АРХИЕПИСКОП МАРК

Марк, правящий архиерей Хабаровской и Амурской епархии.

 Дата рождения: 26 сентября 1961 года. Дата хиротонии: 3 сентября 1995 года. День ангела: 17 января. Родился в г. Москве. В 1978 году окончил среднюю школу. 1978-1979гг.- работал чертёжником-конструктором в ПИ-2 Госстроя СССР. 1979-1981 гг.- служил в Вооружённых Силах СССР. 1981-1985 гг.- работал в Гидрометцентре СССР электромехаником ЭВМ 6-го разряда. В это же время учился в Финансово-экономическом институте. 1986-1988 гг. работал в «Интуристе». В 1988 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1991 году, и был принят в Московскую духовную академию, которую окончил в 1994 году. Во время учёбы в Духовных школах был принят послушником в Троице-Сергиеву Лавру, в 1991 году пострижен в монашество с именем Марк. 18 июля 1992 года был рукоположен во иеродиакона Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым. В ноябре 1992 года был направлен на послушание в Астраханскую епархию. В том же году рукоположен в иеромонаха и назначен настоятелем Покровского кафедрального собора г. Астрахани. С 1 января 1993 года назначен наместником Успенского кафедрального собора Астраханского кремля. Одновременно выполнял обязанности делопроизводителя епархии, войскового священника Астраханского казачьего войска, входил в состав исполнительного органа консультативного совета при главе администрации Астраханской области, являлся членом Епархиального совета. Решением Священного Синода от 16 июля 1995 года иеромонаху Марку определено быть епископом Хабаровским и Приамурским. 3 сентября 1995 года в Богоявленском кафедральном соборе города Москвы была совершена хиротония архимандрита Марка в епископа. 28 июня 2008 года Священный Синод, во исполнение Определения Архиерейского Собора от 27 июня 2008 года «О деятельности Преосвященного Диомида, епископа Анадырского и Чукотского», постановил уволить епископа  надырского и Чукотского Диомида от управления Анадырской епархией с запрещением в священнослужении. Решением Священного Синода временное управление епархией был поручено архиепископу Хабаровскому и Приамурскому Марку. 6 октября 2008 года Священный Синод постановил считать решение Освященного Архиерейского Собора об извержении из сана епископа Диомида вступившим в силу. Архиепископу Марку предписано продолжить управление Анадырской и Чукотской епархией на правах правящего архиерея, включая принятие всех канонических мер в отношении нарушителей церковной дисциплины, как священнослужителей, так и мирян. Решением Священного Синода от 31 марта 2009 года освобождён от временного управления Анадырской епархией.

 

НРАВСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

(Ответы священников)

- Я человек верующий. Когда у меня в жизни происходят неприятности, я объясняю их тем, что это наказание свыше за мои грехи. Так ли это?

- Скорби и болезни, которые приходится переносить верующему человеку, являются не столько наказанием Божиим за его грехи, сколько естественным следствием этих грехов. Любой грех разрушает связь человека с Богом, отдаляет его от Творца. Таким образом, грешник, не успевший или не пожелавший раскаяться в своём грехе, остаётся один на один с лежащим во зле миром, который причиняет ему страдания. Дело осложняется тем, что каждый человек тысячами незримых уз связан с другими людьми, большинство из которых даже не являются его знакомыми. Эту связь хорошо чувствовал писатель Ф.М.Достоевский, любивший повторять: «Всякий перед всеми за всех и за всё виноват». Накопление греха в человеческих сердцах приводит к тому, что мир теряет свою прочность, становится неустойчивым и ткань бытия рвётся подчас в непредсказуемых точках.

- Как правильно и кому в первую очередь надо помогать, если есть небольшая сумма и ты можешь помочь кому-то одному? Ребёнку, находящемуся в детдоме, ребёнку, больному раком, монастырю или сестре, которая тоже нуждается? У меня просто сердце разрывается, хочется по мочь всем, но нет такой возможности. Как быть?

- В романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» есть замечательный эпизод, который поможет Вам разрешить это нравственное затруднение. К старцу Зосиме подходит очень бедная крестьянка, которая передаёт ему 60 копеек и говорит: «Отдай той, которая беднее меня». Казалось бы, трудно найти человека, который беднее этой пришедшей за несколько десятков вёрст пешком женщины, однако старец Зосима обещает исполнить поручение. Рядом с нами всегда есть люди, которые в любом смысле - возвышенном или буквальном, материальном или духовном - беднее нас. Помогите сначала своей сестре. Затем, если Господь пошлёт Вам некоторый избыток, помогите ребёнку, находящемуся в приюте. Затем - монастырю. Затем - ещё кому-нибудь, кто беднее Вас. Рука дающего никогда не оскудевает, и Вам удастся последовательно помочь очень многим людям. 

- Церковь учит подавать милостыню просящим... Периодически милостыню просят пьющие люди, часто в состоянии алкогольного опьянения. Стоит ли подавать таким людям? Не получается ли, что тем самым мы поощряем их самоотравление водкой?

- Разумеется, ни в каком случае не стоит поощрять пьянство. Хотя и алкоголики, как все больные люди, нуждаются в милосердии. Лучше подать им немного еды или что-нибудь из одежды. Следует только помнить, что от нашей милостыни не будет никакого прока, если подавать мы её будем с чувством высокомерия, внутреннего осуждения того, кто у нас просит, может быть, и на водку. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся (Мф.5, 42) В этой заповеди Христа Спасителя ничего не говорится о достоинстве того, кому нужно оказать помощь и милосердие. Господь хочет, чтобы каждый человек имел милующее сердце и не оставался равнодушным при виде чужой боли.

- Мой духовный отец сказал мне, чтобы я молилась  о том, чтобы Господь послал мне человека, которого я смогла бы полюбить и образовать с ним семью. Беда в том, что я не хочу создавать семью, у меня нет никакого к этому желания. Это плохо?

- Вступление в брак для христианина не является чемто обязательным и принудительным. В то же время невозможно говорить о ненужности или бессмысленности брака. Каждый носит те бремена, которые оказываются ему удобоносимыми. Если Вы не имеете душевного расположения к молитве о  будущем супруге, хотя и связаны советом духовника, тогда обратитесь к нему вновь, открыв своё нежелание брака. Но помните: жизнь без брака не даёт разрешения на те отношения между мужчиной и женщиной, какие бывают у законных супругов.

- Как жить вдове? Оставаясь навсегда вдовой, так и не став матерью? Молюсь и боюсь. Скоро год. И я верна ему. А если я согрешу? Если природа противостоит духу смирения и послушания?

- Перенесённое Вами горе очень велико. Очень трудно найти слова утешения, хотя Вы, вероятно, в них не нуждаетесь. И всё же, несмотря на нестерпимую боль утраты, Вам есть за что благодарить Бога: за радость любви, которая, согласитесь, осталась с Вами. Эта любовь и поможет Вам избежать всех соблазнов, связанных с немощами человеческой природы, особенно сильных в наше бесстыдное время. Постоянное поминовение супруга, однако, не является препятствием для вступления в новый брак, который вовсе не является оскорблением памяти усопшего.

- Мой свёкор считает себя глубоко верующим человеком и утверждает, что Церковь запрещает по воскресеньям стирать, шить, резать что-либо ножницами, а также утверждает, что по церковным праздникам запрещено купаться. Существуют ли такие ограничения на самом деле?

- Конечно, до такого буквализма в запрещениях относительно дел в воскресенье Церковь не доходит. В евангельских эпизодах мы читаем, что Христос обличает фарисеев в холодном буквализме и безжизненной обрядовости провождения дня покоя. Более того, Он совершает в этот день покоя исцеления, и не только на улицах городов и селений, но и в синагоге при иудейских священниках, книжниках, фарисеях. Безусловно, все земные дела надо делать во все дни, кроме тех, которые Церковь посвящает Богу,- воскресных и праздничных дней. Четвёртая заповедь как раз и говорит о должном провождении таких особенных дней. Но если в этот святой праздничный день Вы сделаете доброе христианское дело, то не будет в данном случае никакого греха. Если при уходе за больным человеком необходимо совершить действия ножницами, то это нужно сделать. Когда в бедной семье есть маленький ребёнок и каждая пелёнка на счету неужели Бог осудит за то, что Вы постираете пелёнку для пользы беззащитного малыша?  К тому же малыша, особенно в первые дни жизни, нужно купать ежедневно независимо от церковного календаря. Если лежачего больного необходимо помыть в данный день, то это тоже нужно делать сейчас, а не на следующий день. Примеров можно привести много. Во всех же остальных случаях христианину надлежит беспокоиться о житейских нуждах заранее. Неужели человеку недостаточно шести дней для земных забот?

- Можно ли осуждать «террористов», воров и взяточников? То есть, по Писанию, полагается простить их, или надо уничтожать, как «врагов Отечества»?

- Господь Иисус Христос заповедовал прощать своих врагов. Однако христианин обязан прощать только своих личных врагов, но не врагов другого человека. Я обязан простить того, кто совершает преступление против меня, но не имею никакого права прощать того, кто совершает преступление против моего ближнего. Поэтому с точки зрения Православной Церкви судья, который приговаривает преступника к тюремному заключению или даже к смертной казни, поступает похристиански, поскольку принимает на себя ответственность, изолируя или уничтожая преступника и ограждая тем самым множество людей от непоправимых бед.

Изд-во Саратовской епархии, 2008 г.