Остаюсь при своём мнении…

Хабаровский сенатор Сергей Безденежных включился в работу по решению проблем дальневосточников.

Два месяца минуло с момента наделения полномочиями члена Совета Федерации, теперь уже бывшего депутата  краевого парламента Сергея Безденежных. Новый сенатор успел поучаствовать уже в нескольких заседаниях верхней палаты Федерального собрания Российской Федерации и ряде других законотворческих мероприятий.

О первом опыте работы федерального парламентария и «вхождения» в новую законотворческую действительность мы и поговорим.

- Сергей Вячеславович, каким был ваш первый день работы в верхней палате российского парламента?   

- Если говорить о личной эмоциональной оценке, то встретили, конечно же, очень и очень доброжелательно.

У меня было большое желание сразу начать работать в комитетах по государственному устройству или по делам Дальнего Востока и Севера, но регламент верхней палаты Федерального собрания допускает работу только в одном комитете (в каждом от 12 до 21 человека).

Все сенаторы распределены по соответствующим постоянным комитетам, свободным оказалось место в комитете по обороне, который, кстати, много лет возглавлял наш представитель Виктор Озеров. И мне было предложено регламентным комитетом место в этом  комитете.

- Каким вам показался по сложности работы комитет по обороне и  как он связан с нашим краем?

- Тематика работы этого комитета, сами представляете, очень большая, но отдельная часть его деятельности заключается в координации работы всего российского военно-промышленного комплекса (ВПК). На Дальнем Востоке и в нашем крае есть несколько ведущих предприятий этой отрасли – в Комсомольске-на-Амуре (авиационный имени Ю.А. Гагарина и судостроительный заводы), а также предприятие в моем родном Амурске.

Финансовые средства на оборонные цели выделялись за последние несколько лет очень большие. Построенные комсомольчанами военные самолёты и суда береговой охраны составляют сегодня гордость Тихоокеанского флота. Но на подходе уже диверсификация нашего ВПК, то есть будет переход и на выпуск гражданской продукции. Для стабильно работающих предприятий, естественно, нужны мероприятия по безболезненному переходу на новые условия работы.

На последнем заседании комитета мы договорились, чтобы каждый сенатор привёз перечень насущных проблем конкретных предприятий ВПК с целью обсуждения их реального производственного состояния и уточнения перспектив дальнейшей работы. С участием министерства обороны и других министерств, банковского сектора, надеюсь, получится найти нужные и точные управленческие шаги в этой важной государственной сфере.

-  В Совете Федерации представлены два десятка сенаторов от дальневосточных территорий с самой различной географической спецификой  и социально-экономическим положением. Как выстроена ваша общая совместная работа?

-  Скажу прямо, мне было по-человечески приятно, когда большинство наших сенаторов-дальневосточников сразу же после моего назначения пришли со мной познакомиться. Так совпало, что мы в декабре начали готовиться к январской встрече в Совете Федерации с министром по развитию Дальнего Востока и Арктики Александром Козловым. И хотя дальневосточные субъекты  отличаются друг от друга, тем не менее, имеется очень много общих для всех проблем, требующих согласованных подходов к их разрешению.

- Какие отрасли должны быть приоритетные для Хабаровского края,  которым требуется особая государственная поддержка?

- Я думаю, многие проблемные вопросы в экономике созданы вследствие деятельности так называемых естественных монополий. По этой причине энергетика края находится в сложном положении в плане ценовой политики. Если для населения электроэнергия сегодня субсидируется (стоимость киловатт-часа примерно пять рублей), то для предпринимателей она получается 40-45 рублей. Какой бизнес можно развивать на территории Хабаровского края в таких условиях? Вопрос более чем серьёзный.

Есть, например, энергетическая проблема по Николаевску-на-Амуре. В Совете Федерации о ней знают, и работа с профильными комитетами уже идёт. Обнадёживает и то, что полномочный представитель Президента в ДФО Юрий Трутнев и Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики участвует в разрешении этой непростой энергетической ситуации.

- Вопрос вопросов для нашего края – состояние местных авиалиний. До многих районов края, как в известной песне, «только самолётом можно долететь». Что сегодня делается для развития устойчивого авиасообщения с такими территориями края?

-  22 января на заседании в Совете Федерации мы заслушивали Минвостокразвития, в рамках этого совещания у меня был подготовлен «авиационный» вопрос. Пока общая тенденция такова – каждый дальневосточный регион решает эти проблемы за счёт собственных бюджетов.

Но авиапарк стареет, аэродромам требуется модернизация. Поэтому в нашем крае уже принято решение о покупке новых региональных самолётов, в нескольких  местных аэропортах в ближайшей перспективе начнётся серьёзная реконструкция. А тема (особенно по стоимости авиабилетов) всегда актуальная, и все сенаторы от Дальнего Востока будут участвовать в работе по поддержке отрасли, ведь у нас единая авиационная сеть и проблемы тоже общие. Цены должны быть доступны для всех социальных категорий населения.

-  Самая сложная на сегодняшний день социально-экономическая ситуация в северных территориях края. Что нужно предпринимать на федеральном уровне для улучшения жизни северян?

- Да, на наших Северах самые высокие цены на продукты и товары первой необходимости. При этом население северных районов продолжает убывать. В Охотском районе, например, оно уменьшилось за последние 25 лет с двадцати до шести тысяч человек.  

Если мы говорим о развитии Дальнего Востока, то надо предпринимать меры не только самостоятельно каждому региону, но и с помощью полноценной поддержки федерального центра. Например, принят закон о выплате северных надбавок или об оплате перелётов работников в отпускные периоды. Мера необходимая и правильная, но это должно происходить не за счёт предприятий (особенно малого и среднего бизнеса), а исключительно из федерального бюджета. Ведь государство должно быть прямо заинтересовано, чтобы жители здесь проживали и, соответственно, оно должно помогать и людям, и предприятиям. А не перекладывать на них какую-либо неподъёмную ношу.

Еще проблема. Дальневосточные предприятия сегодня могут быть конкурентоспособными на внутреннем и мировом рынках во многом только за счёт целенаправленных мер государственной поддержки. Например, предприятия судостроительной отрасли Дальнего Востока тратят колоссальные средства на энергообеспечение своей деятельности, в то время как у китайских или южнокорейских производителей такой проблемы вообще нет. Соответственно, себестоимость продукции у них намного ниже.

Из этого единственный вывод – для дальневосточных территорий государственная поддержка в экономике, социальной и других сферах жизненно необходима. Для того и осваивали наши прадеды эти земли, чтобы мы их не только сохранили, но и приумножили уровень их развития, поднимали благосостояние живущих здесь людей.

- Вопрос о демографии. За три десятилетия население Дальнего Востока сократилось на четверть. Что сегодня требуется сделать – привезти новых людей или сохранять существующий кадровый потенциал?

- Только сохранять. Приведу такой факт. В своё время ПАО «Роснефть» затеяла модернизацию нефтезавода в Комсомольске-на-Амуре, но при этом для расширения производства планировалось привлечь  рабочую силу из Китая (порядка трёх тысяч человек). Формально работа предлагалась и нашим специалистам, но с зарплатой немногим выше прожиточного минимума. Это же явно не государственный подход. Отдельных специалистов, особенно управленческого звена, можно приглашать, но хороших специалистов массовых профессий нужно готовить здесь и платить им достойную зарплату.

Остаюсь всегда при своем мнении, что костяк, основу кадрового состава в большинстве отраслей экономики Дальнего Востока должны составлять люди, родившиеся в наших дальневосточных регионах, для которых это малая родина. Ведь помимо экономики, должны быть ещё и духовные корни, связывающие всех людей в единый социум. Вахтовики и приезжие из других регионов России, а также из стран бывшего Союза не будут здесь оставаться. Любая территория крепка людьми, населяющими её не только из-за высоких зарплат или доходов, а по внутреннему духу. А для этого должна быть ясная и понятная государственная политика в отношении Дальнего Востока и понимание работы у всех органов власти, её реализующих.

- Очень важный вопрос – об инвестициях. Можно много говорить о привлекательности той или иной территории, но должны ведь  быть созданы условия, экономически выгодные для инвесторов. Наш край интересен для них?

-  Хабаровский край выгодно отличается от других территорий Дальневосточного федерального округа. Только заявленных краевых инвестиционных проектов у нас на сумму более одного триллиона рублей. Все профильные министерства готовы работать с серьёзными российскими и зарубежными компаниями. Никаких проволочек здесь быть не может, вся требуемая документация и согласования сегодня выполняются в срок и без задержек.

- Понятно, ваша работа полностью связана с федеральной повесткой. А в части управленческих коммуникаций вы в курсе всех наших краевых проблем?

- Не только в курсе. Я практически в ежедневном режиме работаю с информацией о нашем крае. Совместно с сенатором Еленой Грешняковой мы владеем существом краевых проблем, при этом не делим их на большие или малые. С представительными и исполнительными органами власти края также участвуем в подготовке и продвижении нормативных, управленческих или каких-либо иных документов на федеральных  уровнях власти.

Но есть одна чисто техническая проблема. У Совета Федерации и Законодательной думы края пленарные заседания проходят практически в одни и те же дни. И по этой причине очень сложно участвовать в  мероприятиях краевой думы, а также расширенных заседаниях краевого правительства     

С моими же коллегами-депутатами из краевой думы я всегда в контакте по телефону, здесь ничего не изменилось в связи с моей нынешней  работой за пределами края.

 

Беседовал Евгений ЧАДАЕВ

«Приамурские ведомости», №5-2020