Команда к взлету

Авиационный учебный центр для всего Дальнего Востока будет в Хабаровске.

В Хабаровске состоялась встреча главы края Михаила Дегтярева с заместителем руководителя Росавиации Олегом Сторчевым. Госкомиссия несколько дней изучала потенциал Хабаровского филиала Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации (СПбГУ ГА) в малом аэропорту. И предложила создать здесь универсальный дальневосточный авиационный учебный центр.

Есть куда развиваться

Михаил Дегтярев говорит, что многие действующие летчики окончили Хабаровский филиал и летают сегодня по всей России.

– Мы хотим, чтобы это учебное заведение развивалось, – уточнил Михаил Дегтярев. – Но для этого необходимо разместить здесь дополнительные тренажеры под типы воздушных судов, которые будут эксплуатироваться новой объединенной дальневосточной авиакомпанией. Это и Superjet, и L-410, эксплуатантом которых являются «Хабаровские авиалинии», и все типы вертолетов, которые выпускаются промышленностью.

– Мы оценили инфраструктуру Хабаровского филиала Санкт-Петербургского университета гражданской авиации, – рассказал Олег Сторчевой. – Есть аэропорт, который можно использовать для учебных полетов, – хорошая база. Важно сохранить уникальные тренажеры Ан-24, Ан-26, вертолета Ка-34. Они стоят в плане для подготовки, переподготовки и сезонной подготовки экипажей. Мы понимаем, что есть куда развиваться. Тем более что сейчас сам университет в Санкт-Петербурге возглавил Юрий Михальчевский, в чьей трудовой биографии значится и Хабаровск.

Есть чему поучиться

Учебно-тренировочный отряд (УТО-16) открылся в Хабаровске в 1934 году. Здесь были курсы повышения квалификации летного и диспетчерского состава. Готовились специалисты для авиаслужб Хабаровского края и Приморского краев, Амурской и Сахалинской областей, Камчатки, Магадана, Чукотки.

В 1988 году учебно-тренировочный отряд реорганизован в учебно-тренировочный центр Дальневосточного управления гражданской авиации.

Для работы на международных авиалиниях в центре с 1990 года начали подготовку экипажей со знанием английского языка, были оборудованы лингафонные кабинеты. А в 1992 году провели годичные курсы по подготовке бортпроводников.

В 1994 году учебно-тренировочный центр переименован в Дальневосточный центр подготовки авиационного персонала.

На базе центра в 1998 году открылся Хабаровский филиал Красноярского авиационного технического колледжа. А в 2008 году присоединились к Санкт-Петербургскому университету гражданской авиации.

Все эти годы в центре проводилась большая работа по переподготовке и подготовке по программам обучения летного и инженерного-технического персонала, работников наземных служб дальневосточного региона.

В 1999 году состоялся первый набор абитуриентов, а в 2001 году – первый выпуск специалистов по специальности «Организация перевозок».

Первый набор на вторую специальность – «Управление движением воздушного транспорта» с квалификацией «Диспетчер» открыли в 2004 году. А в 2007 году состоялся первый выпуск.

На счету филиала тысяча выпускников – специалистов гражданской авиации.

– Практику по профилям специальностей студенты филиала проходят на предприятиях гражданской авиации по месту жительства, – говорит директор Хабаровского филиала СПбГУ ГА Дмитрий Картелев. – И, как показывает практика, большинство студентов приходят в авиацию по призванию и хотят трудиться на авиапредприятиях.

В Хабаровском филиале чтят авиационные традиции и историю. В 2018 году при содействии ВООПИиК здесь открыта мемориальная доска Герою Советского Союза генерал-майору авиации И.П. Мазуруку, а также взято шефство над захоронением в Хабаровске экипажа летчика – спасателя челюскинцев А.П. Светогорова.

Кроме того, при Хабаровском филиале СПбГУ ГА действует Музей гражданской авиации на Дальнем Востоке. Его новый руководитель – Петр Матвеевич Пономаренко обновил музейную экспозицию и даже собрал кабину Ил-14, восстановил кабину Ил-18. А документы, представленные в экспозициях, датируются с 1934-го по 2000-е годы. Также музейные экспонаты сюда перед реорганизацией передала авиакомпания «Восток». Тут есть что посмотреть и есть чему поучиться.

 

Подготовил Константин ПРОНЯКИН

«Приамурские ведомости», №13-2021

 

Между тем

На встрече с заместителем руководителя Росавиации Олегом Сторчевым врио губернатора края Михаил Дегтярев отметил, что международный хабаровский аэропорт им. Г.И. Невельского (Новый) готов стать опорным хабом для новой дальневосточной авиакомпании. Тем более что здесь завершен первый этап реконструкции аэродромного комплекса.

– За реконструкцию мы благодарны, – сказал Михаил Дегтярев. – Но просим рассмотреть вопрос о том, чтобы вторую полосу сохранить как резервную. Это повысит безопасность полетов.

Напомним, что в марте 2021 года в международном аэропорту Хабаровска введена в эксплуатацию первая искусственная взлетно-посадочная полоса (ИВПП-1). Ее длина составляет 3 500 м, ширина – 60 м. Здесь могут выполнять взлет и посадку все типы и модификации воздушных судов российского и иностранного производства, включая Ан-124 и Airbus А380, а также перспективные типы воздушных машин. Реконструированная взлетная полоса получила современное светосигнальное оборудование.

Кроме того, в аэропорту модернизированы рулежные дорожки, часть перрона и площадка для обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью. А инфраструктуру аэродромного комплекса дополнили две новые аварийно-спасательные станции – основная и стартовая, новые объекты радиотехнического и метеорологического обеспечения полетов, очистные сооружения.