САМЫЙ СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК

Известному краеведу Анатолию Жукову, который знает все обо всем в истории Хабаровска, исполняется 75 лет!

Когда он представляется незнакомцу, то начинает примерно так: «У меня очень известная и громкая фамилия!» (конечно, имея в виду не себя, а однофамильца). И дальше, если человек тушуется, продолжает вопрос-наступление: . . .

«Кто во время Великой Отечественной войны был командующим фронтами?.. Ну-ну!.. Жуков!» Знаменитая фамилия, скажем по секрету, досталась юбиляру от деда по материнской линии, а его родной отец-фронтовик был Бухаревым. Жуков смеется:                                                                       

– Если бы многие об этом знали, точно бы говорили: «Вот эта фамилия ему больше подходит!..» На что у меня готов ответ: за рулем с 1968 года (больше полувека, 56 лет!) – и баранка меня спасла от этого зеленого змия... Свою профессию он любит, гордится и гордо именует рабочей. Он шофер – то есть профессионал, а не водитель-любитель.                                                                         

ДОМАШНИЙ МАЛЬЧИК                                                                           

Мы сидим в летний зной в тени деревьев и Анатолий Михайлович неспешно рассказывает свою биографию, периодически уточняя: «Да про это уже все писали!» Он даже на встречу пришел с пухлой папкой под названием «Культ моей личности», в которой собрал почти все статьи, написанные о нем. И чего там только нет!                                                                      

– Родился я 22 июля 1949 года в Николаевске-на-Амуре, в семье морского офицера. Отец – капитан 2-го ранга Михаил Михайлович Бухарев, мать – фармацевт Нина Васильевна Жукова. Ее отец, Василий Иванович Жуков в Гражданскую войну служил в войсках Пепеляева на стороне белых на Восточном фронте. Родители были в разъездах, в командировках, я воспитывался бабушкой Екатериной Григорьевной. Гулять с ребятами меня не пускали, все время сидел дома и читал книжки. Был домашним мальчиком, – говорит наш собеседник.                                                                             

НАСТОЯЩЕЕ КРАЕВЕДЕНИЕ                                                                                       

В 12 километрах от Николаевска, ближе к устью Амура, располагалась старинная крепость (основана в 1855-м). Называлась она Николаевской, но находилась в селе Чныррах.                                                                                         

– В четвертом классе я записался в туристический кружок и мы с ребятами облазили в этой крепости каждый уголок – все подземелья, доты, бронеколпаки. Я помню свою первую учительницу истории Галину Георгиевну Харлампиеву. А еще Лидию Кузьминичну Непшекуеву – именно она водила нас на экскурсии по городу и на лето составляла список книг, которые рекомендовались к прочтению. Ох и злая она была... – вздыхает с пониманием Жуков.                                                                              

Но это, можно сказать, было еще баловство, игры. А вот настоящим краеведением его увлек Владислав Иннокентьевич Юзефов – директор краеведческого музея, автор сборника очерков и новелл «Годы и друзья старого Николаевска». Он тогда в городе вел кружок юных корреспондентов, и туда пришел Жуков. Так и началось их долгое знакомство. . .                                                                                  

– Первая моя публикация вышла в 1961 году в районной газете, я тогда учился в шестом классе. В школе написал сочинение на очень сложную тему, которую никто не хотел брать: «Кто в нашей стране является самым счастливым человеком?» Мою работу выдвинули на городскую олимпиаду и опубликовали в местной газете «Красный маяк» (ныне это «Амурский лиман»), – рассказывает наш герой.                                                                          

– А кто же был этот счастливый человек в вашем сочинении? – интересуюсь я, слушая Жукова и открыв рот от удивления.                                                                            

– Это я. . . Ну и все школьники, пионеры, советские граждане, – отвечает он.                                                                                

ЗНАМЕНИТАЯ КАРТОТЕКА                                                                                

– Свою историческую картотеку от «а» до «я» стал собирать еще в 1980-х годах, – продолжает Анатолий Михайлович. – Сначала, чтобы не забыть, просто писал подряд все сведения из истории города и края, которые узнавал. Вычитывал в газетах, архивах, книгах, получал по переписке от родственников исторических личностей и бывших владельцев исторических домов. Это все было разрозненно – в бумажках, тетрадях. Потом я понял, что так все перепутается. Ведь, к примеру, на один дом или персону данные записывались в разное время и в разных местах.                                                                               

Систематизацию своих знаний и занесение их на карточки Анатолий Жуков начал в 1986 году. Теперь таких формуляров уже более 15 тыс. И если поделить, то получится, что на протяжении 38 лет кропотливой работы он каждый день заполнял по одной карточке, без выходных и праздников. Странно, но из-под пера Анатолия Михайловича не вышло ни одной книги. Сначала было некогда, ведь он все будни крутил баранку, а в читальные залы бегал только после работы или на выходных. Теперь же на издание нет денег. А вот авторских публикаций в газетах, журналах и книгах, в которых на него ссылаются, – не счесть.                                                                     

 – Их уже более 450 – это у меня дочка посчитала, – уточняет краевед.                                                                       

КАК ЯК-40 ОБОГНАЛ                                                                                 

– А вот про что не писали, так это про то, как я в аэропорту Николаевска почти обогнал на машине самолет Як-40, – вдруг возбудился Анатолий Жуков. И рассказал эту историю.                                                                             

7 ноября 1973 года на демонстрации в честь очередной годовщины Октябрьской революции для безопасности прохождения колонн улицы в Николаевске перекрывали лесовозами. Одной из таких машин управлял Анатолий Жуков. Это была японская Komatsu Cummins модели NRTO-6B с рядным шестицилиндровым двигателем с турбонаддувом и мощностью 330 л.с. Лицензионная копия. А вообще это была Komatsu-Nissan KNWF-12T. Такие приходили в СССР по бартеру – в счет поставок в Японию леса (на экспорт шла в основном елка, лиственницу они браковали).                                                                       

– Когда кончилась демонстрация, я подвез друга на работу в аэропорт, – живо вспоминает Анатолий Жуков. – Я прямо на аэродром заехал. И тут этот попутчик стал хвалить мою машину: мол, она хорошая, быстрая и наверняка сможет обогнать даже Ан-2. А я взял и хвастанул: «Да она Як-40 обгонит!» (Тогда только появились реактивные самолеты на нашей линии.)                                                                       

И тут друг говорит: «Скоро «падает» из Петропавловска-Камчатского борт. Давай попробуем!» Мы становимся параллельно взлетно-посадочной полосе. Видим: самолет идет на посадку. Я врубаю на машине все, что можно. Як-40 садится слева, я несусь параллельно ему и был даже момент, когда мы вырвались немного вперед…                                                                          

Первая и единственная жена, с которой Анатолий Жуков живет с 1979 года, – Светлана Петровна (у них двое детей, уже взрослые, есть внуки). И 45 лет она его терпит! Ведь как тут быть спокойной? Нужно заниматься семьей, домом, дачей – а муж бежит в библиотеку, в архив. Такой вот он неутомимый, самый счастливый человек!                                                                         

Константин ПРОНЯКИН                                                                         

Фото автора      

                                                                        

СПРАВКА                                                                           

Анатолий Михайлович Жуков|Бухарев (22.07.1949, Николаевск-на-Амуре), краевед, публицист, исследователь. В 1968 году окончил Сусуманский горный техникум (Магаданская область). С 1968 по 1971 год служил в армии. Шофер 1-го класса (в профессии с 1968-го). С 1977 года живет в Хабаровске. В 1988-м составил аннотированный перечень зданий Хабаровска постройки до 1920-х годов, который явился основой для последующей постановки части этих объектов на государственную охрану как памятников истории и архитектуры. Участвовал в работе по паспортизации зданий-памятников, собрал исторические сведения о бывших домовладельцах, истории строительства и функционировании зданий. Составил картотеку на все исторические персоны, организации, улицы, города и селения дореволюционного Дальневосточного края, а также на здания дореволюционной застройки Хабаровска, как сохранившиеся, так и снесенные, и постоянно пополняет ее новыми сведениями (всего более 15 тыс. карточек). Член ВООПИиК и РГО. Награжден орденом «За личное мужество» (1990). Родной отец – М.М. Бухарев, воспитывался отчимом И.С. Левченко, фамилию получил от деда по материнской линии В.И. Жукова.                                                                                   

(Из рукописи «Литературный путеводитель востока России. От Чукотки до Владивостока». Авт.-сост. – К.А. Пронякин.    

                                                                                     

КСТАТИ                                                                                            

Президиум хабаровского краевого совета ВООПИиК поздравляет Анатолия Жукова с юбилеем!

 

Газета «Приамурские ведомости», № 28 (8417)  2024 года

г. Хабаровск