиации, но опасения оказались напрасными. Видимость была хорошей, и это позволило отработать все элементы учения. Подводя итоги, начальник Сахалинского ПУБО ФСБ России генерал-майор Александр Филиппов и начальник Штаба первого района УМБ Японии Сато Наоюки отметили, что с поставленными задачами сводные силы пограничников справились на достаточно высоком уровне.

Корабли, задействованные в манёврах, перегруппировались и начали движение в строю кильватерной колонной. Вертолёты и самолёт также прошли мимо руководителей учения, подавая сигналы воинского приветствия.

Сотрудничество между российской и японской береговой охраной одними учениями не ограничивается. Буквально накануне совместных манёвров по представленной российской стороной информации японские пограничники в своей исключительной экономической зоне задержали два судна под флагом Камбоджи. В последнем случае шхуна уходила от преследования несколько часов. После остановки в её трюмах обнаружено более 15 тонн живого краба. Валютоёмкий живой груз выпущен в естественную среду обитания, предотвращённый ущерб составляет 13,5 млн рублей. Разбирательство ещё продолжается, но факт сам по себе многообещающий. Если раньше силы береговой охраны сопредельных государств в одиночку старались одолеть проявления трансграничной преступности, то теперь пришло понимание того, что совместная деятельность приносит гораздо лучший результат. А найти точки соприкосновения оказалось не так уж и сложно.

P.S. Надо отметить, что визит столь высокого руководителя - начальника Штаба 1-го района УМБ Японии на Сахалин состоялся впервые. История российско-японских деловых заходов моряков-пограничников берёт начало с 2000 года.
Тогда, после подписания Меморандума об основах развития сотрудничества между Федеральной пограничной службой Российской Федерации и Управлением безопасности на море Японии, сахалинский пограничный сторожевой корабль впервые принял участие в параде кораблей в Токийском заливе. В 2003 году вновь один сахалинский сторожевик с кораблём из Приморья участвовал в российско-японских учениях. С 2007 года совместные учения и деловые визиты кораблей Сахалинского ПУБО ФСБ России и их японских коллег становятся регулярными. Широкий размах сотрудничество приобрело в 2008 году, когда пограничные ведомства обеих стран праздновали профессиональные юбилеи: Пограничной службе ФСБ России исполнилось 90 лет, Управлению безопасности на море Японии – 60.