Уроки Второй мировой войны
1. Мировые войны В ХХ веке Россия и Советский Союз принимали участие в двух мировых войнах. В Первой мировой войне (1914-1918 гг.) участвовали 33 страны из 59, обладавших в то время государственным суверенитетом. Население воюющих стран составляло свыше 1,5 млрд. человек (87 процентов всех жителей Земли). Под ружьё было поставлено 79,5 млн. человек. Из них убито – 10 млн., ранено – 20 млн. человек. Вторая мировая война (1939-1945) велась на территории 40 стран Европы, Азии и Африки. В войне участвовало 110 млн. человек. Погибло – около 50 млн., из них 26 млн. граждан Советского Союза, как воинов, так и гражданского населения. Войны принесли населению воюющих стран неисчислимые утраты в людских и материальных потерях. Всем, кроме США. Известно, что до Первой мировой войны США были должниками европейских стран, особенно Англии. После 1918 года наоборот Европа оказалась в долгах у США, не говоря уже о 1945 годе. Получается. Что любая война США выгодна Почему? 2. Ленд-лиз – американское изобретение. Термин «Ленд-лиз» состоит из двух экономических понятий: «Ленд» ( англ. LEND) – давать в займы; «ЛИЗ» ( англ. LEASE) – сдавать в аренду. То есть, «Ленд-лиз» – это система, по которой США в годы войны поставляли европейским странам – союзникам вооружение, боеприпасы, стратегическое сырьё, продовольствие и так далее на условиях долгосрочного кредита или аренды. Выступая перед членами Конгресса США президент Ф.Д.Рузвельт, объяснил «Ленд-лиз» следующим образом: «У соседа горит дом, огонь может перекинуться и на ваш дом. Чтобы этого не случилось, дайте ему взаймы шланг, пусть он заливает пожар, а вы останетесь добрым соседом». Да и годы Первой мировой войны, и во Второй на территории США боевые действия не велись. Ни одна бомба, ни один снаряд не разорвался рядом с их домами. Да и потери армии США во Второй мировой войне составили всего где-то около 300 тысяч человек, в то время как Советский Союз и Германия потеряли по 9-9,5 млн. человек. «Кому война, а кому мать родна»,- гласит русская пословица. Закон о Ленд-лизе был принят Конгрессом США 11 марта 1941 года. Страны, получавшие помощь по Ленд-лизу, подписывали с США двустороннее соглашение, в котором оговаривались условия поставок и расчётов по ним. За всё надо было платить сразу или в течение ряда послевоенных лет, за исключением вооружения и техники, уничтоженной в ходе ведения боевых действий. Помощь по Ленд-лизу получали 42 страны. Соглашение с СССР было подписано 11 июня 1942 года, то есть после года войны, в течение которого наша страна выстояла и имела уже победы в Московской битве. Ах, какие прагматики эти американцы, привыкли загребать жар чужими руками. Вспомним, что в декабре 1941 года Япония успешно нанесла сокрушительный удар по главной военно-морской базе Тихоокеанского флота США Перл-Харбор на Гавайских островах. Американский президент Рузвельт после этого попытался втянуть СССР в войну с Японией. Но И.В.Сталин не пошёл на то, чтобы воевать одновременно и на западе, и на востоке. И лишь на Тегеранской и Ялтинской конференциях глав правительств союзных держав пообещал рассмотреть вопрос о начале войны с Японией, но лишь после капитуляции Германии. Уместно вспомнить, что наши союзники по антигитлеровской коалиции также не спешили открывать второй фронт против Германии в Европе, всячески уклоняясь от этого вопроса. И лишь в июне 1944 года, когда Советский Союз изгнал фашистские армии с территории СССР и перешёл границу Восточной Европы, тогда и США и Великобритания поспешили «к столу делить пирог победителей». Вот такие были у нас практичные союзники, и об этом не следует забывать. Что же касается помощи по Ленд-лизу, то в общей сложности она не превысила 4 процентов от общего объёма продукции, в том числе военной, производимой на отечественных предприятиях. По американским официальным данным из США в СССР за время войны было отправлено самолётов – 14795, танков – 7056. Между тем, СССР в течение трёх последних лет войны производил ежегодно самолётов – до 40 тысяч, танков – свыше 30 тысяч единиц. Кстати, в годы войны Советский Союз за поставки вооружения и продовольствия рассчитывался золотом, другими драгоценными металлами, пушниной и так далее. 15 октября 1945 года было подписано советско-американское соглашение о продаже товаров на 244 млн. долларов, предназначенных для поставок по Ленд-лизу. Но… уже в декабре 1945 года президент США Гарри Трумэн начал открыто проводить враждебный курс по отношению к СССР. США прекратили действие соглашения по Ленд-лизу. В 1947-1948 и в 1951-1952 годах между СССР и США велись переговоры о расчётах по Ленд-лизу. СССР возвратил США часть имущества и изъявил готовность произвести оплату оставшегося. Хотя И.В.Сталин заявил, что СССР за всё заплатил кровью своих солдат, тем не менее американцы добились своего. Советская сторона подняла вопрос о поставках по Ленд-лизу кораблей и судов для Тихоокеанского флота, поскольку в то время наш флот не был в состоянии обеспечить проведение морских десантных операций. У нас просто не было десантно-высадочных средств. Американцы пообещали передать до начала вступления СССР в войну с Японией необходимое количество кораблей, катеров и судов, в общем количестве более 250 единиц. Решения Крымской конференции были дополнены и закреплены на Берлинской (Потсдамской) конференции, которая состоялась в период 17 июля-2 августа 1945 года. Глав США и Великобритании на этой конференции представляли уже новые лидеры – Г.Трумэн и К.Эттли. Новые главы правительств США и Великобритании заняли «жёсткий курс», результат которого сказался и на поставках по Ленд-лизу, особенно кораблей и судов для Тихоокеанского флота СССР. 4. Приём кораблей на Аляске Для приёма кораблей, передаваемых по Ленд-лизу советскому Тихоокеанскому флоту, была выделена, так называемая, военно-морская база США на Аляске Колд-Бей. Эта база была создана американцами в 1942 году после того, как японцы захватили два западных острова Алеутского архипелага – Атту и Кыска. В окружённой сопками долине залива Колд-Бей были спешно построены аэродром и военный городок для размещения морской пехоты. После освобождения американцами Атту и Кыски база в заливе Колд-Бей оказалась ненужной, её законсервировали и реконструировали только после того, как Морское министерство избрало её пунктом передачи кораблей советскому Тихоокеанскому флоту. Базу в спешном порядке подготовили к приёму «русских». Командиром базы был назначен кэптен Максвелл (капитан I-го ранга). Это назначение было не случайным, поскольку Максвелл неплохо говорил по-русски (он был уроженцем Одессы, и ещё мальчиком бежал в США). Бытовые условия в Колд-Бей были в общем хорошие. Домики-казармы обогревались печами на соляре. Имелись душевые, прачечная, дизельная электростанция, котельная, хлебопекарня, камбуз, столовые. Был также клуб с вместительным кинозалом. Госпиталь размещался в нескольких домиках. Но Колд-Бей не был подготовлен для обучения прибывших советских экипажей: кроме кабинета для тренировок гидроакустиков никакого учебного оборудования не было. Небольшие мастерские базы не могли обеспечить необходимый ремонт на передаваемых кораблях. Командир базы кэптен Максвелл на все вопросы отвечал односложно: «Нет указаний из Вашингтона о подготовке Колд-Бей в качестве учебного центра или ремонтной базы». Вашингтон на все запросы молчал. Однако после настойчивых требований советской стороны всё-таки в Колд-Бей из Датч-Харбера доставили часть оборудования для учебных кабинетов и прислали плавучую ремонтную мастерскую. Надо полагать, что Максвелл сумел договориться с командиром военно-морской базы Датч-Харбор. 4 апреля прибыли в Колд-Бей первые предназначенные для советского флота корабли – шесть тральщиков типа АМ. 10-12 апреля в Колд-Бей пришли транспорты с советскими моряками – 1590 краснофлотцев (матросов) и старшин, 200 офицеров и 32 сопровождающих их переводчиков. С ними прибыл командир отряда принимаемых кораблей контр-адмирал Б.Д.Попов и его начальник штаба капитан IIранга Е.М.Симонов. Это совпало с известием о смерти президента США Франклина Делано Рузвельта, к которому советские люди относились с большим уважением. В годы Второй мировой войны он активно выступал за укрепление антифашистской коалиции, неоднократно говорил о своём стремлении в послевоенный период упрочить сотрудничество между США и СССР. Советские моряки в Колд-Бее выразили соболезнование американскому народу через кэптена Максвелла. Жизнь советских моряков в Колд-Бее имела чёткий ритм. В учебных кабинетах и на кораблях шли занятия по изучению технических средств и вооружения. В процессе примки кораблей довольно часто возникали различные трудности. Например, при проверке технического состояния первых тральщиков типа «АМ» выяснилось, что многие механизмы уже выработали большую часть установленных ресурсов, но положенный ремонт не производился. Некоторые приборы оказались неисправными или разрегулированными. Всё это являлось следствием попытки американцев передавать корабли, как они есть, поскольку в соглашении эти вопросы не были уточнены заранее. Текст соглашения давал возможность американцам передавать нам корабли в том состоянии, в каком они находились, без всякого ремонта. Исправить соглашение уже было нельзя. Оставалось надеяться, что удастся чего-то добиться на месте при непосредственной приёмке кораблей. Советские офицеры не могли допустить приёмку неисправных и не полностью укомплектованных кораблей, на которых им вскоре предстояло участвовать в боевых действиях. Командир базы Колд-Бей кэптен Максвелл был человеком с большим опытом флотского офицера, в недалёком прошлом флагманский механик дивизии линейных кораблей. Он прекрасно понимал справедливость требований, предъявляемых русскими представителями Тихоокеанского флота. Но поскольку на базе не имелось необходимых запасных частей, а Вашингтон отказывался их присылать, он был вынужден занимать жёсткую позицию и отвечать неизменным отказом, ссылаясь на то, что он не может нарушать указания вышестоящего командования. Однако и среди американцев были порядочные люди, не занимавшиеся «большой политикой». Кэптен Максвелл на свой страх и риск послал в Датч-Харбор за запасными частями и расходными материалами своих подчинённых. С помощью этих запасных частей и материалов появилась возможность произвести необходимый ремонт на кораблях, предназначенных к передаче Тихоокеанскому флоту. Максвелл, конечно, рисковал своей карьерой. Он говорил, что в американском флоте существуют другие порядки, чем в советском. И приводил примеры из собственной практики. Однажды у линкора, находившегося в море, вышел из строя опорный подшипник гребного вала. Флагманский механик Максвелл знал, что на другом линкоре имеется запасной подшипник гребного вала. Он предложил провести ремонт силами личного состава корабля. Но адмирал, командир дивизии линкоров, сказал Максвеллу, что нечего заниматься не своим делом, пусть судно ремонтируют на заводе. И линкор был направлен на завод. Другой случай, когда при приёме корабля обнаружили сильную ржавчину в стволе орудия. Советский офицер, принимавший это судно в апреле 1945 года, предложил американцам почистить ствол. Но был немало удивлён, что они тут же сняли ствол и выбросили его за борт. А на его место поставили запасной. Вот такие порядки на американском флоте были заведены давно, и остаются - по сей день. 5. Берите, что дают, а то и этого не получите. 19 мая 1948 года в морском министерстве США нашему представителю контр-адмиралу Б.Д.Попову заявили, что в скором времени, в соответствии с указанием президента США Г.Трумэна, ожидается прекращение поставок Советскому Союзу по Денд-лизу, а поэтому дали добрый совет: «Берите, что дают, а то и этого не получите». Поэтому к концу мая из Колд-Бея во Владивосток вышли две группы принятых у американцев в срочном порядке кораблей: 11 тральщиков и 6 больших охотников за подводными лодками. Наши моряки тут же дали им свои клички: тральщиков типа АМ назвали «амиками», а больших охотников типа «БО» - «бобиками». Как «амики», так и «бобики» нужны были Тихоокеанскому флоту при планировании и осуществлении морских десантных операций в Корее. Между тем продолжалась проверка и приём других кораблей этих классов, а также фрегатов и десантных кораблей, которые также предназначались для десантирования наших войск на Южный Сахалин и Курильские острова. Было замечено, что американцы снимали с передаваемых кораблей некоторые приборы и аппаратуру, которые на их кораблях аналогичных классов имелись в наличии. В частности с фрегатов американцы сняли радиолокационные дальномеры 76-миллиметровых универсальных орудий. Места после снятых приборов они в срочном порядке закрасили, чтобы избежать вопросов со стороны советских матросов. Во Владивосток после двух групп ушли ещё три группы кораблей – 7 тральщиков, 12 охотников за подводными лодками и 4 десантных корабля. К концу мая из Колд-Бея ушли ещё несколько групп кораблей в базы советского Приморья и Приамурья. В Петропавловск-Камчатский доставили на транспортах 12 торпедных катеров. Экипажи этого дивизиона торпедных катеров проходили подготовку в учебном центре торпедных катеров в Мелвилле. Из Петропавловска-Камчатского эти 12 торпедных катеров своим ходом благополучно совершили переход в несколько сот миль во Владивостоке. В августе 1945-го дивизион участвовал в десантных операциях в Корее, за что командир М.Г.Малик был удостоен звания Героя Советского Союза. В июле-августе 1945 года из базы Колд-Бей совершили переходы тральщики в Петропавловск-Камчатский, в Татарский пролив (в Советскую Гавань и Де-Кастри). С началом боевых действий эти корабли принимали участие в десантных операциях на Южный Сахалин и Курильские острова. По указанию начальника Главного морского штаба адмирала С.Г.Кучерова приёмка всех передаваемых по соглашению с США кораблей (более 250 единиц) должна была закончиться к 1 августа. Однако, хотя до 1 августа во Владивосток ушли ещё пять групп, а Тихоокеанский флот получил значительное пополнение состава противолодочных сил, указание завершить приёмку всех 250 кораблей не было выполнено, конечно, не по вине советских моряков. Из 28 фрегатов успели получить только десять. Остальные должны были прибыть в Колд-Бей в течение августа. 6. Советско-японская война. Выполняя союзнические обязательства, а также в целях обеспечения безопасности своих дальневосточных границ и ликвидации очага агрессии в Азии, Советский Союз 8 августа 1945 года объявил войну Японии и 9 августа начал военные действия. Маньчжурская стратегическая наступательная операция проводилась силами трёх фронтов: Забайкальского, 1-го Дальневосточного и 2-го Дальневосточного при содействии Тихоокеанского флота и Краснознамённой Амурской флотилии. За 23 дня советские войска разгромили Квантунскую армию Японии, освободили Северо-Восточный Китай (Маньчжурию), Северную Корею, Южный Сахалин и Курильские острова. Разгром Квантунской армии можно смело оценивать как решающий вклад СССР в победу над Японией, которая вынуждена была капитулировать. Интересно отметить, что в этой войне особую роль сыграли морские десантные операции. Не зря из 93-х Героев Советского Союза за войну с Японией половина приходится на моряков. 7. Морская десантная операция Морская десантная операция – сложнейший вид боевых действий. Она осуществляется соединениями и частями сухопутных войск и морской пехоты, которые высаживаются силами и средствами флота на морское побережье противника. Перевозка десанта морем осуществляется на десантных кораблях и транспортных судах. Высадка войск и выгрузка техники с десантных кораблей может производиться непосредственно на берег, а с транспортных судов – на захваченные причалы или с помощью десантно-высадочных средств. В первом броске десанта, как правило, высаживаются части морской пехоты. Морская десантная операция включает этапы: ведение боевых действий по завоеванию господства на море и в воздухе в районе операции, бой за высадку на берегу, не говоря уже о посадке войск и погрузке техники, переходе морем, прикрытии десанта, огневой поддержки корабельной артиллерией и так далее. 8. Сейсинская десантная операция 13-16 августа силами и средствами Тихоокеанского флота (командующий адмирал И.С.Юмашев) была проведена Сейсинская десантная операция с целью овладения военно-морской базой Сейсин (Чхонджин) в Северной Корее. Японский гарнизон насчитывал 4 тысячи человек. В состав десанта (командир генерал-майор В.П.Трушин) входили: разведывательный отряд Леонова, 355-й отдельный батальон морской пехоты, 13-я отдельная и 355-стрелковые дивизии. Для высадки и огневой поддержки было выделено 60 кораблей и транспортов (1 эсминец, 1 минзач, 8 сторожевых кораблей, 6 сторожевых катеров, 7 тральщиков, 18 торпедных катеров, 12 десантных судов и 7 транспортов). Прикрытие и поддержку с воздуха осуществляла авиагруппа в составе 261 самолёта. Успешное проведение морской десантной операции и овладение 16 августа портом военно-морской базы Сейсин способствовало наступлению 25-й армии (генерал-полковник И.М.Чистяков) на приморском направлении и затруднило эвакуацию японцев из Кореи в Японию. При высадке десантов в корейские порты Юкки, Расин, Сейсин, Этэтин, Гензан самым активным образом действовали бригады и дивизионы, сформированные совсем недавно из кораблей принятых в США. Это 1-я бригада торпедных торпедных катеров, бригада траления, сформированная за девятнадцать дней до начала военных действий с Японией, дивизион десантных кораблей, бригада сторожевых кораблей, в которую входили фрегаты и большие «охотники». Все эти соединения и части были награждены орденами, а ряд командиров удостоены звания Героя Советского Союза: К.В.Казачинский, С.П.Кострицкий, М.Г.Малик, Л.С.Миронов. 9. Южно-Сахалинская операция 11-25 августа 1945 года войска 16-й армии 2-го Дальневосточного фронта и Северной Тихоокеанской военной флотилии (вице-адмирал А.Х.Андреев) провели операцию по освобождению Южного Сахалина. Со стороны Северной Тихоокеанской флотилии привлекались для высадки морских десантов в порты Торо (Шахтёрск), Маока (Холмск), Отомари (Корсаков) 365-й батальон морской пехоты и около 30 кораблей, судов и катеров. При высадке десантов на Южный Сахалин, а затем на южные острова Курильской гряды (Итуруп, Кунашир и Шикотан) принимали участие сторожевые корабли (фрегаты ЭК-4, ЭК-6), тральщики ТЩ-522, ТЩ-524, ТЩ-590, ТЩ-591), входившие в состав 7-го отдельного дивизиона тральщиков Северной Тихоокеанской флотилии. А также большие охотники за подводными лодками 15-го отдельного дивизиона больших охотников Северной Тихоокеанской флотилии – БО-302, БО-310, БО-314, БО-319. Конвойную службу несли БО-309, БО-313. 7-й отдельный дивизион тральщиков был награждён орденом Красного Знамени, и ему было присвоено звание Сахалинского. 10. Курильская десантная операция Курильская десантная операция проведена в период с 18 августа по 1 сентября 1945 года. В операции принимали участие войска 2-го Дальневосточного фронта и силы ТОФ (Петропавловская военно-морская база).Цель – освободить Курильские острова. Всего на островах у японцев было более 80 тысяч человек при значительном количестве танков, самолётов, артиллерии. В состав советского десанта на острова входили части 101-й стрелковой дивизии, батальон морской пехоты, артполк и другие подразделения. Всего личного состава -8824 человек. 60 кораблей и судов были сведены в четыре десантных отряда. Высадка на самый северный остров Курильской гряды Шумшу началась 18 августа под прикрытием огня береговой артиллерии с Камчатки и корабельной артиллерии участников десантных сил. Бои продолжались несколько дней и лишь 23 августа гарнизон Шумшу капитулировал. В высадке морского десанта участвовали 16 десантных судов и 4 тральщика, полученных по Ленд-лизу. К сожалению, отсутствие артиллерии на десантных судах пагубно сказалось на их действиях, некоторые из них были потоплены огнём береговых орудий японцев. Следующие бои велись на соседнем острове Парамушир. На остальных островах японские гарнизоны сдались без боя. Безусловно, корабли, полученные по Ленд-лизу, способствовали успешному проведению Тихоокеанским флотом десантных операций в войне с Японией. За это мы благодарны как нашим морякам, так и американским союзникам. Мережко Анатолий Григорьевич, капитан П ранга в отставке, военный историк На фотографиях: 1. Автор статьи Мережко А.Г. 2. Артиллерийский огонь кораблей 3. Морской десант в порт Маока (Южный Сахалин) 4. Морской десант в порт Торо (Южный Сахалин) 5. Морской десант в порт Юки (Унги)
|