Свежий ветер в заливе Анива
Международное сотрудничество
Анатолий Огурцов
Переход от количества к качеству, так можно охарактеризовать состоявшиеся 27 октября в заливе Анива российско-японские учения. В них приняли участие пограничные сторожевые корабли «Буг» и «Южно-Сахалинск», два патрульных судна и катер Сахалинского пограничного управления береговой охраны ФСБ России, самолёт и вертолёт авиаотряда ФСБ России, а также патрульное судно «Соя» Управления безопасности на море Японии. Цель тактических манёвров – углубить международное сотрудничество пограничных структур двух стран в борьбе с трансграничной преступностью, оказании помощи судну, терпящему бедствие, и спасании людей в открытом море. Рукопожатие друзей Заход патрульного судна «Соя» Штаба безопасности на море 1-го района Управления безопасности на море (УМБ) Японии в порт Корсаков проходил в торжественной обстановке. Едва уловимая в утреннем тумане белая точка на морской глади, постепенно стала приобретать очертания крупного корабля. Немного поодаль виднелся силуэт ПСКР «Южно-Сахалинск», который встретил зарубежных коллег на кромке территориального моря России и сопроводил к пирсу. Под бравурные марши духового оркестра экипаж «Сои» с помощью российских моряков успешно пришвартовал сторожевик у пирса. После необходимых таможенных и пограничных процедур долгожданные гости спустились на берег.
- Здравствуйте! Я глава японской делегации. Мне не приходилось раньше говорить на русском языке, поэтому предлагаю дальше общаться через переводчика, - сказал Сато Наоюки, начальник Штаба 1-го района УМБ Японии, отдав воинское приветствие и протянув открытую ладонь генерал-майору Александру Филиппову. В приветственной речи Александр Филиппов отметил, что все элементы запланированного учения встречаются в повседневной деятельности пограничников обеих стран. Актуальность таких двухсторонних учений продиктована складывающейся в настоящее время обстановкой на море. От того, насколько хорошо удастся наладить обмен информацией, напрямую зависит надёжность охраны государственной границы двух стран. Браконьерство в регионе, как явление, к сожалению, существует. Объёмы незаконной добычи водных биоресурсов благодаря совместным действиям несколько уменьшились, но работать есть над чем. Кроме того, нужно сообща принимать меры для борьбы с незаконным промыслом судов под флагами третьих стран. С их стороны допускаются не только случаи неучтённого вылова водных биоресурсов, но и контрабанды оружия, наркотиков, нелегальной миграции, что способствует формированию благоприятной среды для терроризма, подытожил Александр Михайлович. В завершение обмена приветствиями главы делегаций и экипажи сторожевиков «Буг» и «Соя» сфотографировались на память. В этот же день состоялись визиты вежливости в Сахалинское ПУБО ФСБ России, консульство Японии в Южно-Сахалинске, мэрию города Корсакова и Сахалинский филиал «Росморпорта». Все сходились во мнении, что столь тесное сотрудничество помогает эффективнее выполнять задачи по охране морских пространств двух государств, позволяет оперативно реагировать на обстановку в регионе, находить компромиссы в решении спорных вопросов, способствует взаимопониманию сторон. Шторм Осенью природа пестрит красками, радуя глаз. Палитра оттенков листвы деревьев, морской волны, облаков и неба не оставляет никого равнодушным. Но на Сахалине осень – это ещё и время штормов и дождей. Во вторые сутки визита планировали день открытых дверей для жителей приграничья и выступления творческих коллективов перед иностранными гостями. Однако капризы погоды внесли существенную поправку в планы организаторов. Сильный ветер и высокая волна вынудили корабли покинуть порт и удалиться на безопасное расстояние от берега. Стихия разыгралась не на шутку, показав крутой нрав. Единственное что оставалось экипажам – это надеяться, что шторм вскоре уляжется и залив Анива вновь обретёт спокойствие.
Патрульное судно «Соя» приступило к охране исключительной экономической зоны Японии в ноябре 1978 года. Водоизмещение судна немногим менее 4 тысяч тонн. Длина судна около 100 метров. На борту имеются 40-мм и 20-мм автоматические артиллерийские установки, палубный вертолёт «Сэкирэй». Экскурсии по сторожевикам и концерт в корсаковском Доме культуры «Океан» всё-таки состоялись - в заключительный день делового захода патрульного судна «Соя». «Аянка» легла в дрейф Чёрный флаг на мачте пограничного сторожевого катера «608» означает, что ему в российско-японских учениях отведена роль судна-нарушителя. По замыслу учения патрулирующий водное пространство с воздуха самолёт обнаруживает группу судов, ведущих промысел в исключительной экономической зоне России. Одно из судов на запросы не отвечает, по техническим средствам не позиционируется. Визуально оно опознано как теплоход «Аянка», признаки принадлежности к какому-либо государству отсутствуют. По оперативной информации «Аянка» занимается контрабандной деятельностью и специализируется на незаконном обороте оружия и перевозке мигрантов. Патрульный самолёт по средствам связи продолжает опрос судна, требует остановиться и лечь в дрейф, подаёт пиротехнические сигналы для привлечения внимания экипажа «Аянки». В это время координационный отдел пограничного управления с использованием автоматизированной системы обмена информацией (АСОИ) с береговой охраной иностранных государств информирует Штаб 1-го района УМБ Японии о судне-нарушителе.
Пограничный сторожевой корабль «Южно-Сахалинск» начинает преследование и принимает меры к остановке «пиратов», ПСКР «Буг» блокирует возможный маршрут движения «Аянки». Патрульный корабль «Соя» следует в предполагаемый район захода судна-нарушителя в территориальные воды Японии. Судно с пиратским флагом в результате действий японских пограничников меняет курс и устремляется в ИЭЗ Российской Федерации. В дело снова вступает ПСКР «Южно-Сахалинск». Сторожевик всеми имеющимися средствами подаёт сигналы об остановке. В районе учения появляется вертолёт авиаотряда ФСБ России, предупреждает о намерении применить оружие против судна-нарушителя, затем делает крутой вираж, условно имитируя предупредительную стрельбу. «Аянка» стопорит ход. С вертолёта проводится беспарашютное десантирование группы спецназа, с ПСКР «Южно-Сахалинск» на воду спускается катер с осмотровой группой на борту. Контрабандисты активно сопротивляются, но перестрелка скоро затихает, преступники сложили оружие. Две стихии – огонь и вода
Теплоход «Солнечный берег», в роли которого выступало пограничное патрульное судно «819», подало сигнал SOS: в машинном отделении возник пожар, огонь распространяется в другие отсеки и помещения, экипаж не справляется со стихией. Через несколько минут пожар удалось локализовать, но оказалось, что несколько человек из экипажа поддались панике и покинули охваченное огнём судно. Корабельный вертолёт «Сэкирэй» начинает обследовать прилегающую акваторию и обнаруживает две группы людей. Японские коллеги сбрасывают средства спасания на воду и наводят ПСКР «Буг» и патрульный корабль «Соя» в нужную точку. Российские и японские пограничники поднимают пострадавших из воды. На этом завершается последний этап учений. Подобные учения сейчас важны, как никогда, ведь в ноябре начинается сезон штормов - самое опасное время для мореплавания. В кильватерном строю Несмотря на сложные погодные условия, учения всё-таки состоялись. Руководители обеих делегаций несколько переживали, что не удастся использовать в полной мере возможности авиации, но опасения оказались напрасными. Видимость была хорошей, и это позволило отработать все элементы учения. Подводя итоги, начальник Сахалинского ПУБО ФСБ России генерал-майор Александр Филиппов и начальник Штаба первого района УМБ Японии Сато Наоюки отметили, что с поставленными задачами сводные силы пограничников справились на достаточно высоком уровне. Корабли, задействованные в манёврах, перегруппировались и начали движение в строю кильватерной колонной. Вертолёты и самолёт также прошли мимо руководителей учения, подавая сигналы воинского приветствия. Сотрудничество между российской и японской береговой охраной одними учениями не ограничивается. Буквально накануне совместных манёвров по представленной российской стороной информации японские пограничники в своей исключительной экономической зоне задержали два судна под флагом Камбоджи. В последнем случае шхуна уходила от преследования несколько часов. После остановки в её трюмах обнаружено более 15 тонн живого краба. Валютоёмкий живой груз выпущен в естественную среду обитания, предотвращённый ущерб составляет 13,5 млн рублей. Разбирательство ещё продолжается, но факт сам по себе многообещающий. Если раньше силы береговой охраны сопредельных государств в одиночку старались одолеть проявления трансграничной преступности, то теперь пришло понимание того, что совместная деятельность приносит гораздо лучший результат. А найти точки соприкосновения оказалось не так уж и сложно.
P.S. Надо отметить, что визит столь высокого руководителя - начальника Штаба 1-го района УМБ Японии на Сахалин состоялся впервые. История российско-японских деловых заходов моряков-пограничников берёт начало с 2000 года. |