ОСОБЫЙ ХАРАКТЕР БАМОВЦЕВ

Как отметили полувековой юбилей Байкало-Амурской магистрали? По БАМу проехал наш корреспондент

Утром в понедельник, 8 июля, к железнодорожному вокзалу города Тынды, что в Амурской области, с разных сторон навстречу друг другу подошли два поезда, на локомотивах которых красовалась надпись: «БАМ – созвездие героев». Один из них прибыл из Хабаровска, другой – из Иркутска.

Состоялась символическая стыковка составов, и перрон вокзала наполнился радостными людьми. На этих эстафетных поездах в столицу БАМа приехали первостроители магистрали, ветераны-железнодорожники, нынешние работники системы путей сообщения, волонтеры и журналисты. Все они приняли участие в торжествах, развернувшихся на бамовских станциях. Кульминацией же стала серия праздничных мероприятий в Тынде.                                                                           

ЗА ЗАПАХОМ ТАЙГИ                                                                              

Жарким вечером в пятницу, 5 июля, на перроне железнодорожного вокзала в Хабаровске было особенно оживленно. Играл духовой оркестр, у всех снующих туда-сюда людей разных возрастов было приподнятое настроение. Многие фотографировались на фоне вагонов эстафетного поезда, в котором им предстояло отправиться бамовским маршрутом. Пользовался популярностью и развернутый волонтерами плакат «БАМ – дорога нашей жизни». Отдавший работе на железной дороге 40 лет жизни Леонид Красный пришел к отбытию состава с переходящим красным знаменем. Его в 1980-е годы завоевал в соцсоревновании отдел материально-технического обеспечения Ургальского отделения Байкало-Амурской железной дороги, в котором тогда работал ветеран. С тех пор он и хранит эту дорогую сердцу реликвию – уже больше 30 лет.                                                                        

– Тогда мы поехали за запахом тайги, – рассказал директор Хабаровского регионального отделения общероссийской общественной организации «Бамовское содружество» Валерий Криворотый. – Хотелось вложить свой кирпичик в общее дело. Когда я прибыл сюда служить, то дал себе слово: с БайкалоАмурской магистрали уеду только по ней же. Но получилось совсем не так, как рассчитывал. С БАМа я отправился прямиком на пенсию. Я его строил, эксплуатировал и там же жил.                                                                       

И такую историю наверняка мог рассказать каждый из сотен ветеранов, отправившихся в юбилейную поездку по местам своей трудовой молодости.                                                                      

– Юбилей – это хороший повод вспомнить историю трудового подвига нашего народа, – отметил в приветственном слове руководитель эстафетного поезда, первый заместитель начальника Дальневосточной железной дороги по экономике, финансам и корпоративной координации Геннадий Нестерук. – Легендарная стройка не имела аналогов в мире и стала возможной благодаря единению сотен тысяч людей в стремлении вдохнуть жизнь в неосвоенные места Дальнего Востока. Стальной путь к Тихому океану прокладывали, преодолевая суровый климат региона: и его жаркое и короткое лето, и морозную зиму. Все эти трудности выковали особый характер бамовцев. Вы – твердые духом люди, готовые объединяться и трудиться сообща, способные в любую минуту, без капли сомнения прийти на помощь. Уверен, историю великой стройки мы дополним новыми достижениями, которыми будут гордиться и будущие поколения!                                                                         

ВОСТОК И ЗАПАД                                                                            

В словах Геннадия Нестерука нет преувеличения. Это действительно была стройка века. Железную дорогу от города Тайшета на западе Иркутской области до Советской Гавани, расположившейся на берегу Татарского пролива, общей протяженностью 4,3 тыс. километров проложили практически за 10 лет усилиями многих республик Советского Союза. В разное время в строительстве БАМа участвовало свыше 2 млн человек.                                                                    

Работы велись в экстремальных условиях. Абсолютные перепады температур в тех местах составляют до 100 градусов – от минус 60 зимой до плюс 40 летом. Более тысячи километров пути было проложено в районах вечной мерзлоты и высокой сейсмичности.                                                                 

Как рассказывал в интервью «Российской газете» советник Президента России, специальный представитель главы государства по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин, в 1983–1984 годах служивший военным комендантом железнодорожного участка и станции Ургал и участвовавший в стыковке «золотого» звена, строительство магистрали разделили на две части. Восточную часть БАМа, от Комсомольска до Тынды, поручили железнодорожным войскам. Поскольку это был участок c огромными объемами земляных работ, тяжелый для проживания и строительства в плане климатических и природных условий. На западный участок, от Тайшета, где ситуация по климату была мягче, пошли гражданские строители.                                                                        

Первые годы строительства магистрали и прилегающей инфраструктуры были самыми сложными. Рабочие прибывали в необжитые районы вертолетами. Первыми отправлялись бригады, которые готовили места будущей дислокации, рубили просеки и сооружали временные пути. За вездеходами шли грузовики и бульдозеры. Машины ломались и вязли в болотистой почве. Из-за затрудненного движения порой возникали перебои с топливом, строительными материалами и продуктами питания.                                                                        

Первопроходцы жили в бытовках на колесах, а также в палатках – по 20–40 человек. В 1976 году появились утепленные оборудованные под жилье цистерны. До строительства многоквартирных домов основную часть временного жилищного фонда составляли сборно-разборные дома, в которых между двумя слоями фанеры прокладывалось стекловолокно. Именно в них проживала большая часть бамовцев.                                                                     

В первой половине этого года «Приамурские ведомости» опубликовали цикл материалов Михаила Карпача, в которых подробно рассказывалось о строительстве бамовских станций, располагающихся на территории Хабаровского края.                                                                           

«СЕРЕБРЯНОЕ» ЗВЕНО                                                                         

…Первую остановку отправившийся из Хабаровска эстафетный поезд сделал в Комсомольске-на-Амуре. Несмотря на раннее утро, торжественный митинг собрал немало народу. Среди почетных гостей был и мэр Города юности Александр Жорник. Ветеранам и действующим сотрудникам, работающим на магистрали, вручили награды: медаль «50 лет Байкало-Амурской магистрали», знаки «За безупречный труд на железнодорожном транспорте» (30 и 20 лет), «Почетный работник Дальневосточной железной дороги», «За труд и преданность», именные часы, а также благодарности и почетные грамоты.                                                                          

Следующий пункт поездки – Постышево. Поезд мягко подошел к одному из самых интересных в архитектурном отношении вокзалов на всем БАМе. Железную дорогу от Комсомольска-на-Амуре сюда проложили еще в начале 1950-х. В 1978 году приступили к строительству станции и населенного пункта при ней. Работы велись силами 7-й ордена Трудового Красного Знамени железнодорожной бригады и коллективом строительно-монтажного поезда «НовосибирскБАМстрой». В 1980-м остановочный пункт ввели в эксплуатацию. Назывался он изначально Вели, как и местная речка. Но уже через год станцию переименовали в честь героя Гражданской войны на Дальнем Востоке Павла Постышева.                                                                      

По завершении праздничной программы поезд отправился дальше и через несколько часов остановился на разъезде Уркальту, недалеко от границы между Солнечным и Верхнебуреинским районами Хабаровского края. Это знаковое место на БАМе: именно здесь 30 июня 1979 года было уложено «серебряное» звено участка Ургал – Постышево. В результате рабочее движение поездов от Ургала до Комсомольска-на-Амуре началось досрочно. Об этом знаменательном событии свидетельствует построенный на разъезде мемориальный комплекс.                                                                      

Разъезд же здесь ввели в эксплуатацию несколько позже – в 1983 году. Назвали его по реке Уркальту, правому притоку Амгуни.                                                                     

…Выйдя из вагонов, пассажиры первым делом отправились фотографироваться на фоне памятной стелы. Состоялся обязательный торжественный митинг. Геннадий Нестерук поздравил ветеранов-первостроителей, вручил грамоты и награды сотрудникам железной дороги. Тут же организовали полевую кухню. Всех желающих угощали шурпой и пловом. Ну а после захода солнца недалеко от столов с угощениями развели большой костер. Языки пламени вздымались высоко в небо, салютуя отправляющемуся поезду.                                                                       

ПАМЯТЬ В «КУБЕ»                                                                      

Воскресным утром состав уже был на станции Новый Ургал. Сегодня одноименный рабочий поселок – один из крупнейших на восточном участке БАМа. В нем проживают 7 тыс. человек, и судьба большинства из них связана с железной дорогой. О славных страницах трудового прошлого здесь напоминает многое, начиная с барельефов на фронтоне железнодорожного вокзала. От вокзала в поселок ведет длинная лестница, выходящая прямо к памятному знаку, который местные жители называют просто «кубом». Раньше он стоял там, где в 1976 году был забит первый костыль восточного участка БАМа. В начале 2000-х по инициативе ветеранов железнодорожных войск «куб» перенесли в Новый Ургал.                                                                          

Строительство станции и поселка Новый Ургал велось с 1974 года воинами железнодорожных войск и коллективом строительно-монтажного поезда «Укрстрой». Но до поры до времени здесь был разъезд 3-й километр. Лишь после ввода станции в эксплуатацию в 1985 году населенный пункт получил статус поселка и современное название – по протекающей рядом реке Ургал.                                                                     

– Те, кто приехал в числе первых, жили в вагончиках или даже в палатках. А когда меня назначили в Ургал, строительство инфраструктуры уже шло к завершению, – вспоминал Игорь Левитин. – По сравнению с другими поселками это был уже город. Стояло несколько многоэтажных домов, школа, детский сад. Работал магазин, в котором продавались продукты. На БАМе они были не везде. На некоторые станции передвижная лавка приезжала несколько раз в месяц, и продукты брали впрок.                                                                           

Именно в Новом Ургале советник главы государства присоединился к пассажирам эстафетного поезда. Накануне он успел побывать в железнодорожном лицее, пообщаться с прихожанами храма Живоначальной Троицы, встретиться с ветеранами БАМа, принять участие в торжественном собрании по случаю 50-летия БАМа и посетить дом, в котором проживал в годы службы в Новом Ургале…                                                                  

В тот день участников эстафетного поезда ждали еще две остановки – станция Февральск и разъезд Мирошниченко, расположенные на территории уже Амурской области. 28 апреля 1984 года на разъезде Нявда военные железнодорожники уложили «золотое» звено, соединившее рельсы центрального и восточного участков Байкало-Амурской магистрали. Этот символический момент знаменовал собой завершение строительства восточного БАМа, состоявшееся на полтора года раньше намеченного срока. Воины-железнодорожники предложили назвать исторический разъезд именем их однополчанина – Героя Советского Союза Виктора Мирошниченко.                                                                     

Это культовое место, как говорят в Верхнезейской дистанции пути. В дни празднования юбилеев БАМа там всегда останавливаются поезда с ветеранами-железнодорожниками. И к встрече гостей здесь тщательно готовятся. Вот и на этот раз для пассажиров эстафетного состава приготовили вкуснейшую уху. А чуть поодаль от праздничных столов, как и на Уркальту, зажгли праздничный костер.                                                                        

«ВЫ ГОТОВЫ СТРОИТЬ НОВЫЙ БАМ?!»                                                                         

И вот утром 8 июля путешественникам открылась залитая солнцем Тында! Поезда с бамовцами начали прибывать сюда еще пару дней назад. А ровно в 10 утра состоялась встреча хабаровского и иркутского составов, символизирующая стыковку «золотого» звена Байкало-Амурской магистрали.                                                                   

Уже через 15 минут на привокзальной площади рябило в глазах от буйства цветов. Организаторы празднования креативно подошли к созданию мерча – сувенирных вещей с символикой мероприятия. Цветовая гамма футболок различалась в зависимости от региона и статуса гостя.                                                                  

Делегации ветеранов-железнодорожников поочередно фотографировались у стоявшего на постаменте паровоза, бюста Виктору Мирошниченко и недавно установленного на привокзальной площади памятника тракторному путеукладчику ПБ-3МТ. Но это была лишь разминка. На площади 25-летия БАМа подготовились к долгожданному событию – открытию мемориального комплекса, посвященного строителям магистрали, работы известного российского скульптора Салавата Щербакова. В Хабаровске его авторству принадлежит памятник маршалу Василевскому, который стоит на въезде в парковую зону стадиона им. Ленина со стороны улицы Советской.                                                               

Бамовцы мечтали о таком памятнике давно. На 45-летии БАМа легендарный бригадир Герой Соцтруда Иван Варшавский обратился с такой просьбой к главе РЖД Олегу Белозерову.                                                                 

И вот мемориальный комплекс из бронзы, гранита и бетона украсил главную площадь Тынды. На переднем плане размещены бронзовые фигуры – собирательные образы военных железнодорожников и гражданских строителей БАМа. Центральная часть скульптурной композиции изображает «золотой стык» западного и восточного участков дороги. А на внутренней стороне памятника отражено, как росли и развивались бамовские поселки и города, как проходила жизнь строителей магистрали.                                                             

– Грандиозно! – поделился своим впечатлением участвовавший в церемонии открытия мемориала Олег Белозеров. – Ветераны БАМа и здесь сработали на отлично: выбрали самый правильный эскиз. Памятник действительно отражает дух стройки!                                                                  

Праздничный митинг здесь же, на площади, открыл Игорь Левитин. Он поздравил коллег с юбилеем и зачитал поздравление от Владимира Путина. Олег Белозеров поблагодарил всех тех, кто строил мосты, тоннели, станции, поселки и города, кто преодолел все трудности и подарил стране БАМ, а также тех, кто продолжает это великое дело.                                                                   

– Несмотря на экстремальные трудности, нам удалось построить эту дорогу, – обратился к собравшимся бывший начальник ГлавБАМстроя Ефим Басин. – Сегодня мы слышим и видим, как БАМ трудится, как он нужен стране. Без него просто невозможно развитие Дальнего Востока. Видим, какие задачи стоят, какие средства выделяются. Но главное: новой стройке нужны новые люди! Давайте приложим все силы и свой накопленный опыт, чтобы завершить стройку. В нас нуждаются! Чем мы можем помочь? Наставничеством! Давайте рассказывать молодежи о магистрали, о том, что она важна. Мне многие говорили, что хотят и сами поехать на стройку. Вы готовы строить новый БАМ?!                                                                         

– Да! – раздалось над площадью. Вечером по главной улице Тынды с московским названием Красная Пресня проехала колонна техники, работавшей на строительстве дороги. Легендарные грузовики Magirus и ГАЗ, автокраны КрАЗ и другие. А следом прошло шествие – 1,5 тыс. человек, включая ветеранов стройки и тех, кто сейчас участвует в развитии магистрали. Завершился праздник большим концертом, собравшим на одной сцене Хор Турецкого, Таисию Повалий, Хабиба, группы «Рондо», «Новые самоцветы», «Моя Мишель» и «Чайф».                                                                     

Участие в праздничных мероприятиях по случаю 50-летия БАМа принял и глава Хабаровского края Дмитрий Демешин. Он вручил почетные грамоты и благодарности работникам Комсомольского регионального центра связи Хабаровской дирекции связи, а также Комсомольской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций.                                                                       

– Для многих строительство БАМа, а затем и работа на магистрали стали делом жизни, воплощением мечты, настоящим призванием, – сказал Дмитрий Демешин. – Низкий поклон всем, кто там работал, – за трудовой подвиг, за то, что в непростые времена остались верны своему делу, сохранили рабочие коллективы и БАМ. Уверен, мы будем достойными наследниками и продолжателями дела наших предшественников!

 

Дмитрий КОШЕВОЙ, Хабаровск – Тында – Хабаровск.

Фото автора и Ирины Фастовец

 

Газета «Приамурские ведомости», № 28 (8417)  2024 года

г. Хабаровск