30-летие дипотношений Киргизии и России: проверка на прочность

В эти дни Киргизская Республика и Российская Федерация отмечают важную дату в истории двухстороннего сотрудничества – 30-летие установления дипломатических отношений. Активно развиваясь, взаимодействие двух государств все прошедшие годы служило во благо киргизского и российского народов. Для каждого из них нынешняя непростая международная обстановка, очевидно, станет испытанием на приверженность к былым договоренностям, подтвержденным важными деяниями.

Связаны вечной дружбой

С момента подписания 20 марта 1992 г. Протокола об установлении дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Киргизстан (с мая 1993 г. Киргизская Республика) оба государства стали строить свои взаимоотношения как самостоятельные и равноправные субъекты международного права, что стало важным шагом на пути укрепления их суверенитета.

К этому моменту, по мнению ветерана дипломатической службы СССР и Киргизии, экс-генерального секретаря ШОС Муратбека Иманалиева, «ни у кого (в Киргизии. – Ч.Б.) не было четкого плана и концепции строительства независимого государства. Россия, являвшаяся метрополией, с точки зрения некоторых политиков и экспертов, любящих порассуждать о советской колониальной системе, помогла на заре независимости стран нашего региона их становлению как суверенных государств».

В июне 1992 г. Россия и Киргизия подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Документ предусматривал их взаимодействие в целях укрепления мира, повышения стабильности и безопасности как в глобальном, так и региональном масштабах. Они обязались координировать свою внешнеполитическую деятельность, способствуя продолжению процесса разоружения и укреплению коллективной безопасности, прилагать усилия для содействия урегулированию региональных конфликтов и иных ситуаций, затрагивающих интересы двух государств.

Помимо борьбы за мир и безопасность, договор зафиксировал такой аспект взаимодействия сторон, как сотрудничество в обеспечении совместной оборонной политики на основе своих военных доктрин. В этом плане Россия и Киргизия исходили из того, что территория обоих государств входит в общее военно-стратегическое пространство.

Статьи 9-13 договора включали обязательства двух государств по соблюдению прав человека. Способствовать их реализации должна была Смешанная двусторонняя межправительственная комиссия по правам человека. Следующий блок вопросов, отраженных в межгосударственном документе, касался развития равноправного и взаимовыгодного сотрудничества граждан, народов и государств в экономике во благо формирования общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков.

В июле 2000 г., подытожив результаты восьмилетнего сотрудничества, подкрепленного к тому моменту не только новыми договоренностями в политической, экономической, военной, научно-технической и культурно-гуманитарной областях, но и рядом конкретных успешно реализованных проектов, Россия и Киргизия подписали Декларацию о вечной дружбе, союзничестве и партнерстве.

В настоящее время договорно-правовую базу киргизско-российского сотрудничества составляют более 130 договоров и соглашений, регулирующих различные направления взаимодействия. Они заложили прочные основы для развития отношений в будущем.

Надежный союзник

Вынесение в Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи на первый план статей, касающихся обеспечения мира и защиты суверенитета двух государств, в условиях резкого обострения в 1992 г. ситуации в Центрально-Азиатском регионе носило принципиальный и, вероятно, неслучайный характер. Именно этот факт в последующем сыграл важную роль в стабилизации обстановки.      

В конце июня 1992 г. над неокрепшим суверенитетом постсоветских государств Центральной Азии нависли невиданные до той поры угрозы. Они исходили от начавшейся в Таджикистане гражданской войны и резкого обострения ситуации на южных рубежах бывшего Советского Союза.

Реагируя на изменения в сфере региональной безопасности, 5 июля 1993 г. Россия и Киргизия заключили Договор о сотрудничестве в военной области. В 2012 г. документ ляжет в основу киргизско-российского Соглашения о статусе и условиях пребывания объединенной российской военной базы на территории Киргизии. Согласно ему, воинские формирования объединенной российской военной базы, кроме функций по обеспечению интересов Российской Федерации, обеспечивают совместно с Вооруженными силами Киргизии защиту суверенитета и безопасности последней, включая противодействие актам вооруженного нападения со стороны международных террористических формирований. Для достижения указанных целей российская сторона осуществляет содействие в обеспечении ВС КР современным вооружением, военной и специальной техникой, а также оказывает военно-техническую помощь.

К принятию столь важного решения, как открытие российской базы, Россия и Киргизия пришли, учтя опыт 1990-х гг. и сохраняющуюся в регионе напряженность.

В декабре 1993 г. Россия и Киргизия наряду с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменией подписали Меморандум о сотрудничестве по охране внешних границ, в котором заявлено: «В силу ситуации, сложившейся на границах государств Центральной Азии, входящих в Содружество Независимых Государств, <…> охрана внешних границ является их общим делом и должна осуществляться согласованными совместными усилиями». Общим делом тогда стало направление указанными государствами воинских контингентов для защиты таджикско-афганской границы, объятой войной.

Годом ранее, обосновывая необходимость обеспечения собственной безопасности и принимая во внимание интересы безопасности государств-участников СНГ, Киргизия обратилась к руководству РФ с просьбой осуществлять охрану киргизско-китайской границы в переходный период российскими пограничными войсками. 9 октября 1992 г. в Бишкеке были подписаны соглашения о статусе пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Киргизстан. Их финансирование осуществлялось на основе долевого участия: российская сторона – 80%, киргизская – 20%. В развитие соглашения руководство двух стран предприняло беспрецедентные меры для реализации принципа коллективности в охране киргизско-китайской границы – юго-восточного рубежа СНГ. В частности, планы охраны и защиты государственной границы утверждались президентом Киргизии.

После подписания 1 апреля 1994 г. соответствующего межгосударственного соглашения в Группу пограничных войск РФ в КР стали направляться для прохождения военной службы граждане Киргизии. Установленный двумя государствами порядок пограничной службы, в котором главная роль отводилась российским пограничникам, обеспечил защиту суверенитета киргизского государства, неприкосновенность его границ, предотвратил возможность перехода гражданской войны в Таджикистане в Киргизию, способствовал сохранению национальных богатств страны от расхищения, создал мощный барьер на пути наркотрафика из Афганистана.

 В период Баткенских событий 1999–2000 гг. Россия вновь протянула руку помощи братской Киргизии.

Центральная Азия далека от стабильности, что воочию показали январские события в Казахстане. Поэтому без каких-либо сомнений можно утверждать: сфера безопасности останется главенствующим фактором в системе киргизско-российских отношений.     

Цель – кооперация

30 лет сотрудничества наших стран в сфере безопасности – это колоссальный задел на будущее, позволяющий союзникам выстраивать стратегию экономического и гуманитарного взаимодействия. Согласно российской Концепции внешней политики, одна из задач РФ заключается в углублении и расширении интеграции с Киргизией.

На этом направлении делается многое. Весомым подспорьем для республики являются российские гранты и займы под низкие ставки. Начиная с 2007 и по 2018 г. Россия списала Киргизии долгов на $703,2 млн. В 2020 г. Москва выделила республике $20 млн на покрытие финансового разрыва в бюджете в части выплат заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий и пособий малообеспеченным семьям, а также финансирования системы здравоохранения. В марте текущего года поступит транш на $10 млн.

Между двумя странами успешно развивается сотрудничество в сфере энергетики. «Росатом» осуществляет в Киргизии рекультивацию урановых хвостохранилищ. Перечень проектов может быть продолжен.

 Невозможно преуменьшить и ту помощь, которую Россия оказала Киргизии в борьбе с коронавирусной инфекцией.

В деле гармонизации интеграционных процессов важную роль играет ЕАЭС. Вхождение Киргизии в Союз создало благоприятные условия для формирования инвестиционного климата в стране в рамках единого евразийского экономического пространства. Здесь вновь проявилась заинтересованность Российской Федерации, обозначившаяся в обустройстве инфраструктуры на границе Киргизии с государствами, не входящими в ЕАЭС. Киргизия получила от своего северного стратегического партнера $200 млн на строительство и обустройство пограничных застав, ветеринарных и фитосанитарных лабораторий.  

Ради той же цели в республике создан Российско-Киргизский фонд развития, получивший из российской казны $ 500 млн.

В конце февраля нынешнего года в ходе заседания Евразийского межправительственного совета в Нур-Султане состоялась встреча председателя правительства России Михаила Мишустина и председателя Кабинета министров – руководителя администрации президента Киргизской Республики Акылбека Жапарова. По оценкам глав правительств в 2021 г. товарооборот между странами увеличился на 47% и приблизился к $2,5 млрд. На встрече обнадеживающе прозвучало: дальнейшему развитию товарно-экономических отношений будет способствовать новая межправительственная программа экономического сотрудничества на 2022–2026 гг.

Еще российский премьер сделал важные заявления: «Россия очень дорожит стратегическим партнерством с Киргизстаном, которое в первую очередь основано на многовековой дружбе наших народов… Конечно, это не всем нравится. Страны Запада пытаются нас разобщить, но своим присутствием здесь мы отвечаем всем, что мы вместе и продолжаем процессы евразийской интеграции».

 

https://www.ritmeurasia.org/