Павлишин нам нужен!
Михаил Дегтярёв побывал в гостях у выдающегося дальневосточного художника. Удивительно, что у нас в Хабаровске живет и работает знаменитый художник, а должного внимания ему власти не оказывают. Именно внимания, даже не помощи. Ведь не случайно в первом номере возродившихся «Приамурских ведомостей» за 1991 год вышла статья Михаила Колбаско «Геннадий Павлишин: «Я никому здесь не нужен…» (см. «ПВ» №1(3), 1 янв. 1991 г., стр. 5). И вот теперь, спустя тридцать лет (!), мы может сказать: «Павлишин нам нужен!» Михаил Дегтярёв пообещал Геннадию Дмитриевичу оказывать всестороннюю помощь и особое внимание. Неформальное общение за чашкой чая – в таком формате на минувших выходных состоялось общение главы региона Михаила Дегтярёва и народного художника РФ Геннадия Павлишина. Он известен на весь мир работами в области монументального, декоративно-прикладного искусства и книжной графики. Геннадий Дмитриевич Павлишин – коренной хабаровчанин, ему 82 года. Михаил Дегтярёв – первый более чем за десять лет глава Хабаровского края, который проявил искреннее внимание к творческому человеку. О своем творчестве Геннадий Павлишин рассказывал сам. О поэте Комарове и истории – Когда я учился в 19-й школе, что в Индустриальном районе Хабаровска (раньше это был Сталинский район), то часто ходил в кинотеатр «Гигант», – говорит Геннадий Павлишин. – Моя школа была недалеко от кирпичного завода, а за ним была «Кругосветка» (слободка, начинавшаяся от улицы им. Кубяка, раньше она именовалась Комитетской, а потом Раздельной – авт.). Тогда это был край света. Там фактически Хабаровск заканчивался. Так вот, когда мы ходили в кинотеатр «Гигант», там я очень любил слушать Петра Степановича Комарова. Он читал стихи… Он был такой худой (у него был туберкулез), что походил на вешалку, на которую повесили пиджак, и этот пиджак колеблется. Но какие у него были великолепные стихи!.. И какое счастье, что мне удалось его послушать. Целое поколение выросло на стихах Комарова. Я даже оформил его книжку «На краю России» (изд. «Речь», 2017 г.)... В Приморском крае я изучал Средневековье. Там есть особенно большие археологические раскопки Шайгинского городища – это уникальный памятник культуры чжурчжэней. Я принимал участие в этих раскопках. У меня много зарисовок. Сейчас они, возможно, дополнят нашу древнюю историю. Ведь мы сюда пришли не на пустое место. У нас только в Хабаровском крае живет восемь народов. И какой же ты художник, если не интересуешься творчеством народов, которые здесь жили до тебя? Нужно копать и копать, собирать и собирать… И у меня есть хорошие накопления. Надо бережно хранить нашу историю. О Чёрном, Сунгоркине и БАМе – В Хабаровске я давно мечтал проиллюстрировать книгу Арсеньева, но меня коммунистическая партия (хотя я и не коммунист) все время куда-то посылала. То на какие-то стройки, то где-то какой-то завод сдается, то какой-то новый станок запускают, то еще что-то. Поэтому некогда было, – рассказывает Геннадий Павлишин. – Но об одной книжке, которую мне заказали, я, конечно, не жалею. Это книга «Навстречу времени. От Байкала до Амура» (БАМ, 1986). Однажды мне позвонили из крайкома партии, сказали, что меня ждет в Москве (там проходило какое-то мероприятие) первый секретарь Хабаровского крайкома КПСС Алексей Клементьевич Чёрный и мне надо явиться. Ну и я полетел. Чёрный отвел меня в Кремль, но сам потом ушел, а меня повели дальше, в правительство страны. Виталий Воротников тогда его возглавлял, он был председателем Совета Министров РСФСР. Там мне сказали, какой должна быть книга о БАМе. Я вернулся в Хабаровск, пришел к Николаю Кузьмичу Кирюхину, директору Хабаровского книжного издательства, и рассказал, какую книгу мне поручили сделать. Но здесь к этому отнеслись как-то несерьезно. Мне можно было бы, конечно, тоже плюнуть. Но я проникся уже идеей. На свои деньги – никто никаких командировок мне не дал – отправился на БАМ. (Самое неприятное, что те 10 лет, когда я работал на БАМе, мне даже не вошли в трудовой стаж, не попали в пенсию, поскольку у меня не было никаких подтверждающих документов, что 10 лет я мотался по БАМу. Ну, мотался и мотался…) На БАМе было аккредитовано 300 фотокорреспондентов, которые вели летопись этой стройки. Тогда, конечно, не было такой хорошей аппаратуры, как сейчас. Но меня что выручало? Золотой зад. Я не вставал с места, пока не скопирую какой-нибудь угольный разрез. К усидчивости и точности в отображении деталей я себя приучил, еще когда делал работы по этнографии для Академии наук. Пунктуальные немцы выше всех оценили мою аккуратность и точность: у меня за это Большая золотая медаль (а потом были просто золотые медали). Кстати, когда я получал премию Леонардо да Винчи, меня представляла на этом конкурсе Германия (Лейпциг), а не Советский Союз. Но вернусь к БАМу. Начал готовить книгу – нужен текст. Мне подсказали, что во Владивостоке живет и работает журналист Володя Сунгоркин, который четыре года прожил в Тынде – столице БАМа. Я его пригласил, и он сделал текст к моим картинкам. И, кстати, благодаря книге про БАМ поднялся, получил известность. Сейчас он – владелец холдинга «Комсомольская правда» в Москве. Вот так его высоко занесло. Мне в свое время, конечно, тоже были заманчивые предложения из различных московских книжных изданий. Но я категорически отказывался. У меня была цель – продолжить работы, посвященные истории, природе, этнографии Дальнего Востока. Так вот, что касается БАМа. Было аккредитовано, напомню, более 300 фотокоров, а лучшей была признана моя книга «Навстречу времени. От Байкала до Амура». Ее отпечатал «Госзнак». И вручали ее делегатам съезда КПСС. Представлял книгу председатель Совета Министров РСФСР Виталий Воротников. Хотя председателем комиссии по БАМу был Гейдар Алиев, но ему не доверили <…>, поскольку БАМ строила вся страна, представители всех республик. Должен сказать: БАМ – это такая замечательная дорога... Вот наши туристы приезжают в Японию, и их везут на так называемое любование Фудзиямой. Но что эта Фудзияма по сравнению с нашим БАМом?! Какие у нас красоты! Но мы не умеем этим пользоваться... Признанный мастер Геннадий Павлишин – признанный мастер флорентийской живописной мозаики. Наибольшую известность получило мозаичное панно площадью 12 кв. м, которое находится в фойе Дома официальных приемов правительства Хабаровского края. Также Геннадий Дмитриевич работает для Русской православной церкви, делая мозаичные иконы для храмов, удивительные по красоте киоты. Он создал замечательную мозаичную икону Серафима Саровского для часовни, уникальную мраморную купель для крещения в храме Святого благоверного князя Даниила Московского в Хабаровске. На сооружение куполов для этого храма художник пожертвовал личные средства. Значительным событием для Дальнего Востока в 1999 году стало строительство православной часовни Святого воина Виктора на Большом Уссурийском острове. Геннадий Павлишин вместе с дочерью Ириной изготовили и передали в дар Хабаровской епархии мозаичную панно-икону из камней-самоцветов и смальты. Врио губернатора края вместе со своим старшим сыном встречал Рождество в этой часовне. И это то место, в котором можно проникнуться духом истории нашего края, его освоения и развития. А значит, все что делал и делает Геннадий Павлишин – не зря. Его творчество находит отклик в наших сердцах. Нам нужен Павлишин и нужно его творчество!
Константин Пронякин - главный редактор газеты "Приамурские ведомости", член Союза журналистов России «Приамурские ведомости», №10-2021 |