Мостовой переход через реку Амур
АМУРСКОЕ ЧУДО Уникальное инженерное сооружение на 8510 километре от Москвы представляет собой совмещённый мостовой переход через реку Амур возле города Хабаровска. Хабаровский мост или «Амурское чудо», до 1917 года «Алексеевский мост» - совмещённый мостовой переход с раздельным железнодорожным двухпутным (по нижнему ярусу) и двухполосным автомобильным (по верхнему ярусу) движением. Является частью Транссибирской магистрали и федеральной автотрассы М58 «Амур» Чита-Хабаровск. Историческая справка Первые изыскания по строительству железнодорожного моста в районе Хабаровска были проведены в 1895 году, но в связи со строительством КВЖД были прекращены. Вновь вопрос о сооружении Амурской железной дороги и моста был поставлен в связи с поражением Российской империи в русско-японской войне. С 1906 года изыскания моста почти не прерывались вплоть до окончательного выбора направления. Торжественная закладка величайшего в мире моста через реку Амур у Хабаровска была осуществлена 30 июля 1913 года, то есть ровно сто лет назад, в присутствии приамурского генерал-губернатора Н.Л.Гондатти. Проектировал это уникальное сооружение профессор Лавр Проскуряков, а эстакаду через Бешеную протоку крупнейший специалист Российского мостостроения Григорий Передерия. Начальником моста был назначен талантливый инженер Александр Ливеровский. По проекту срок ввода в эксплуатацию был назначен 1 октября 1915 года, то есть на строительство было отведено всего 26 месяцев. Металлические фермы моста изготавливались в Варшаве, затем в разобранном виде доставлялись в Одессу, оттуда морским путём во Владивосток, где их перегружали на железнодорожные платформы и везли в Хабаровск. Сборка 18-ти ферм происходила на месте. Сдать мост помешала Первая мировая война – осенью 1914 года в Индийском океане германский крейсер «Эмден» потопил пароход с двумя последними фермами, которые затем пришлось заказывать в Канаде. Кроме того на войну были мобилизованы опытные рабочие. 5 октября 1916 года состоялось освящение и открытие моста для постоянного движения. По тогдашнему обычаю ленточку перерезала самая знатная дама города – супруга генерал-губернатора Муравьёва-Амурского. Железнодорожный мост имени наследника Цесаревича Алексея был открыт. Общая длина моста составила 3 километра, полная высота 64 метра. На его строительство было израсходовано 18 тысяч тонн металла. Обошёлся он казне в 13,5 миллионов рублей. В это время он был самым крупным мостовым переходом 4-х континентов: Европы, Азии, Африки, Австралии. Надпись на чугунной памятной доске « Мост наследника цесаревича Алексея Николаевича через реку Амур общим отверстием 1141,41 сажени, общей длиной 1217,81 сажени сооружён в царствие Его Императорского Величества Государя Императора Николая II в лето Рождества Христова 1913-1916 гг., при министрах путей сообщения С.В.Рухлеве и А.Ф.Трепове, приамурском генерал-губернаторе Н.Л.Гондатти, начальниках управления по сооружению железных дорог инженерах путей сообщения Е.Д.Вурцель, Г.О.Паукере и А.В.Ливеровском, начальниках работ по постройке Восточно-Амурской железной дороги инженерах путей сообщения М.С.Навроцком, А.В.Ливеровском и Д.П.Бирюкове, заведующем постройкой моста инженере путей сообщения Б.И.Хлебникове, старшем производителе работ инженере путей сообщения В.А.Пикусе, младших производителях работ инженерах путей сообщения В.В.Меженинове и М.И.Малышеве, подрядчиками казны, обществом «Рудзский и К» при доверенном общества инженер-технологе М.Ф.Хиерополитанском, инженерами А.А.Лушниковым, П.И.Крыловым, при доверенном их инженер-технологе В.И.Крылове – хозяйственным распорядителем. Закладка совершена 30 июля 1913 года. Открытие для движения 5 октября 1916 г.» 5 апреля 1920 года два металлических пролёта были взорваны отступавшими с боями из Хабаровска партизанскими частями во время провокационного выступления японских военных во время гражданской войны. В результате Транссибирская магистраль была разорвана на 5 лет. Работы по восстановлению моста начались вскоре после установления Советской власти на Дальнем Востоке (с ноября 1922 года). Ферма №13 была собрана во Владивостоке, на Дальзаводе, из частей, повреждённых пролётных строений, упавших одним концом в воду. Вместо другой (№12) была установлена запасная железная ферма моста через р. Ветлугу (приток Волги), которая имела несколько отличные очертания, но подходила по своей величине и конструкции. Мелкий ремонт и недостающие части были сделаны Хабаровским заводом «Арсенал» (позже – «Дальдизель»). Сквозное движение было открыто 22 марта 1925 года. В 1980-х годах были проведены исследования моста с целью начала его реконструкции. Пролётные строения и арочная часть были признаны дефектными. В то же время опоры моста находились в удовлетворительном состоянии. Но ограничения скорости движения всё же были введены. В ноябре 1990 года институтами «Дальгипротранс», «Ленгипротрансмост» и ОАО «Институт Гипростроймост» было разработано и утверждено технико-экономическое обоснование реконструкции существующего железнодорожного моста через Амур у Хабаровска в варианте совмещённого мостового перехода с раздельным двухпутным железнодорожным и четырёхполостным автомобильным движением. Первый поезд по новому мосту прошёл 27 июня 1998 года, а с ноября 1999 года началось организованное движение грузовых и пассажирских поездов со скоростью 70 километров в час. В октябре 1999 года было открыто и автомобильное движение. Мост длиной 2599 метров имеет 17 опор, 18 ферм при ширине реки 2500 метров. Тогда же МПС России фактически начало работы по 2-й очереди реконструкции, произведя в 1999-2000 годах демонтаж ферм «царского» моста. Но по финансовым причинам монтаж пролётных строений по старой оси моста начался только в 2005 году. Вторая очередь железнодорожного моста открыта 7 ноября 2009 года – мост стал двухпутным для движения поездов и двухполосным для автотранспорта. Работы по строительству дублирующей автодорожной части выделены в третью очередь реконструкции. Музей истории Амурского моста При реконструкции моста у руководства Дальневосточной железной дороги возникла идея создать музей истории моста. Одним из главных экспонатов должна была стать последняя из демонтированных водным способом ферм «царского» моста. При реконструкции её оставили на площадке на правом берегу Амура, где она простояла до августа 2008 года, когда с разворота фермы на 90 градусов началось обустройство музея. Летом 2009 года были проведены работы по очистке и покраске фермы, а также подготовка и установка трёх будущих экспонатов: паровоза Е-а, двухосной платформы 1935 года выпуска и цистерны 1936 года выпуска. В 2010 году экспозиция была существенно расширена: возведено здание ретровокзала, установлены электровоз ВЛ-80, выпускавшийся с 1960-х годов прошлого века, грузопассажирский тепловоз М-62, крытый вагон старой постройки и автомориса 1930-х годов. Музей был включён в экскурсионную программу участников и гостей 6-й Ассамблеи начальников железных дорог, проходивший в 2011 году в Хабаровске и Владивостоке. |