Высокая архитектура
Небоскребы по-советски. Высотки, заложенные в день 800-летия Москвы, стали главным украшением столицы СССР. Современные замки в стиле сталинского ампира — и сегодня главная архитектурная доминанта мегаполиса. Самая высокая из «семи сестер» — высотка МГУ: 36 этажей. В ходе строительных работ она выросла на четыре этажа и лишилась главного украшения — скульптуры Ломоносова. 40-метрового ученого заменили 60-метровым шпилем со звездой. В итоге научный небоскреб на 40 лет стал самым высоким в Европе. На фасадах установлены самые большие в мире барометр, термометр и самые гигантские часы в Москве — с девятиметровым циферблатом. Высотку МГУ можно считать рекордсменом и по количеству мифов. Среди них — о тайной ветке метро под зданием и о колоннах из яшмы, якобы уцелевших при сносе храма Христа Спасителя. Первой из построенных высоток стала башня МИДа. Единственная из семи — без пятиконечной звезды. А изначально она была и без шпиля. По легенде, достроить эту конструкцию к уже готовому зданию приказал лично Сталин. Рабочим для установки бутафорского шпиля пришлось пробивать пять верхних этажей. Само строительство тоже обычным не назовешь: металлический каркас заливали бетоном… сверху вниз, начиная с последнего этажа. Главным украшением стал гигантский герб. Железобетонный символ Советского Союза расположился на трех этажах и занимает 144 квадратных метра. Ступенчатые крыши с ажурными аттиками, мраморные лестницы и многочисленные скульптуры. Высотку на Кудринской площади называли по станции метро — «баррикадная» или «дом авиаторов». В этих стенах получали квартиры лучшие умы авиационной промышленности и летчики-испытатели. Даже местный гастроном № 15 был самым большим в стране — в позолоченной майолике, лепнине и с хрустальными люстрами. Просторные вестибюли высотки украшены витражами, которые могут претендовать на место в музее. Это работа известного художника Павла Корина — уроженца Палеха, что восстанавливал росписи Васнецова и Нестерова. Высотка на одном из семи московских холмов. Дом на площади Красных Ворот — в самой высокой точке Садового кольца — возводили одновременно с метро. Гигантская стройка и 24-метровый котлован по соседству. Архитекторы опасались, что земля осядет и здание накренится. Пошли на хитрость: высотку строили… под углом, а сам грунт заморозили на глубину 27 метров. Ювелирный расчет архитекторов Алексея Душкина и Бориса Мезенцева оправдался. Здание выровнялось, но стало самым скромным среди собратьев: вестибюль отделан нержавеющей сталью. Слишком дорого обошелся сам строительный эксперимент — на тот момент уникальный во всей мировой практике. Крупнейший отель Европы по версии 1957 года. Над проектом гостиницы «Украина» работали более двух тысяч специалистов. Задача ставилась масштабная — соорудить своеобразные ворота для нового проспекта Москвы. Сегодня главная достопримечательность этой высотки — художественная коллекция. Картины советских мастеров и уникальная диорама «Москва — столица СССР». Макет общей площадью в 305 квадратных метров — исторический центр столицы в масштабе 1 к 75. Выполненная по заказу МИДа, «миниатюрная Москва» побывала на выставке в Нью-Йорке и совершила вояж по миру. Исторические люксы на месте слияния подземных рек Рыбинки и Чечеры. Гостиница «Ленинградская» словно высотный пятизвездочный терем. Построена в стиле нарышкинского барокко. Русский стиль сквозит в бронзовых решетках, лепных сводах и витражах. Работы художницы Марии Энгельке, что оформляла станцию метро «Арбатская», — в лучших традициях послевоенной моды. Один предмет интерьера — рекордсмен мирового масштаба: знаменитая люстра, которая освещает сразу семь этажей лестничных пролетов, длиной 15 с половиной метров. В Книге рекордов Гиннесса чудо светотехники обозначено как самая длинная гирлянда-светильник из бронзы. Высотка — звезда экрана. В 16 отечественных фильмах можно увидеть эффектную лестницу высотного дома на Котельнической набережной. От картины «Москва слезам не верит» до современных «Стиляг». И жильцы знаменитого дома все больше звездные. А квартиры становятся музеями — как произошло с квартирой Галины Улановой. На фасаде — мемориальные доски с громкими именами, а еще — афиши кинотеатра «Иллюзион». Как и полвека назад, здесь проходят ретроспективные показы, фестивали и встречи с известными российскими кинематографистами. Как и прежде, этот кинотеатр считается негласным местом знакомства интеллигентных одиноких людей.
|