Как в Российской империи пришлось запрещать работу в выходные

14 июня 1897 года был введён закон, запрещавший труд в воскресные и праздничные дни. При этом, правда, самодержавная власть забыла о многих традиционно чтимых праздниках в стране, считавшей себя «опорой Православия».

Выходными становились все воскресенья, а также большая часть церковных двунадесятых, наиболее важных праздников. К таковым относились Рождество Христово, Преображение Господне, Рождество и Успение Богородицы, Обрезание Господне, Крещение, Вознесение. 

Пасха и Троица и так приходились на воскресные дни, однако к ним добавлялись дополнительные выходные: Страстная Пятница и Великая Суббота перед Воскресением Христовым и следующие за ним Светлый Понедельник и Вторник. То есть, речь шла о, как сказали бы сейчас, «пасхальных каникулах» общей продолжительностью в 5 дней. 
Каникулы рождественские были существенно меньше, отдыхать разрешалось лишь на следующий день после праздника. То же самое относилось и к Троице – выходным был лишь следующий за ней День Святого Духа.
Данный список «красных дней календаря» был наиболее краткой его версией и относился лишь ко всем без исключения категориям трудоспособного населения страны. Чиновники имели заметные преференции, для них существовал дополненный список «неприсутственных дней», когда государственные учреждения посетителей не принимали, соответственно, туда не приходили и сотрудники.

«Неприсутствие» предписывалось во все без исключения двунадесятые праздники (например, не вошедшее в основной список Сретение Господне 15 февраля), а также во многие дни памяти особо чтимых святых, в частности, Усекновения Главы пророка и предтечи Иоанна Крестителя 11 сентября.
Ещё для всех без исключения праздничными считались и светские поводы –дни тезоименитства царя и его супруги, дата коронации и т.д. – с ними в год набегало 75 нерабочих дней. Впрочем, применение данного закона было достаточно гибким, при необходимости на производстве непрерывного цикла работодателю разрешалось привлекать к труду рабочих и в воскресные дни с условием предоставления им компенсационного дня отдыха посредине недели. Формально требовалось и согласие самого рабочего, но понятно, что в условиях немалой безработицы с этим проблем не возникало.
Также гибко предписывалось подходить и к представителям других вероисповеданий, священные дни у которых могли существенно отличаться от принятых в Православии. Католики, например, жили по «новому стилю», и их праздники были сдвинуты в отношении действовавшего в России «старого стиля» на 12-13 дней. Что сразу нашло отражение при применении нового закона в польских, преимущественно католических, губерниях империи.

Что немаловажно – за соблюдением нового закона было предписано присматривать представителям фабрично-заводских инспекций и ряду прочих представителей власти. Нарушителям же полагались штрафы, которые, впрочем, как и большинство других положений трудового законодательства тех времён, легко обходились работодателями при попустительстве властей.
Тем более что к рабочим-сдельщикам положение закона о выходных не относились в принципе, да и предусмотренная возможность «замены выходных по договоренности» могла легко превратиться из замены в отмену этих самых выходных. Особенно, если сами рабочие были не прочь заработать лишнюю копейку, не очень думая о последствиях отказа от необходимого отдыха. 
Что делать, даже сейчас находится немало трудоголиков, которые даже бравируют своим 16-часовым рабочим днём без выходных на нескольких работах по совместительству. До тех пор, конечно, пока не обнаруживают, что даже за самые солидные заработанные деньги здоровья всё равно не купить, разве только лекарства…

В целом, отношение к законотворчеству недавно вступившего на престол Николая II было неоднозначным. С одной стороны, его инициатива наконец создала в государстве чёткую систему дней отдыха с санкциями за её нарушение. С другой стороны, и до этого ведь россияне не трудились без перерыва – во всяком случае, немалая их часть. А днями отдыха были не только воскресенья, но и масса церковных праздников. Так что общее число красных дней календаря доходило до 90 и даже до 110-120 дней в году! То есть, было сравнимо с современной Россией или СССР после 1967 года, когда субботы стали нерабочими.

Таким образом, государство в лице Николая II, всё чаще именуемого в народе «кровавым» в качестве платы за свои гарантии соблюдения трудового законодательства в части отдыха резко сократило этот отдых! Что, конечно, вряд ли могло понравиться простому народу, недаром ведь чиновникам – основной опоре режима, практически сразу был дарован куда более обширный список «неприсутственных дней».
Тем более что православная традиция в целом довольно ревностно относится к почитанию памяти наиболее любимых святых. И пусть даже и тогда в храмы на праздничные службы ходили далеко не все, но работать в такие дни считалось предосудительным и даже опасным, чему способствовали и многие эпизоды из Житий Святых, и просто рассказы о тех неурядицах, которые подстерегали дерзнувших работать в такие дни.
Московское царство с XVI века позиционировало себя «Третьим Римом», единственной надёжной опорой Православия в мире. И сменившая его Российская империя, несмотря на организационную перестройку церковного управления с прежней патриаршей модели на синодальную, от этого статуса вовсе не отказывалась. 
Тем удивительнее читать о том, как в единственной православной на то время стране её монархам время от времени приходилось напоминать своим, вроде бы тоже православным подданным из числа тогдашних предпринимателей и даже аристократов о необходимости соблюдения элементарных православных норм! 

Одно из первых упоминаний на этот счёт датировано 1699 годом, когда Пётр I посадил в тюрьму князя Оболенского за то, что тот заставлял своих крестьян работать в поле по воскресеньям. Пётр I издал в 1722 году Указ о запрете работы в воскресные дни – и на казённых, и на частных производствах.
С одной стороны, можно было бы порадоваться за такую заботу о рабочих. Увы, она ещё очень долго абсолютно не касалась сельскохозяйственных тружеников. Первый Указ о запрете барщины более 3 дней в неделю и в воскресные дни был издан лишь Павлом I в 1797 году. Примечательно, что за соблюдением Указа было поручено следить в том числе и духовенству. 
Но возникает вопрос, а чем последнее занималось раньше, безучастно наблюдая за вопиющим нарушением четвёртой из 10 Заповедей «чти день субботний»?
Пусть даже с появлением христианства воскресенье сменило субботу в качестве выходного дня, но требование шесть дней работать, а седьмой посвящать Богу, заодно отдыхая, никуда не исчезло. И, например, стало одним из самых первых установлений императора Константина Великого после того, как Римская империя приняла христианство в качестве государственной религии.
Увы, эта традиция Рима «первого» и «второго» в «Риме третьем» отчего-то выполнялась больше по доброй воле то ли барина, то ли купца-промышленника. 

Архиереи и священники имели собственные рычаги воздействия на верующих, среди которых были помещики и фабриканты – например, запрет на Причастие, отлучение от Церкви. Однако широкого и действенного применения таких мер в дореволюционный период не происходило. 
Что поделаешь, истинная вера заключается не в том, чтобы вспоминать о ней лишь в дни церковных праздников. Тем более, если твои единоверцы зачастую даже лишены возможности посетить в эти дни храм, они вынуждены трудиться в поте лица для обогащения своего якобы православного работодателя. 
Надо ещё и по-настоящему Божьи заповеди соблюдать, особенно, если ты облечён властью, деньгами и влиянием. Ибо, как сказал Христос, «кому много дано, с того много и спросится». Такой спрос с последнего Романова и его окружения и произошёл в роковом для самодержавия 1917 году… 

 

Николай ВОЗНЕСЕНСКИЙ (Молдова)

Художник: С. Виноградов

 

https://webkamerton.ru/category/nasledie