ДЕНЬ, КАНУВШИЙ В ВЕЧНОСТЬ (мысли накануне праздника, которого нет)
Вот и наступил последний месяц осени – ноябрь. Для людей старшего поколения, живущих в России этот месяц всегда ассоциировался с 7-е ноября – днём Великой Октябрьской социалистической революции, главным государственным праздником Советскою Союза. Пришли новые времена, и этот праздник ушел в прошлое – канул в лету, в вечность. Начался и уже более четверти века продолжается очередной пересмотр русской истории, которая, как очень верно кто-то заметил, у России непредсказуемая: вдруг оказалось, что 73 с лишним года (с 1917 по 1991) . . . мы сами, наши родители, деды, а кое у кого и прадеды жили неправильно, шли не туда, и что 25-го октября (то есть 7-го ноября по новому стилю) 1917 года вообще произошла величайшая ошибка истории. И не будь Ленина, Троцкого, большевиков, нанятых на немецкие деньги, масонов и евреев (как говорится, нужное подчеркнуть), так ничего бы и не случилось. Но давайте выключим телевизор и радио, отложим подальше «свободную» и «всезнающую» прессу и попробуем сами порассуждать и понять, что же произошло в 1917 году, было ли это событие таким уж уникальным в истории человечества, могут ли быть у истории ошибки и что ждет нас впереди на «светлом» пути в капиталистическое будущее – на «вершину» развития человечества. Возможно, наши выводы будут несколько неожиданны... Сейчас часто можно услышать, что революция 1917 года в России и последующая семидесятилетняя жизнь нашей Родины – ошибка истории, которая могла произойти лишь в многострадальной России. Полагаю, что у истории вообще не бывает ошибок. Рождение величайших гениев и круглых дураков, святых и ужасных злодеев, взлет и падение великих цивилизаций, тирания и демократия, страшные войны и кровавые революции – лишь проявления бесконечного многообразия природы (или промысла Божьего, скажут верующие), мало зависящие от того, нравится нам это или нет. Ведь человеческое общество, как и отдельный человек, – часть природы, от законов которой нам никуда не деться, как бы мы ни кичились тем, что мы «цари природы» и «венец творения» – природа нас в «царском венце» упорно не признаёт. А чтобы получить представление о степени уникальности Октября 1917 года, мы сейчас совершим небольшую экскурсию в прошлое. Начнем, пожалуй, с античности... Например, как называть свержение царей и тиранов и образование городов-республик в Древней Греции? А изгнание царя из города Рима и образование республики, которая стала затем великой Римской империей? Если изменение политического строя в государстве — революция, то это были самые настоящие революции! Да разве они были только в Греции и Риме? В XVIвеке борьба за независимость испанских провинций переросла в революцию, которая породила республику, ставшую основой современных Нидерландов; а в середине XVIIвека английская революция на время уничтожила королевскую властьи вызвала жестокую гражданскую войну. В конце XVIIIвека грянула Великая французская революция, свергнувшая тысячелетнюю французскую монархию, вызвавшая на родине Просвещения и энциклопедистов всплеск небывалой жестокости и потрясшая всю Европу. Кстати, и в Англии, и во Франции, и в Нидерландах монархия была вновь реставрирована, и лишь во Франции очередная революция вновь создала республику (навсегда ли?). Но это все примеры из учебников истории для средней школы. Если же мы хорошенько покопаемся в книгах, то обязательно найдем еще массу свидетельств о революциях в других странах и эпохах, причем свидетельств иногда просто поразительных... Вот, например, строки из одного любопытного исторического документа: «Смотрите: свершились дела, которые никогда не могли свершиться. Царь захвачен бедными людьми... Смотрите: было приступлено к лишению страны царской власти немногими людьми, не знающими закона...». Догадайтесь, откуда это? Нет, это не из «Окаянных дней» Бунина. И не из современных телевизионных сильно политизированных «исторических» передач... Не буду долго испытывать терпение читателя – это цитаты из так называемого «Речения Ипувера», описания современником событий, произошедших в Египте, по мнению одних ученых, в ХХ–XVIIIвеке до нашей эры, а по мнению других – еще раньше: в ХХIII–ХХIIвеках до Рождества Христова, когда рухнуло Древнее царство Египта, оставившее после себя первое из семи чудес света – великие пирамиды. Далее Ипусер пишет строки, очень напоминающие стенания некоторых современных монархистов, либералов и демократов по поводу 1917 года: «Воистину: благородные в горе, простолюдины же в радости... Воистину: земля перевернулась подобно гончарному кругу. Разбойник стал владельцем богатств; богач превратился в грабителя... Смотрите: тот, который не мог построить себе даже хижину, он стал теперь владельцем дома... Смотрите: владельцы роскошных одеяний теперь в лохмотьях. Тот, который никогда не ткал для себя, теперь владелец тонкого полотна... Смотрите: простолюдины страны стали богатыми. Собственники богатств стали неимущими...». Но, кажется, мы слышали подобное и где-то еще... Ну, конечно же: «Кто был ничем, тот станет всем!». Похоже, хотя эти знаменитые строки коммунистического гимна – «Интернационала» – будут написаны лишь через четыре тысячи лет после «Речения Ипувера». Итак, перед нами свидетельство об антимонархической революции, произошедшей четыре тысячелетия назад. Не было еще ни марксизма, ни большевиков, ни денег германского генерального штаба, по причине отсутствия не только штаба, но и самих германцев, да и денег вообще еще не было – не изобрели. Ленин еще не родился, пресловутые масоны даже теоретически появятся лишь тысячу лет спустя при строительстве царем Соломоном храма в Иерусалиме (именно к этому событию легенда возводит начало истории ордена «вольных каменщиков»), да и евреи еще толком не образовались как нация и не создали свою нынешнюю религию (иудаизм), а революция, поди ж ты, уже свершилась, и царь был свергнут! И на кого же все валить? Непонятно! Но, может быть, причины революций кроются не в происках масонов и большевиков, а в чем-то другом? Но тогда в чем, и что же это такое – революция? Вот как трактует этот вопрос «Философский словарь», изданный в 1963 году: «Революция социальная – коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного общественного строя. В отличие от теоретиков либеральной буржуазии и оппортунизма, рассматривающих социальные революции как случайность, марксизм-ленинизм учит, что революции – это необходимый, закономерный результат развития классового общества. Эпоха социальной революции завершает процесс эволюции, постепенного созревания в недрах старого общества элементов или предпосылок нового общественного строя». В третьем издании Большой Советской Энциклопедии (том 21-й, 1975 год) дается более широкое понятие революции: «Революция (от позднелатинcкого «revolutio» – «поворот», «переворот»), глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (например, геологическая революция, промышленная революция, научно-техническая революция, культурная революция, революция в физике, революция в философии и т. д.). Наиболее широко понятие революции применяется для характеристики общественного развития. Понятие революции – неотъемлемая сторона диалектической концепции развития. Оно раскрывает внутренний механизм закона перехода количественных изменений в качественные». Если мы принимаем это определение революции (а оно, пожалуй, все-таки более логично и научно, чем объяснение революций происками масонов), то становится ясно, что революции – неизбежное явление истории, ибо причина их возникновения – один из фундаментальных законов мироздания, отменить и изменить который невозможно ни императорскими или президентскими указами, ни постановлениями ЦК или Политбюро, ни даже принятым послушным большинством Государственной Думы «новым законом природы». Уж не знаю, понимали ли авторы вышеприведенных статей в «Философском словаре» и БСЭ, что к революции придет и социалистическое общество (я специально привёл цитаты из книг советского периода), поскольку в его недрах тоже зреют новые общественные отношения. Если и понимали, то вслух это сказать, к сожалению, не могли – социализм, по мнению тогдашних идеологов, победил окончательно и бесповоротно, и август 1991 года не допускался даже в страшном сне. Ныне апостолы либеральных идей доказывают нам, что вместе с повсеместной победой капитализма наступит, наконец, долгожданный «конец истории». Что ж, уроки прошлого им явно не пошли впрок – они наступают на те же очень больно бьющие грабли, что и их незадачливые предшественники, доказательством чему является мировой финансовый кризис, долговая кабала и угроза банкротства многих стран, события в Северной Африке и на Ближнем Востоке, в соседней Украине и далёких США, в испанской Каталонии и на Корейском полуострове – всё это напоминает отдалённые раскаты грома перед приближающейся грозой. Ни о каком благостном «конце истории» не приходится даже говорить, ибо весь мир бурлит подобно штормящему океану. Ну, а чем же закончилась революция, о которой писал египтянин Ипувер четыре тысячи лет назад? Что же было дальше? А дальше все было, как и много раз потом: контрреволюция и реставрация старых порядков – время, до боли напоминающее российские «лихие девяностые». Ощущение этого то ли времени, то ли безвременья ярко выразил современник (насколько такое определение применимо к истории Древнего Египта) Ипувера в «Беседе разочарованного со своей душой» (приводим отрывок, убрав для экономии повторяющийся перед каждой строкой вопрос «С кем говорить мне теперь?»): С кем говорить мне теперь? Братья жестоки, друзья мои стали врагами... Люди озлоблены; всюду крадут друг у друга... Добрый унижен, жестокий у всех в почете... Мирные люди в беде, добро презирают всюду... Злодей убивает, смеются все над убитым... Грабят повсюду, сосед крадет у соседа... Славят бесчестных, врагами становятся братья... Что было – исчезло, кто жил – того больше нету... Лишь чужеземцы еще справедливы... Все лица скрывают, боятся взглянуть друг на друга... Жадность во всех сердцах, не на кого положиться... Нет справедливых, страну захватили злодеи... Нет больше честных, некому правду доверить... Спутников нету былых, в сердце у всех тревога... Горько скорблю, но с кем поделиться болью? С кем говорить мне теперь? Ныне везде и всюду зло и несправедливость. И не подумаешь, что прошли четыре тысячи лет, –как будто это взято из современной оппозиционной газеты! Отметим, что, несмотря на весь пессимизм автора «Беседы», жизнь тогда не кончилась: Египет, пережив за прошедшие с тех пор тысячелетия еще множество взлетов и падений, периодов величия и кровавых трагедий, войн, смут, восстаний и революций, существует и поныне, и так же, как и тысячелетия назад, стерегут вечность великие пирамиды... Возможно, через тысячи лет будущий историк прочтёт свидетельства о событиях нынешнего века и стенания о том, как всё вокруг плохо, нашего разочарованного жизнью современника из одной из стран мира – нового «Ипувера», «беседующего со своей душой». ...Спустя тысячу лет после тех произошедших в Древнем Египте событий в небольшом соседнем с Египтом государстве Израиль будет править царь Соломон, считающийся автором включенных в Библию «Книги притчей Соломоновых» и «Книги Экклезиаста». И вот что написано в «Книге Экклезиаста»: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после». До 25 октября 1917 года оставалось «всего» три тысячи лет... Так что же ждет нас впереди на дороге, по которой мы сейчас идем? Думаю, что новые революции. Наверное, не случайно ход времени часто ассоциируется с качающимся маятником: тик-так, тик-так, вправо-влево, влево-вправо. Если сейчас яркий полдень, то впереди темная ночь, если же вокруг мрак и холод предрассветных часов, значит, впереди восход солнца и начало нового дня. И так – в течение тысяч и миллионов лет, ибо так велит один из фундаментальных законов мироздания – закон отрицания отрицания. Сейчас маятник истории идет в одну сторону, но, дойдя до мертвой точки, он пойдет в обратную, набирая скорость. И все повторится вновь. Похоже, что новый цикл истории начинается прямо у нас на глазах. А на листе календаря значится уже не выделенная красным цветом дата – 7 ноября, день, канувший в вечность и принадлежащий ей, вот уже ровно век заставляющий многих людей, разделенных на два непримиримых лагеря, яростно спорить о том, как оценивать событие, произошедшее в этот день в России в 1917 году. И примирения между этими противоположными лагерями пока не предвидится. О событии же, ставшем предметом споров, можно сказать: оно было грандиозным, раз до сих пор бередит умы миллионов людей. Так что же ждет нас впереди? Поживем – увидим...
Агте Владимир Сергеевич, член Союза журналистов России |