РАДУГА ВКУСОВ
В Хабаровске назвали самое популярное у горожан мороженое. У него вкус соленой карамели Без малого в полтора раза нарастила производство компания «Камелия» в апреле, порадовавшем почти летней погодой. Но холодный май вынудил свернуть уличную сеть, которая насчитывает 16 точек. Превратности климата ощутили на себе и другие производители: индивидуальный предприниматель Илья Амирханов, выпускающий мороженое под брендом «Зайца», ООО «Хорское», производящее сливочное, пломбир и шоколадное под брендом «Амурское», а также молочный завод Комсомольска-на-Амуре. Последний, по данным министерства сельского хозяйства и продовольствия края, занимает львиную долю рынка мороженого. В 2023-м эти предприятия произвели 3 тыс. т. весового и порционного продукта. Прирост к уровню предыдущего года составил 11%. В первый летний день «Камелия» презентовала в уличной сети продукцию с добавлением печенья и вишни сорта «амарена». Она реализуются в фирменных точках на Центральном рынке, в «Экодоме» и «Фермерском дворике». Там производители региона представлены наиболее полно. – Мороженое – это не продукт, а эмоция, – убеждена директор «Камелии» Екатерина Курочкина. – При любом уровне доходов человек найдет средства, чтобы порадовать себя и своих близких. ВОЗВРАЩЕНИЕ ЧЕРНОСЛИВА История «Камелии» уходит в 1990-е годы, когда Николай Церковный и Людмила Лобанова взялись за изготовление весового мороженого. Позднее супруги-предприниматели сами рассказали о происхождении капитала, на который были приобретены квадратные метры для размещения производства. Чета продала квартиру и обосновалась в ремонтируемом цехе. Свой путь у Екатерины Курочкиной, которую сестра убедила перейти из торговой компании в производственную. За 12 лет работы на административных должностях Екатерина Павловна не только вникла в технологию и сбыт сладкого холода. Вместе с собственниками она пережила осложнения внешнего порядка, принимая их как вызовы, преодоление которых открывает новые горизонты. – Нами задекларировано свыше 30 вкусов. Актуальный ассортимент не превышает 12 видов, но он регулярно меняется. Последнее уточнение связано с возвращением чернослива, – отмечает директор. Ингредиент поступал из-за рубежа, однако два года назад связи прервались. Поиски российского аналога привели в семью, которая выращивает чернослив, ни в чем не уступающий импортному. Таким же образом был найден и сорт вишни «амарена». Сочетание сладкого, кислого и горького вкусов, полюбившееся итальянцам, которые распространили этот сорт по миру, сумели сохранить русские люди, выращивающие плодовые насаждения не в Средиземноморье, а на родной земле. Голубику и бруснику закупают у дальневосточных заготовителей. Малину, чернику, смородину и жимолость – в других регионах страны. Не устроили и местные поставщики орехов: неприятный запах и другие изъяны хранения побудили обратить к сибирякам. Их продукция безупречна. От недобросовестных производителей молока и масла удалось избавиться благодаря системе «Меркурий», внедренной Россельхознадзором. Карамель варят в цехе компании. Там же готовят основу для фруктовых вкусов, используя бананы, цитрусовые и маракуйю – всю плодовую линейку из дальнего зарубежья. АВТОМОБИЛЯМИ И САМОЛЕТАМИ Оборудование заказывали в Европе. Правда, камера шоковой заморозки и другое холодильное оснащение – российского производства. Сервисной фирме удается поддерживать работоспособность импортных машин, однако руководство «Камелии» не скрывает внимания к отечественным образцам. С 2017 года продукция реализуется не только в сезонных и стационарных точках. Практикуется также доставка на дом. Имеются в виду и торты, приготовленные из мороженого. Их ассортимент расширяется. Эпидемия ковида закрепила это направление, улучшающее экономику предприятия. Хотя разброс дневной выработки по-прежнему велик: он колеблется от тонны летом до 40 кг зимой. Сезонность – бич сферы обслуживания, поскольку привлеченные на временную работу люди зачастую относятся к делу спустя рукава. Изза этого множатся жалобы, страдает репутация. В компании осознанно пошли на увеличение штатной численности производственного персонала и ориентируют его на овладение смежными специальностями… Двойственная ситуация складывается с оптовыми поставками, которые составляют 15% от объема производства. Предприниматели Хабаровска торгуют в районах города, за исключением Центрального, где традиционно разворачивает фирменную сеть сама компания. – Наши многолетние партнеры из соседних регионов, а также из Комсомольска и других городов края свернули деятельность и оставили Дальний Восток. Продолжать их линию, поставлять весовое мороженое в другие регионы и населенные пункты желающих зачастую не находится, – констатирует Екатерина Курочкина. К счастью, есть примеры неиссякаемой предпринимательской активности. Сахалинцы отправляют продукцию «Камелии» автомобилями через паромную переправу, их магаданский коллега – самолетами. ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ЧЕТВЕРКА В министерстве сельского хозяйства и продовольствия края отмечают продукцию компании за высокое качество ингредиентов, отсутствие красителей и консервантов. – Благодаря «Экодому» и другим торговым площадкам, представляющим продукцию местных производителей и работающим круглый год, «Камелия» с ярко выраженной сезонной направленностью трансформировалась в стабильное, динамично развивающееся предприятие, – говорит начальник управления пищевой и перерабатывающей промышленности регионального минсельхоза Светлана Абдалова. В 2023 году объем производства увеличился на 20%. Утроен выпуск продукции в зимний период. Впечатляющий рост продемонстрировала доставка на дом. Предприниматель Илья Амирханов производит 35 наименований мороженого. Это пломбир, сливочное и продукция с наполнителями, в том числе и нестандартными: морковь, бекон, томат, морепродукты и дикоросы. Реализация как весовая, так и порционная. ООО «Хорское» использует производственную базу, созданную артелью старателей «Амур». В картонных стаканчиках с крышкой и ложечкой под брендом «Амурское» предлагаются традиционные сорта, а также с кусочками фруктов – всего 32 наименования. Бесспорный лидер – комсомольский «ДАКГОМЗ», на долю которого приходится свыше 96% производимого в крае мороженого. В 2023 году выпущено 2,9 тыс. т – с различными вкусами и наполнителями, в рожках, стаканчиках и полиэтиленовой упаковке. Сладкий холод индустриальной столицы края реализуется под торговой маркой «Родимая сторонка». В первом квартале наступившего года мороженщиками Хабаровска и Комсомольска произведено около 600 т продукции. Понятно, что первые три месяца года для нее – не сезон. По словам директора «Камелии», пик спроса приходится на первые летние недели. А жара его не стимулирует, поскольку продажи смещаются на вечернее время. В министерстве сельского хозяйства и продовольствия полагают, что на созданных мощностях краевые производители способны удвоить выпуск мороженого.
Михаил КАРПАЧ Фото минсельхоза края
Газета «Приамурские ведомости», № 23(8412) 2024 года г. Хабаровск |