Православие — духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения
На современном этапе исторического развития России наблюдается отрадная тенденция подлинного возрождения казачества. Относительно того, что есть казак, сегодня ведутся разного рода дискуссии, которые нередко уводят сознание людей в сторону. Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии Первого большого съезда казачьих духовников 5 декабря 2013 года, казачество есть некий образ жизни. В частности Патриарх сказал: «Это не этническая группа, это даже не культурная группа, хотя внешние культурные факторы и атрибуты играют очень важную роль для самоорганизации и самопонимания казаков. В первую очередь это образ жизни, а если мы говорим об образе жизни, мы всегда должны подразумевать некий фундамент, на котором этот образ жизни созидается. Потому что без единого фундамента не может быть единого образа жизни, а применительно к казачеству — не может быть единого казачества. Если мы не согласимся относительно того, что является фундаментом казачьего образа жизни, мы тем самым отказываемся от того, что казачество — это единая семья, и открываем простор сепаратизму, различным дроблениям, которые, в конце концов, изничтожат казачество так, как в наше плюралистическое время очень часто изничтожаются иные человеческие общности». Так что же лежит в основе образа жизни казака? Это, в первую очередь, православная вера и любовь к Отечеству. Любовь, простирающаяся до готовности положить свою жизнь за Отечество. Именно поэтому казаки и были опорой государства, опорой национальной жизни. Там, где происходили разного рода брожения, разделения, конфликты, казаки, вставая на защиту Отечества, оказывались той силой, которая была способна повлиять на враждующих. Причем повлиять так, что вражда прекращалась. Когда нашей Родине становилось тяжело, когда внешняя опасность угрожала самому ее бытию, тогда именно казаки становились передовым отрядом, защищавшим не только рубежи, но и все Отечество. И мы знаем, какую огромную роль играли казачьи соединения в войнах, которые вела Россия и в XIX веке, и в начале XX века. Если мы соглашаемся в том, что фундаментом казачьего образа жизни является православная вера, то мы должны разобраться: а что значит быть православным человеком? Это культурная идентификация личности? Или это ценностная ориентация личности? Ясно, что Православие, имея собственную богатую культуру, является системой духовных и нравственных ценностей. Если эта система разрушается, то человек превращается в псевдоправославного, превращается в некий карикатурный образ. А что значит жить в соответствии с православной верой? Это значит, что у казаков должно быть ясное чувство принадлежности к Церкви, потому что нет Православия без Церкви. Если казак принадлежит Церкви, то это значит, что он православный в полном смысле слова. Не поверхностно, не внешне, не карикатурно, но, он принадлежит Православию по сути. Иногда в современной казачьей жизни возникают большие трудности, связанные с отношением казаков к Церкви. Каждый казак с уважением относится к Православию, сегодня казаки участвуют в массовых шествиях, крестных ходах, охраняют храмы и монастыри. Это очень важная функция, которую уже сегодня казаки осуществляют. Но есть и слабое место: быть православным значит не только стоять в форме вне храма и охранять его. Быть казаком значит сердцем быть в храме, значит принимать все, что происходит в Церкви, с открытым сердцем. Нельзя быть казаком и не участвовать в Таинствах Церкви: Исповеди, Святом Причащении. Разве можно быть казаком и жить в невенчанном браке? Таких казаков в старое время высекли бы плетью. Сегодня никто плетьми за это не бьет и бить не будет. Сегодня принадлежность к Православной Церкви — это свободный выбор, так же как свободным выбором является и принадлежность к казачеству. И если сегодня кто-то надевает на себя казачью форму и это действо является не увлечением, а началом нового образа жизни, то это означает, что такой человек постепенно становится воцерковленным православным христианином. Без этого увлечение может скоро пройти: и форма будет снята, и традиции будут попраны, потому что не будет основы, базиса для формирования казачьего образа жизни. В этот образ жизни всегда входила подлинная церковность людей, их участие в Таинствах, следование канонам Церкви. Принадлежность к Церкви способствует возрастанию человека в самодисциплине, так как в Церкви существуют некие ограничения, которые воспитывают волю человека. Возьмем для примера пост. Для чего он нужен? Пост нужен для того, чтобы человек воспитывал свою волю. Пост есть некий индикатор способности человека ограничивать свои потребности, мобилизовать свою волю. И если в таком простом деле не можем, стоит ли нам замахиваться на великие дела? Стоит ли нам говорить, что мы сопричастны великой казачьей традиции? Конечно, не следует сразу и тотчас браться за выполнение всех правил поста, это будет непосильно в связи со служебными, производственными, семейными особенностями. Но стоит об этом подумать, начать с малого, ведь, как сказано в Евангелии, если в малом не можешь быть верен, не сможешь быть верен и в большом (Мф. 25, 21). Святейший Патриарх Кирилл, считает, что «воцерковление казаков сегодня — это жизненно важный вопрос…, от этого зависит, станет ли казачество играть важную роль в жизни страны, народа, Церкви, или будет постепенно деградировать и исчезать как некий этнографический рудимент». Принадлежность к Церкви — это не вопрос только религиозного выбора. Это вопрос быть или не быть казачеству, потому что лишь при условии принадлежности к Церкви в том объеме, когда духовные ценности Православия, православный образ жизни становятся ценностями и образом жизни казаков, — только в этом случае казаки смогут сохраниться в условиях колоссального многообразия взглядов, убеждений, конфронтации в современном мире, когда люди разъединяются по многим позициям — политическим, экономическим, сословным, культурным, языковым, религиозным. И другой силы, которая способна объединить казачество, просто нет. И другой очень важный момент, еще одна ценность, которая находится в основе казачьей жизни. Это любовь к Отечеству. Она выражается у казаков в стремлении поддерживать основу государственности страны, служить единству народа, преодолению разногласий. В этом смысле казачество надпартийно, так же как надпартийна Церковь. Нельзя быть казаком и разделять какие-то узкие политические взгляды, потому что сегодня это могут быть одни взгляды, а завтра другие. Самая главная идеология, политическая идеология казачества — это любовь к Отечеству, это охрана государственных устоев, единства и целостности страны, сохранение ее подлинного суверенитета. Обратим внимание на тот факт, что сегодня большинство стран мира называются суверенными, но таковыми не являются. Не только потому, что более мощные силы могут оказывать непреодолимое влияние на политический выбор этих стран, но еще и потому, что разрушается культурный, духовный суверенитет народов, и в условиях глобализации возникает огромная опасность для каждого народа, в том числе нашего. Но казаки, любя свою Родину, должны не только защищать ее рубежи, не только стремиться к тому, чтобы своей деятельностью способствовать примирению, единству людей, согласию в обществе, но и стремиться противостоять любым попыткам разрушить подлинный суверенитет Отечества. Потому что корни казачества в этом суверенитете, а если его не будет, то не будет и казачества, или оно превратится в этнографическую карикатуру, чего допустить никоим образом нельзя. Те меры, которые в нашем государстве были предприняты в плане организации казачьей жизни и служения, несомненно, своевременны и направлены ко благу казачьего сообщества. Церковь с одинаковым уважением относится к реестровым казакам и к казачьим обществам, которые не являются реестровыми. Потому что каждый человек, вне зависимости от того, готов ли он служить в регулярных частях армии, казачьих частях, или сохранять казачью традицию, не вступая в регулярные части, является казаком, если основывает свою жизнь на том самом базисе, о котором было сказано. Для Церкви и то, и другое имеет одинаковую ценность. Очевидно, что не должно быть разногласий между одной и другой стороной казачества, как не может казачество быть использовано в политических целях, нередко формулируемых не в нашей стране, а далеко за ее пределами. В этом отношении казачество не должно терять бдительности. Оно является слишком значительной силой, чтобы им не интересовались те, у кого есть собственные планы в отношении будущего России. Поэтому Святейший Патриарх Кирилл и призывает всех казаков к тому, чтобы они возрастали в православной вере, в православном самосознании, чтобы становились воцерковленными людьми. Только при этом условии может сохраниться казачья община, любовь к Отечеству будет высшим приоритетом, казаки всегда будут способны защищать рубежи Отечества, внутреннюю жизнь государства, сохраняя единство народа и целостность страны, служа подлинному суверенитету исторической Руси. В Дальневосточном федеральном округе всё более заметно возрождение казачества. Постепенно формируется самосознание казаков-дальневосточников. Наш регион имеет множество особенностей в развитии: и исторических, и культурных и социальных. Перед православным духовенством стоит задача особой духовной, пастырской работы с казаками. Эти труды требуют подвижнической силы. Подвиг и самоотвержение требуется и от казаков в деле духовного возрастания. И только вместе мы сможем совершать труды во благо Отечества, не щадя живота своего. Да пребудет благословение Божие над всеми казаками Дальнего Востока России! Епископ Бикинский Ефрем, викарий Хабаровской епархии, первый проректор Хабаровской духовной семинарии, кандидат богословия |