КАЛИНИНГРАД – МЕСТО, ГДЕ РОЖДАЮТСЯ АВТОМОБИЛИ

С первых послевоенных лет столица Янтарного края трудом многих его жителей стал одним из важнейших промышленных и экономических центров Прибалтики. В регионе бурно развивались уникальные отрасли машиностроения и станкостроения. В их числе . . .

Калининградский вагоностроительный завод, Прибалтийский судостроительный завода «Янтарь», ОАО «Балткран», АО «Кварц», ООО «Калининградгазавтоматика», производственное объединение «Система», ОКБ «Факел».                                                                        

Была среди продукции, сделанной в Калининграде, и автомототехника. От штучных экземпляров созданных самоучками, до серийных каров и электромобилей. Так, в 1961 году в Советске электрик местного дрожзавода Иван Скопич создал среднеразмерный автомобиль «Советск». Он был крупнее «Москвича», но меньше «Волги». Машина успешно прошла испытания и была зарегистрировала в государственной автоинспекции. В июне 1969 года в Калининграде на базе ЦКБ по проектированию электропогрузчиков создаётся научно-исследовательский институт – ВНИИ «Электротранспорт». Это была успешная в советские годы производственная площадка на Правой набережной, где изобретали и собирали различные транспортные средства на электротяге. В ассортименте ВНИИ были и аккумуляторы, и погрузчики, а также мобильные модульные электромобили. До самого развала СССР институт успешно работал над задачами перевода всего огромного автомобильного парка страны на электротягу. В архивах ВНИИ до настоящего времени сохранились чертежи многих автомобилей СССР, для электрификации тяги которых и работал институт – от малыша ЗАЗ965 до огромных карьерных БелАЗов.                                                                    

В 90-е годы в условиях новых экономических и геополитических реалий промышленность и экономика Янтарного края претерпели множество трансформаций, зачастую негативных. Но именно тогда, на рубеже эпох, в Калининграде фактически с нуля сформировалась автомобильная отрасль, которая в наши дни, несомненно, является одной из визитных карточек региона.                                                                   

Среди производителей авто-мото техники Янтарного края есть уже хорошо известные марки и бренды. Например, «Балтмоторс» – один из крупнейших в России мотопроизводителей. Компания была основана в Калининграде в 2004 году и за это время выпустила более 120 тысяч единиц разнообразной техники, от мотобуксировщиков до квадроциклов и полно приводных внедорожных мотоциклов.                                                                         

При этом предприятие выпускает технику не только с двигателями внутреннего сгорания, но и на электротяге. Начав производство с так называемых «отверточных технологий», сегодня «Балтмоторс» имеет собственное конструкторское бюро и разрабатывает свои уникальные проекты. В наши дни торговые марки калининградского производителя – «Striker», «Barboss» и «Bulldog» — известны по всей России и далеко за её пределами.                                                                        

Производство начиналось с тентованных и самосвальных полуприцепов, в 2011 году был освоен выпуск самосвальных контейнеровозов. В 2015 году компания отправила первую партию продукции на экспорт. В Данию в рамках ранее заключенного контракта отправились калининградские полуприцепы-контейнеровозы с системой телематики. Тогда же компания Grunwald вошла в перечень системообразующих предприятий Калининградской области.                                                                           

На предприятии постоянно растёт линейка выпускаемой техники. В 2019 году был представлен совместный проект с компанией MAN Truck & Bus Russia – грузовой автомобиль MAN TGS 41.440 8x4 с самосвальной надстройкой Grunwald «BoxType» объемом 20 м3.                                                                        

Или другая известная калининградская компания – «Грюнвальд» – является российским производителем полуприцепов и грузовых надстроек. Фирма основана в 2007 году, её штаб-квартира и основные производственные площади находятся в Калининградской области.                                                                              

Расширилась география экспортных поставок, сначала в страны Прибалтики, чуть позже в Финляндию и Болгарию. В 2021 году компания усилила свои рыночные позиции и вышла на второе место среди российских производителей полуприцепов. А начало выпуска самосвальных полуприцепов с больше объёмными алюминиевыми кузовами открыли для компании в 2022 году сегмент агропромышленных перевозок.                                                                   

Есть на калининградском рынке и другие компании, связанные с производством авто и мото техники: «Авто Сторе Электро» или Yongsan KLD. Но и безусловным фаворитом этой важной для калининградского региона отрасли является завод «Автотор». Предприятие основано в 1994 году Владимиром Щербаковым, российским бизнесменом, который уже тогда оценил потенциал Калининграда как места для производства автомобилей.                                                                         

Сказалось и выгодное географическое положение нашего региона, статус особой экономической зоны, наличие квалифицированной рабочей силы. Всё это в совокупности сделало Калининград привлекательным местом для инвестиций в автомобильную промышленность. За свою 30-ти летнюю историю «Автотор» выпустил уже более 2,5 миллионов автомобилей.

 

Андрей БОЙКО

 

Газета «Ветеран янтарных рубежей», № 4 (55) май – 2024

Издание Совета ветеранов органов госбезопасности по Калининградской области