Слышишь, время гудит: «БАМ»!
Байкало-Амурская магистраль – одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Основной путь Тайшет - Советская Гавань (длиной 4282 км) строился с большими перерывами с 1938-го по 1984 год. Строительство центральной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет, а один из самых сложных участков – Северо-Муйский тоннель – был введён в постоянную эксплуатацию только в 2003 году. БАМ является восточной частью Великого Северного железнодорожного пути – советского проекта 1928 года. В апреле 1974 года БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, сюда приезжали массы молодых людей. Многие посёлки и станции БАМа строились одной республикой, областью, городом. В начале 1974 года комсомольско-молодёжные бригады состояли из воинов-железнодорожников. * * * Вспоминает Сергей Николаевич Лычёв, народный артист России, Почётный член «Союза ветеранов госбезопасности по Дальневосточному региону». «Март 1974 года. Меня вызывает директор Хабаровского краевого театра драмы В.М.Гурьянов и говорит: - Крайком КПСС и краевое управление культуры просят тебя поехать с сольным концертом в посёлок Ургал и выступить перед воинами-строителями железнодорожных войск, в связи с началом строительства восточного участка БАМа. С тобой поедут наш режиссёр Борисов и корреспондент «Молодого дальневосточника» Наталья Швердохлебова. Заранее предупреждаю: выступать придётся в сложных условиях». Да что нам, молодым, были тогда «сложные условия»? Мы гордились подобными поручениями, понимая значение этой очень нужной для государства магистрали, в том числе - в военно-стратегическом плане. Ведь межгосударственные отношения с восточным соседом в то время были у нас напряжёнными. Уже через сутки были в Ургале. На станции нас встретил майор железнодорожных войск, устроил в гостинице (деревянный барак). А вечером в небольшом помещении железнодорожной станции «Ургал» состоялась встреча с воинами и служащими станции. Изяслав Борисов, режиссёр театра, читал собравшимся стихи воинов-фронтовиков. А я исполнял под гитару песни Б.Окуджавы, и тоже читал стихи - о любви. Встреча получилась очень душевная, плавно перешедшая в вечер вопросов и ответов. В течение недели мы выступали перед разным количеством зрителей на разных площадках: с кузовов грузовых машин, с крохотных выступов на тракторах- тральщиках, в теплушках - около печек-буржуек и так далее. Была ещё ранняя весна, а на БАМЕ – в этот период просто ещё зима не кончилась, но погода нам благоприятствовала. Выступали мы обычно во время обеденных перерывов под ярким бамовским солнцем, иногда без полушубков, но в зимних шапках-ушанках. Как на фронте. Вместе с бамовцами готовились к встрече с комсомольско-молодёжным строительным отрядом «Донбасс». Но что-то помешало прибыть ему в Ургал к установленной дате. Нам пришлось возвращаться в Хабаровск, не встретившись с комсомольцами-добровольцами из Украины. Наша командировка подошла к концу. Та поездка в Ургал положила начало творческим встречам строителей с представителями культуры на БАМе. В настоящее время я с гордостью произношу: «Мы были первыми!» Потом на БАМ мастера культуры сплошным потоком ехали со всех городов России и даже из-за рубежа. НО ПЕРВЫМИ БЫЛИ МЫ. Этот небольшой краешек истории строительства БАМа зафиксировала наш фотокорреспондент Н.Твердохлебова. * * * Тёплое, солнечное утро июня 1974 года. Просматриваю газету «Комсомольская правда» и вижу внизу на второй полосе кант-ноты песни о БАМе ( стихи Р.Рождественского, музыка О.Фельцмана). Читаю стихи и восхищаюсь, насколько точно, эмоционально Роберт Рождественский отобразил дух времени, романтику комсомольцев-строителей БАМа. Я это почувствовал сразу, поскольку только два месяца тому назад возвратился из творческой поездки по БАМу. Попросил жену проиграть мелодию на фортепиано. Музыка песни полностью соответствовала её стихам. Снова удивление! Композитор Оскар Фельцман до того точно уловил суть стихов Роберта Рождественского, что получилась не песня, родился музыкально-поэтический гимн строителям Байкало-Амурской магистрали. А вы помните песню «БАМ»? Напомню. Солнце в небе светит мудро, Молодеет древний край. От Байкала до Амура Мы проложим магистраль.
Встретим зябкие рассветы, Встретим долгую пургу. В биографию планеты Впишем мы свою строку.
Будет нам порою трудно, Но земле любимой в дар Лягут рельсы, будто струны Наших песенных гитар.
Припев. Слышишь, время гудит: БАМ! На просторах крутых: БАМ! И большая тайга покоряется нам. Слышишь, время гудит: БАМ! На просторах крутых: БАМ! Это колокол наших сердец молодых. Только мы с супругой (профессиональным музыкантом) «разобрали» мелодию, как раздался телефонный звонок. Звонил режиссёр молодёжной редакции Хабаровского радиокомитета Владимир Ваксман: - Ты получил сегодняшнюю «Комсомольскую правду»? - Получил,- ответил я. – И даже разобрал вместе с помощью жены песню о БАМе. - Как она тебе? - Замечательная. - Сегодня вечером она должна звучать в эфире,- категоричным тоном заявил Володя.- Запись в 16 часов, выход в эфир – в 18. До 15 часов мы с моей Ниной Ивановной за пианино и гитарой песню разучили. В 16 часов на радио началась запись. Записали несколько вариантов, потом выбрали один из них, Володя вместе со звукорежиссёром наложили соответствующий звук идущего поезда. Исполнение получилось. Первое исполнение песни! На Хабаровском радио, для восточных строителей БАМа! Конечно, страна песню узнала и запела после исполнения её Иосифом Кобзоном в сопровождении симфонического оркестра, а не стука колёс поезда. Но это произошло через две недели после моего исполнения практически с листа и в эфир. Волновался ли я? Разумеется. Но песня была услышана дальневосточниками сразу, как только сообщили в печати о её рождении. Я этим горжусь! Впоследствии было много написано песен о БАМе хорошими поэтами и композиторами, но песня с замечательными словами «Слышишь, время гудит:БАМ!» является лучшим произведением на эту тему. Лычёв Сергей Николаевич, Народный артист России, Лауреат международного фестиваля в Сан-Франциско (1996), Почетный член СВГБ по ДВ региону |