КАЗАНСКАЯ БОГОМАТЕРЬ С ПРОПИСКОЙ В БИКИНЕ

Крестный ход состоится 4 ноября, в День народного единства, в самом южном городе края

От церкви Казанской иконы Божией Матери верующие пройдут по улицам с хоругвями, песнопениями и, конечно, храмовой иконой.  . . .

Ведь в этот день во всех православных приходах России чествуют Казанскую икону Божией Матери.                                                                          

Государственный праздник, отмечаемый без малого два десятка лет, напоминает о событиях 1612 года, когда Москва была освобождена от поляков народным ополчением. В руках Дмитрия Пожарского, дружина которого вытесняла врага из центра столицы, была Казанская икона Божьей Матери.                                                                             

– Маршрут крестного хода начинается и заканчивается храмом. С 2008 года, когда стали проводить крестный ход 4 ноября, погода нам благоприятствует. Обходится без дождя и снега. Однажды был густой туман, но он рассеялся, – говорит настоятель храма иерей Константин Насин.                                                                         

ЗВОННИЦА В ТРИ ЯРУСА                                                                                

С Казанской иконой Божией Матери связано не только изгнание польских захватчиков, но и победа над шведами под Полтавой. Видимо, не случайно церковь в Бикине примыкает к здешнему гарнизону, а иерей Константин Насин является штатным помощником командира 57-й гвардейской мотострелковой бригады по работе с верующими.                                                                           

В прошлом году исполнилось 15 лет служению в Бикине выпускника первого набора Хабаровской духовной семинарии. Отец Константин признался, что ему памятно посещение храма владыкой Марком, возглавлявшим Хабаровскую епархию в 1995–2011 годах и благословившим его на окормление паствы города и района.                                                                         

…Подпорки, удерживающие потолок церкви, явно мешали богослужению. Хотя владыка об этом ни сказал ни слова, реконструкция помещения, в котором до 1992 года размещались школьные мастерские, не заставила себя долго ждать. Убрали подпорки, подняли потолок, дощатый пол заменили плиточным.                                                                            

– Люди работали каждый день, – вспоминает батюшка. – Был один наемный специалист, ему помогали прихожане…                                                                            

Эдуард Новоселов, иконописец-любитель из районной глубинки, написал иконы Сергия Радонежского, Ксении Петербуржской и Серафима Саровского, а также изготовил оклады к ним. Первый настоятель храма отец Сергий Исаченко и матушка Елена собственными руками сделали крест с распятием Христа.                                                                          

Добрым словом был помянут Владимир Фукалов, на средства которого возведен Петропавловский монастырь близ Хабаровска, восстановлены и реконструированы многие храмовые постройки в крае. Для бикинской церкви на его пожертвования приобрели новый иконостас, что обошлось благотворителю в миллион рублей.                                                                            

Есть в храме армейский уголок, в котором находятся иконы Георгия Победоносца, Александра Невского и Федора Ушакова. Здесь же Албазинская и Порт-Артурская иконы Божией Матери, напоминающие о ратных подвигах на восточных рубежах Отечества.                                                                          

По соседству с храмом вознеслась колокольня. Приход участвовал в грантовом проекте «Православная инициатива», благодаря чему обзавелся трехъярусной звонницей. В ней девять колоколов. Самый больше весит 160 килограммов. Для его снятия приходится привлекать автокран, когда звонница отправляется по приходам.                                                                           

НЕДАЛЕКО ОТ НАХОДКИ                                                                          

В Бикине проживает порядка 16 тыс. горожан. Богослужения регулярно посещают до 100 человек, или менее одного процента. Примерно такое же соотношение в краевом центре, хотя храмов там немало. Это реальность общественного умонастроения, когда большинство соотечественников считают себя православными, однако проходят мимо храмов.                                                                          

– Не раз сам слышал: дескать, Бог у меня в душе, а на стояние в церкви времени нет. Что это, если не заблуждение? – убежден отец Константин. – Не Бог нуждается в нашем внимании, а мы нуждаемся в присутствии Бога в нашей жизни. Посмотрите на тех, кто регулярно посещает храм, исповедуется и причащается! Эти люди уверены в себе, им не страшны житейские трудности.                                                                                

Выходит, сегодняшним пастырям надобно брать пример с первого епископа Приамурья владыки Иннокентия (Вениаминова), который полтора века назад неустанно занимался приобщением к Богу жителей восточной окраины Российской империи.                                                                          

– Когда в храм приходит на воскресную службу два десятка солдат, большинство из которых смутно представляют себе православие, стараешься заронить в души зерна Божественного начала. И пускай некоторые считают, что военнослужащие оказались в церкви добровольно-принудительно. Из этого не следует, что время потеряно зря. Православие знает немало примеров пробуждения после непреднамеренного присутствия в храме. Хотя происходит это не сразу, – уточнил помощник командира бригады по работе с верующими.                                                                    

Другое дело – пример офицера. Когда он привел солдат и поспешил удалиться, подчиненные, скорее всего, последуют за ним. Если офицер без ложного стыда исповедуется, затем причащается, а после завершения воскресного богослужения объясняет младшим по званию, почему необходимо соблюдать церковные установления, в его подразделении вряд ли будет хромать боевая подготовка.                                                                 

В кадетских классах гарнизонной школы отец Константин ведет факультатив по предмету «Основы православной культуры». Это не урок в привычном понимании. И было бы неразумно после шести часов основных занятий диктовать под запись или вызывать к доске. Батюшка рассказывает – ребята без стеснения задают вопросы. И это немаловажно, ведь в большинстве школ человек в одеянии священника вызывает удивление. Не говоря уже о том, что при общении с батюшкой дети не склонны к откровенности.                                                                   

Отец Константин привлекает визуальные материалы, благодаря которым его подопечные знакомятся со святынями православия. Посещают ли они храм? Таких примеров почти нет, что объяснимо. Если родители проводят воскресенья у телевизора, трудно рассчитывать, что ребенок отправится на богослужение. Но батюшка убежден: эти уроки рано или поздно приблизят к пониманию очевидного.                                                                         

Несколько лет назад Константину Родионовичу довелось отдыхать в Приморье, куда выехали из Бикина семьями на машинах. Нашли хорошую бухту, разбили лагерь, конечно же, купались, загорали. Между прочим, недалеко от Находки. Утром в воскресенье отец Константин сказал: «Я еду в храм. Кто со мной?» Чувствовалось, что предложение было неожиданным, однако поехали все.                                                                       

СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА                                                                     

Чего не хватает человеку, чтобы он был христианином? Решимости, к которой призывал Серафим Саровский? По словам бикинского батюшки, противоборство духовных сил – естественное состояние мира. Достоевский об этом писал так: «Бог и сатана ежедневно борются, а поле брани – сердце человека». Господь создал человека со свободной волей. Хотя вряд ли кто-то будет пихать пальцы в розетку, прикасаться к горячему или прыгать с девятого этажа. Есть понимание, что нарушать физические законы нельзя. Но ведь нельзя нарушать и законы духовные!                                                                    

Верующему человеку для посещения храма и совместной молитвы не нужны ни оповещения, ни приглашения. Это его потребность – такая же, как чистить зубы и умываться.                                                                        

– Участие в церковной жизни проистекает из потребности в общении с Богом, – говорит настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери в Бикине. – Это нужно не нам, пастырям. Это нужно людям, жизнь которых без Бога превращается в череду незадач, разочарований и грехов. Поставь Бога на первое место, и он в твоей жизни все расставит на свои места.

 

Михаил КАРПАЧ

Фото из архива автора

 

Газета «Приамурские ведомости», № 43 (8432) 2024 года

г. Хабаровск