СО ВКУСОМ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
При поддержке властей в регионе растет выпуск уникальной продукции с местным колоритом В Москве продолжает свою работу Международная выставка-форум «Россия», организованная на ВДНХ по поручению Президента России Владимира Путина. Каждый регион нашей огромной страны . . . представил на экспозиции свои основные достижения. Огромный интерес у посетителей продовольственной ярмарки, прошедшей в рамках выставки, вызвали товары производителей из Хабаровского края, созданные по специальным рецептурам с использованием натуральных дальневосточных ингредиентов, в том числе выращенных в особых природно-климатических условиях субъекта. АМУРСКИЙ БУЛЬВАР В ШОКОЛАДЕ Среди представленных продуктов – арахисовая паста, снеки из сушеных фруктов, ягод и овощей, кофе, в том числе ферментированный, с лимонником, черной смородиной и шиповником. Сидиминский мед – номинант национального конкурса региональных брендов продуктов питания «Вкусы России». Неповторимым вкусом обладают джемы и варенья, произведенные по семейным рецептам из дальневосточных ягод. Конечно же, на ярмарке была представлена и рыбная продукция, среди которой рыба слабосоленая и холодного копчения, пресервы и икра красная. Одно из старейших пищевых предприятий края – ООО «МЖК «Хабаровский» представило майонез «Морской» с ламинарией японской, а также с экстрактом трепанга. Небольшая партия этого продукта уже поступила в торговые сети Хабаровска. На ярмарке также был представлен натуральный шоколад под названием «Амурский бульвар», который выпускается в Хабаровске. В его рецептуре отсутствуют эмульгаторы и консерванты. – Наше семейное предприятие сейчас выпускает четыре вида шоколада. Но мы планируем осваивать и новые, – рассказывает генеральный директор ООО «МКХВ» Дмитрий Меховщиков. – Для производства используются какао-бобы высшего качества. Мы соблюдаем все технологии изготовления шоколада, при этом имеются собственные рецепты. Главное для нас – возможность порадовать хабаровчан натуральным продуктом. – В настоящее время с учетом тренда на снижение негативного влияния на окружающую среду и ведение здорового образа жизни все более актуальным становится производство и потребление натуральных продуктов питания. И Хабаровскому краю есть что представить в этом направлении, – отмечает начальник управления пищевой и перерабатывающей промышленности краевого минсельхоза Светлана Абдалова. Вся представленная продукция выделена недавно утвержденным брендом Хабаровского края. Разработать этот своего рода знак качества поручил губернатор Михаил Дегтярев. Ранее жители региона на платформе «Голос 27» выбрали логотип в виде морды амурского тира в цветах регионального флага. Стики, наклеенные на наши товары, позволяют последним выделяться среди другой дальневосточной продукции. СНЕКИ С ТАЕЖНЫМ АРОМАТОМ Производству подобных товаров в Хабаровском крае оказывается широкая поддержка в рамках программ, направленных на содействие развитию предпринимательства. Типичным примером здесь может служить история хабаровчанки Светланы Ишковой. С 2023 года она профессионально занимается производством полезных снеков по собственной рецептуре. Сначала Светлана зарегистрировалась как самозанятая. – Как новичку, мне были очень нужны знания в самых разных областях, – рассказывает она. – Знакомые посоветовали обратиться в центр «Мой бизнес», в котором учат азам предпринимательства. Там я получила базовые знания по маркетингу и финансовому планированию, меня нацелили на регистрацию товарного знака. Это позволило наметить план действий на перспективу. В Краевом центре молодежных инициатив я прошла блиц-курс «Школы предпринимательства». Тогда же мне разъяснили, что по возрасту я подхожу под критерии молодого бизнесмена, а этот статус дает важные преимущества, в том числе возможность получить грант на развитие своего дела. Через несколько месяцев Светлана стала индивидуальным предпринимателем. Она приняла участие в грантовом конкурсе и получила финансовую поддержку. 500 тыс. рублей были потрачены на приобретение сушильного оборудования, аренду помещения под мини-цех и разработку бренда. Ассортимент значительно расширился. Сейчас это около 20 видов снеков: фруктово-ягодная пастила, фруктовые чипсы и льняные крекеры (флаксы) с различными добавками. Суточный выпуск продукции вырос с 0,5 кг до почти 20 кг. В этом году Светлана планирует зарегистрировать товарный знак, заняться брендированием и продвижением продукции, в том числе особой – дальневосточной линейки. – Мне всегда хотелось, чтобы у покупателя моя продукция сразу ассоциировалась с Дальним Востоком, с Хабаровским краем, – говорит предпринимательница. – Так родилась линейка снеков «со вкусом Хабаровского края». В их состав вошли плоды растений-эндемиков (брусника, кедровый орех), а также актинидия и ламинария. Благодаря поддержке Хабаровского фонда культуры появилась упаковка, на которой изображены достопримечательности края: Амурский утес, озеро Амут... Со своей продукцией Светлана участвовала в конкурсе брендов «Знай наших!». Он проводится в рамках форума «Сильные идеи для нашего времени». ЖИВЕЕ ВСЕХ ХЛЕБОВ Профессиональный кондитер с 15-летним стажем хабаровчанка Евгения Хомякова пришла к своей бизнес-идее не совсем обычным путем. Два года назад по показаниям здоровья и пшеничный, и ржаной хлеб оказался для нее под запретом. Встал вопрос, чем его можно заменить. Оказалось – продукцией из зерна зеленой, то есть необжаренной гречихи. Такой хлеб за его полезные свойства называют «живым». В прошлом году Евгения открыла предприятие по выпуску такого продукта – ООО «Живохлеб». Готового рецепта не было, пришлось много экспериментировать, прежде чем удалось найти устраивающее решение. Так Хомякова, контролируя качество сырья на каждом этапе, разработала свою технологию. – «Живой» хлеб – значит, на 100% натуральный, без искусственных примесей и добавок, – объясняет она. – Производство постепенно росло, у моей продукции появились первые настоящие поклонники. Стало понятно, что это не хобби, а самостоятельный, пусть и микро, но бизнес. Под нужды нового предприятия в декабре 2023 года Евгения Хомякова получила в фонде поддержки малого предпринимательства два микрозайма на общую сумму 3 млн рублей. На эти средства приобрела холодильный и расстоечный шкафы, пароконвектомат и другое оборудование, оплатила аренду и закуп сырья. Это позволило нарастить выпуск и расширить ассортимент. Сейчас предприятие выпускает до 200 булок в день. Ассортимент из семи наименований скоро будет расширен за счет новых видов продукции, которую Евгения планирует выставить на маркетплейсах. В 2023 году предпринимательница попробовала продавать в интернете сухарики из специально испеченного для этого «живого» хлеба, и этот опыт оказался успешным. Поставки идут по всей стране, заказы поступают даже из Казахстана и Армении. По словам директора краевого фонда поддержки малого предпринимательства Натальи Шалимовой, особое внимание они уделяют именно производственным стартапам. – Начинающие предприятия еще не накопили ни положительной кредитной истории, ни активов, которые можно было бы представить в качестве обеспечения по займу, поэтому банкам они мало интересны, – объясняет она. – Наш фонд предоставляет таким субъектам малого бизнеса микрозаймы на льготных условиях, под ставку существенно ниже ключевой. Льготный режим способствует росту спроса. В 2023 году начинающим производственным компаниям было предоставлено 13 микрозаймов на сумму 18,5 млн рублей. А за два месяца 2024 года – уже шесть микрозаймов на 13,6 млн.
Дмитрий ТЮЛЕНИН
Газета «Приамурские ведомости», № 13 (8402) - 2024 года г. Хабаровск |