Второй мост через Амур

Правительственная делегация обсудила перспективы развития транспортной инфраструктуры края

На минувшей неделе в Хабаровском крае с рабочим визитом побывала делегация федерального центра: заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, министр строительства РФ Ирек Файзуллин и вице-президент РЖД Андрей Макаров. Вместе с главой края Михаилом Дегтярёвым . . .

они осмотрели транспортную инфраструктуру региона, обсудили модернизацию БАМа и Транссиба, а также наметили план ускорения строительства дороги «Обход Хабаровска».

Огромные деньги

Зампред Правительства РФ Марат Хуснуллин сказал, что одна из основных целей визита в регион – это развитие Восточного полигона, который позволит модернизировать и железную дорогу, и все портовое хозяйство, добавит новые рабочие места и увеличит налоговую базу.

– Президентом России Владимиром Путиным поставлена задача в максимально короткие сроки расширить пропускные возможности Восточного полигона, – уточнил Марат Хуснуллин.

Восточный полигон – это программа комплексного развития Сибири и Дальнего Востока, объединяющая ведущие стратегические проекты этого региона, в частности план модернизации инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей по направлению к тихоокеанским портам. При этом Дальневосточная железная дорога (ДВЖД) объявлена полигоном опережающего развития.

Марат Хуснуллин ознакомился с ходом строительства второго пути в отрогах Сихотэ-Алиня на железнодорожном перегоне Эльдиган – Тудур (линия Комсомольск – Советская Гавань) и модернизации станции Селихин (Комсомольский район). Ввод их в строй значительно увеличит весовую норму поездов и пропускную способность этого направления.

В повестке также был вопрос строительства второго пути на всем протяжении линии Комсомольск-на-Амуре – Ванино и перспективы электрификации участков Волочаевка-2 – Комсомольск-Сортировочный и Комсомольск-Сортировочный – Ванино. В планах РЖД завершить работы и запустить электровозы по этим направлениям в 2024 году.

– Мы со всей делегацией посмотрели Байкало-Амурскую магистраль, которая в перспективе может стать линией международного сообщения, – сказал Марат Хуснуллин.

Он повторил, что для развития портов Ванино и Советская Гавань в Хабаровском крае необходимо увеличение пропускной способности Байкало-Амурской магистрали. И уточнил:

– Скорее всего, придется второй путь строить. И на БАМе, и вот на этой ветке, соединяющей Комсомольск-на-Амуре вместе с портом Ванино... Здесь есть сложные участки, это строительство дополнительных тоннелей, строительство дополнительного моста. Мы приняли уже решение, что нужно проектировать железнодорожный мост, полностью новый мост... Сейчас об этом говорить сложно, но эта цифра измеряется сотнями миллиардов. Чтобы построить вторую часть БАМа и построить дополнительную ветку – это сотни миллиардов, это огромные деньги...

Речь о втором мосте через Амур у Комсомольска-на-Амуре. У города, который находится на левом берегу Амура, есть мост с железнодорожным и автомобильным движением.

Врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярёв подчеркнул, что во время объезда и облета Байкало-Амурской магистрали и порта Ванино вместе с Маратом Хуснуллиным они еще раз смогли убедиться в огромном потенциале этих транспортных артерий.

Вместе с членами правительства Хабаровского края федеральная делегация осмотрела весь маршрут Ванино – Советско-Гаванского транспортного узла. Посмотрели возможность его расширения в два этапа. Первый этап – строительство дополнительных железных дорог, второй – полноценное строительство второй сети.

Несколько участков будущего пути требуют отдельных проектных решений. Речь, в частности, шла о Кузнецовском тоннеле.

– По приезде я буду докладывать председателю Правительства России, – сказал Марат Хуснуллин. – Будем готовить финансовую схему решения этих проблем, потому что денег у нас в том объеме, который нужен на эту работу, пока нет. Но будем изыскивать. Потому что считаем, что без этого развитие и региона, и портов Ванино невозможно...

Но Михаила Дегтярёва заботит не только экономика, но и люди, как они там живут, рядом с БАМом.

Он обратился к Марату Хуснуллину от жителей поселков, которые в свое время строили магистраль, а теперь просят государство поучаствовать в модернизации энергетики и социальной сферы поселков БАМа. В крае уже сформулирована целая программа модернизации угольных котельных, которые неэффективны. Их называют «эверестом советской неэффективности»: на 200–300 человек строили гигантские угольные котельные. И все это генерирует очень большие расходы и для краевого бюджета, и для людей.

Ускориться с обходом

Также правительственная делегация проинспектировала строительство стратегической для края дороги «Обход Хабаровска».

Ввод трассы в эксплуатацию запланирован на осень этого года. Сегодня общая строительная готовность объекта составляет 74%. На 99% выполнены работы по устройству земляного полотна, готовность 24 мостов и путепроводов составляет 89%, на 35% выполнено устройство дорожной одежды. Монтаж наружного освещения завершен на 42%, уложено свыше 60% инженерных сетей для будущей автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД). На объекте работает более 200 единиц спецтехники, задействовано 650 рабочих и специалистов.

– Проект объездной автодороги «Обход Хабаровска» требует серьезной доработки, необходима модернизация четвертого этапа строительства, – подчеркнул Марат Хуснуллин. – Трасса должна уже в этом году стать полноценной транспортной артерией. При этом мы найдем возможность продления четвертого этапа, может быть, в более усовершенствованном виде. Также будем стараться найти варианты, как эту трассу более эффективно использовать.

Михаил Дегтярёв обратил внимание, что этот крупный инфраструктурный автомобильный объект нуждается в актуализации.

– Требуется его дальнейшее развитие. Поэтому по четвертому этапу, который крайне необходим, и соединит весь «Обход Хабаровска» с трассой «Уссури» и будущей дорогой в Китай через грузопассажирский переход на острове Большой Уссурийский, мы нашли другое решение, – говорит Михаил Дегтярёв. – Мы поработаем с Росавтодором и, вполне возможно, просто расширим до четырех полос действующую муниципальную дорогу. Инструментарий на это есть, и это выйдет значительно дешевле. И в нынешних финансовых условиях, скорее всего, это будет самым приемлемым для всех сторон вариантом.

«Обход Хабаровска» – один из крупнейших инвестпроектов в регионе, реализуется на условиях государственно-частного партнерства. Концессионное соглашение сроком на 15 лет было подписано в декабре 2016 года между правительством Хабаровского края и ООО «Региональная концессионная компания» (входит в группу «ВИС»).

Комплексная застройка

Марат Хуснуллин поручил властям Хабаровского края за два года полностью решить проблему с долгостроями и помочь обманутым дольщикам.

Еще делегация побывала на стройплощадке перспективного для краевого центра микрорайона Ореховая сопка.

Марат Хуснуллин заметил, что достижения нужных Хабаровскому краю показателей по вводу жилья, а также снижения его стоимости возможно достичь благодаря комплексному развитию территорий.

В Хабаровске на ближайшую перспективу по развитию комплексной жилой застройки определены микрорайон Ореховая сопка (218,6 га) – потенциальный ввод жилья до 1 млн кв. метров, шестой и седьмой микрорайоны возле микрорайона Ореховая сопка (79 га) – потенциальный ввод жилья до 300 тыс. кв. метров.

Вопрос строительства сетей водоснабжения и водоотведения микрорайона Ореховая сопка решен за счет средств краевого и местного бюджетов. Их общая стоимость – 273,4 млн рублей. Планируемый ввод в эксплуатацию – декабрь 2021 года.

Основная проблема – нерешенный вопрос теплоснабжения.

– По тепломагистрали ТМ-35 не все так просто. ПАО «РусГидро» должно взять на себя финансирование этого объекта. И такая позиция была у нас изначально. Потому что компания получает стабильный спрос на тепловую энергию. И логика здесь совершенно очевидная. Если «РусГидро» не будет участвовать в этом проекте, то мы рассматриваем варианты взаимодействия в том числе с «Газпромом» по строительству газовых котельных на Ореховой сопке, на шестом и седьмом квартале. Это тоже вариант. Мы ищем оптимальные по финансам и по затратам варианты решения теплоснабжения перспективного района Ореховая сопка. И ТМ-35 здесь не является панацеей, – объяснил Михаил Дегтярёв.

В заключение работы делегации Марат Хуснуллин отметил, что Хабаровский край имеет все возможности стать точкой роста не только в дальневосточном округе, но и в целом по стране.

 

Подготовил Константин Пронякин

«Приамурские ведомости», №12-2021