ОТБОРНОЕ ИЗ ПЕРЕЯСЛАВКИ
Выпуск молока высшего качества возобновило старейшее профильное предприятие края На конвейере в цехе розлива – известная жителям региона белая пластиковая тара, в которой реализуется продукция Переяславского молочного комбината. На этот раз бутылки снабжены красными этикетками. Рядом с названием продукта уточнение: «Без добавления сухого молока». ТОТ САМЫЙ ВКУС – По просьбам торговых сетей мы вернулись к производству отборного молока, – сообщает директор комбината Алексей Сарафинос. Сведение к нулю розлива этого продукта в пору ковидных ограничений не отразилось на работе предприятия, которое продолжало выпускать молоко, кисломолочные изделия, сметану и творог, а также товары йогуртно-десертной группы. – Обычное питьевое молоко называется нормализованным. Оно различается показателями жирности, которые традиционно подразделяются на три категории: 1,5%, 2,5% и 3,2%. Но ведь поступающее к нам сырое молоко имеет жирность до 4% и выше!.. – рассказывает Алексей Сарафинос. – Нормализация исключена из технологии производства отборного молока. Утренние надои поступают к нам с ферм района – и утром следующего дня бутылки с красными этикетками на прилавках Хабаровска. Участники дегустации, состоявшейся в фойе управления комбината, вряд ли уловили разницу в жирности. Но они почувствовали знакомый с детства вкус свеженадоенного молока. Неслучайно термин «отборное» толкуется словарями как лучшее по качеству. В СОСЕДНИЕ РЕГИОНЫ Розлив отборного молока происходит дважды в неделю и составляет в общей сложности 3 т, или свыше 3 тыс. бутылок. При увеличении заявок комбинат готов наращивать выпуск. Поставляют сырье известные в районе сельскохозяйственные товаропроизводители. Это предприятия «Вектор» и «Полетное», фермер Сергей Пустовит, индивидуальный предприниматель Никита Желудько. Во время дегустации привлек внимание 40-тонный молоковоз холдинга «ГринАгро» – того самого, который на прилавках конкурирует с Переяславским комбинатом. Но это не мешает приморцам делиться с коллегами по отрасли излишками сырья. При всем разнообразии поставщиков торговые предприятия соседних регионов, включая Сахалин, заказывают продукцию именно Переяславского комбината. И это присутствие желательно расширять, не говоря уже об увеличении продаж в своем регионе. В 2022-м комбинат произвел 18 тыс. т продукции, что на 7% больше по сравнению с предшествующим годом. …Бутылки с красными этикетками движутся по конвейеру. Контролируют процесс четыре оператора. Но с молоком они не соприкасаются. Их сфера деятельности – автоматизированная линия. Она произведена в Германии. Представительство компании поставщика в прошлом году свернуло деятельность. На комбинате не видят оснований для тревоги: параллельный импорт обеспечивает запасными частями. Ремонтная служба демонстрирует профессионализм и смекалку. НОВЫЕ НАПИТКИ И… ЖИЗНЬ На дегустации пробовали не только молоко, но и освежающие напитки, выпуск которых начался в июле, когда в столице края и ее окрестностях установилась жара. – Напитки сделаны на основе специальной сыворотки, которая передает вкус фруктово-ягодных наполнителей, – поясняет заведующая производством Елена Сысоева. – Мы предлагаем три вида напитков: персик-маракуйя, яблоко-груша и апельсин-манго. Первая партия ушла на реализацию, и мы получаем новые заявки. Примечательна ее судьба. Когда события на Украине приняли кровавый характер, выпускница аграрного университета в Николаеве уехала к брату, который обосновался в Хабаровске. – В магазине купила йогурт, и на упаковке был напечатан номер телефона. Я позвонила, чтобы узнать, не требуется ли инженер-технолог, – вспоминает Елена. После работы в этой должности ее назначили главным технологом. Три года Елена руководит производством. В Переяславке она вышла замуж, стала мамой. ДЛЯ АНТОХИ-КРОХИ Молочная отрасль края – это пять перерабатывающих предприятий и столько же сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые поставляют на потребительский рынок продукты собственного изготовления. – В целом край производит до 35 тыс. т молочной продукции в год, номенклатура насчитывает 260 наименований, – уточняет начальник управления пищевой и перерабатывающей промышленности регионального минсельхоза Светлана Абдалова. Флагманом отрасли является завод в Комсомольске-на-Амуре, на долю которого приходится 43% производимой в регионе молочной продукции. Он перерабатывает 15 т молока в сутки. Под брендами «Родимая сторонка» и «Сельские мотивы» в месяц выпускается 4,5 млн упаковок с молочной продукцией. Она реализуется не только в Хабаровском крае, но и в соседних регионах. Завод в Вяземском обзавелся дойным стадом, однако расширение бизнеса не принесло желаемого результата. Сеть «Самбери» закупала его продукцию для розлива и реализации через автоматы. – Модернизировано оборудование. Перешли на новую упаковку, – отмечает меры, принятые в Вяземском для улучшения производства и сбыта, Светлана Абдалова. Комбинат детского питания (бренд «Молочный край») – единственное на Дальнем Востоке предприятие, выпускающее продукцию для питания детей дошкольного и школьного возраста. Начальник управления пищевой и перерабатывающей промышленности считает поверхностным суждение, будто бы восстановленное молоко портит изготовленные из него продукты. – Кефир, варенец, ряженка и другая кисломолочная продукция более качественными получаются из восстановленного молока, – убеждена Светлана Николаевна. – Я сама всегда беру однопроцентный кефир из Переяславки. Он вкуснее и полезнее. ТОРГОВО-ЗАКУПОЧНАЯ СЕССИЯ В последние годы заявили о себе сельскохозяйственные кооперативы, которые при грантовой поддержке обзавелись перерабатывающими цехами. Впрочем, основа любого кооператива – конкретное крестьянское (фермерское) хозяйство. «Краснореченского» – КФХ Николая Скалюка, «Чернореченского» – Оксаны Арьянкиной, «Благодатного» – Олега Борисова. Хотя цена на их молочку выше, она не задерживается на прилавках. Не всегда местные молочники получали место в крупных сетях, предпочитавших завозную продукцию. Усилиями правительства края перекос устранен. Последний пример – «Пятерочка», которая недавно появилась в Хабаровске. В декабре краевые профильные министерства провели торгово-закупочную сессию. В ней участвовали сетевые предприятия, переработчики и сельхозпроизводители, выпускающие в том числе молочные изделия. Итогом мероприятия стало заключение договоров. Минсельхоз провел совещание с представителями образования, здравоохранения, социальной защиты. Цель очевидна – добиться, чтобы в школьных, больничных и других столовых социальной сферы использовали продукцию местных производителей. Ушедший год показал: отказ от норм и правил, которые были продиктованы странами, признанными недружественными, – на пользу отечественной экономике. Благодаря механизму единого поставщика строительная отрасль избавляется от подрядчиков, побеждающих в тендерах, но срывающих ввод. Без конкурсов предоставляются земельные участки для выращивания сельхозкультур. Молочники заждались перемен в закупках. Так, социальная сфера района им. Лазо завозит молоко для своих столовых из другого региона. А ведь оно производится в Переяславке!.. – Мы работаем над тем, чтобы увеличить долю местной продукции на потребительском рынке, – подтверждает начальник управления пищевой и перерабатывающей промышленности краевого минсельхоза.
Михаил КАРПАЧ Фото минсельхоза края
Газета «Приамурские ведомости», № 31 (8369) -2023 года г. Хабаровск |