ДОГОНЯЯ ЗАКАТЫ

Ко Дню железнодорожника представляем Александра Сидорова – машиниста из Комсомольска, который пишет стихи и песни

Вокзал в Хурмулях и мост через Горин он видел много раз из кабины тепловоза. Но в дни празднования 50-летия БАМа Александр Викторович Сидоров смотрел на знакомые объекты из купе поезда . . .

вместе с ветеранами Дальневосточной железной дороги, осваивавшими легендарную магистраль.                                                            

За четверть века вождения составов на линии Комсомольск – Постышево каждый из перегонов стал ему знаком как свои пять пальцев. Выход на заслуженный отдых не убавил памяти о больших кривых и других особенностях 213-километровой ветки. Однако то, что предстало взору на пути в Тынду, приятно удивило его. На всем своем протяжении БАМ прирастает вторыми путями. Видно, как отсыпается земляное полотно, укладывается рельсошпальная решетка, монтируются устройства сигнализации и связи.                                                              

ПОЛАГАЯСЬ НА СЕБЯ                                                             

Сидоров – коренной дальневосточник. Родился в Белогорске, в школу пошел в Комсомольске. Семья вернулась в Амурскую область, там Александр окончил профтехучилище и был призван в армию. Но мысли неизменно возвращали его в город детства: к новогодней елке у Дворца культуры судостроительного завода, трамваям с перезвонами на перекрестках, сталинке у набережной Амура, в которой жил с родителями.                                                               

Завершение срочной службы совпало с получением диплома женой, выпускницей медицинского училища. Вместе решили строить жизнь, полагаясь исключительно на себя. Так чета Сидоровых оказалась в Бурятии. Точнее, на станции Мысовой. Супругу взяли в ведомственную больницу, а сам он устроился в депо. Несколько недель в поездках осваивал навыки помощника машиниста электровоза, после чего сдал экзамены в головном депо в Улан-Удэ.                                                               

– Железная дорога для меня никогда не была чужой, – говорит он. – Дежурным по станции КуйбышевкаВосточная, переименованной в Белогорск, работал дед. В жены он взял телеграфистку той же станции. Дядька – машинист локомотивного депо там же, в Белогорске…                                                                   

Как-то летом к электровозу цепляли состав с грузовиками. Не вызывало сомнений, что они следовали на целину, как было принято в советское время в пору уборки хлеба. Привлекла внимание надпись на кабине КамАЗа: «Комсомольск-на-Амуре». Александр ощутил прилив радости: город детства неожиданно напомнил о себе.                                                                     

Нашлось время для разговора с водителем. Тот, видя блеск в глазах парня, оставил номер городской газеты, прихваченной с собой… Дома Александр изучил номер. Отметил публикацию на тему строительства. В ней сообщалось о новых домах на улицах Ленина и Гамарника, которые он не забыл, о жилых комплексах с объектами торговли на проспекте Первостроителей, протянувшемся от Амура до железнодорожного вокзала.                                                                

Жену устраивал Бабушкин – городок на южном побережье Байкала, в месте впадения реки Мысовки, которая и дала название станции. Там Сидоровы обзавелись не столько мебелью, сколько опытом семейного житья-бытья, которого не имели, хотя дочка уже была. Поездки мужа, как и дежурства жены, прибавляли тепла в отношениях. Она не перечила, когда услышала о его желании перебраться в Комсомольск.                                                                    

Договорились, что глава семейства отправится на разведку, и в дни отпуска он рванул в город детства. Разведка не была успешной: в депо пояснили, что помощники машиниста требуются, но не на электровозы, а на тепловозы.                                                              

– Предлагаем трехмесячные курсы, – уточнили в отделе кадров.                                                              

Он поступил по-другому: вернувшись из отпуска, отправился к машинисту-инструктору тепловозной колонны и заявил о желании овладеть смежной профессией. Ездил дублером, штудировал теорию, после чего получил желанные корочки.                                                                      

В узловой больнице уважительно попрощались с выпускницей медучилища, прибывшей по распределению и отработавшей три года, как было предусмотрено законодательством. Прощай, город Бабушкин и станция Мысовая!                                                                 

У СТАНЦИИ ПАДАЛИ                                                                

От Байкала до Амура отправились по Транссибу вчетвером: появился на свет второй ребенок. Муж и отец без промедления вышел на работу в депо. Стационары и поликлиники предлагали множество вакансий, но жене пришлось устроиться в детсад швейного объединения «Комсомолка»: других вариантов зачисления дочерей в дошкольное учреждение не имелось. Нет худа без добра – предприятие приступило к строительству кооперативного дома и одна из квартир была выделена медсестре детсада.                                                                    

– Первая поездка у меня была по совгаванской ветке. Довелось осваивать БАМ. Но чаще водил грузовые составы на линии Комсомольск – Волочаевска-2. Подъем между 303-м разъездом и станцией Падали до сих пор вспоминаю с волнением. На повороте видишь за собой десятки цистерн с нефтепродуктами, и каждая на стыках буквально звенит. А вместе они рождают такое мощное звучание, что переполняет гордость за свой труд, за величие страны и за то, чем она располагает, – замечает Сидоров.                                                                     

Он работал в паре с машинистом Виктором Николаевичем Гарюцким. Отучился в Хабаровске, получил права для самостоятельного управления локомотивом, но воспользоваться ими не смог: в 90-е годы грузооборот упал до минимума. Машинистов оказалось больше, нежели поездов, и Сидоров вернулся помощником.                                                                        

Экономика пошла на поправку – и его назначили машинистом. Еще и доверили освоение маршрута до Волочаевки-2, вдвое превосходящего по протяженности прежний, который заканчивался в Сельгоне.                                                                         

В последние годы Александр Викторович работал в маневровой колонне. Сфера ее деятельности – грузополучатели и грузоотправители. Курс на рыночную экономику их приумножил. Кроме китов индустрии, это коммерческие предприятия, оперирующие не составами, а вагонами, что прибавляет хлопот железнодорожникам.                                                                      

ПОДАРОК НА 60-ЛЕТИЕ                                                                      

Первые лица депо знали об умении Сидорова облекать злобу дня в рифму, но только после его ухода на заслуженный отдых сформулировали социальный заказ.                                                                 

– Мне предложили написать гимн депо. После частушек, которые воспринимались в штыки (хотя рядовым членам коллектива они нравились), это было по меньшей мере неожиданно, – улыбается Александр Викторович.                                                                   

Творческий вызов был принят. Стихосложение не заняло много времени. Подобрав аккорды, автор отправился к маститым музыкантам, и они на основе услышанного создали энергичную мелодию. И гимн зазвучал!                                                                

На Дальневосточной железной дороге                                                                    

Вдали от столицы родной                                                                

Работают слаженно все машинисты                                                                   

Депо Комсомольск – Грузовой…

Юношеское увлечение гитарой, отодвинутое более насущным, вернулось. Это подтверждает участие в концертах памяти Владимира Высоцкого, проходящих в Доме молодежи. А поэтесса Наталья Шипулина привела Александра Сидорова в городскую писательскую организацию. Сергей Хардин, предприниматель и меценат, издал сборник его стихов. 100 экземпляров разошлись неожиданно быстро, и поклонники его творчества настояли на переиздании.                                                                

Руководитель военно-технического клуба Юрий Николаевич Пивоваров, старейшина писательской организации, показал свое стихотворение. Александр Викторович увидел в нем песню и представил ее автору в собственном исполнении, чему тот был несказанно рад. Следующая встреча творцов «серебряного» возраста состоялось на поле с вышкой для прыжков с парашютом.                                                                

Инструктор мне сказал: «Не дрейфь!»                                                               

Передо мной открыта дверь.                                                                

Звучит команда: «Приготовиться!..                                                                  

Пошел!»                                                               

И вот лечу я. Предо мной                                                                       

Земля ядреная с травой.                                                                 

Я в две секунды отсчитал:                                                                 

«Сто двадцать три».                                                                

Потом я выдернул кольцо –                                                                   

И свежий ветер мне в лицо.                                                                    

И купол белый я увидел изнутри…                                                                     –

Конечно, были тренировки. Но главное – преодоление страха. Ведь я никогда не прыгал с парашютом. Но сделал себе подарок на собственное 60-летие! – смеется Александр Викторович.                                                                   

Региональный совет ветеранов Российских железных дорог направил его на празднование юбилея БАМа. Под стук вагонных колес на клавиатуре смартфона рождались стихи. Может быть, они станут песней…

 

Михаил КАРПАЧ

Фото из архива автора

Хабаровск – Тында – Хабаровск

 

Газета «Приамурские ведомости», № 30 (8419)  2024 года

г. Хабаровск