Арсений Головко – казак, ставший адмиралом
До войны он командовал Амурской военной флотилией Наступивший 2025 год ознаменован исторической юбилейной датой нашей страны – 80-летием победы в Великой . . . Отечественной войне. Среди плеяды выдающихся военачальников мы с вами знаем таких знаменитых людей как командир кавалерийских дивизий Лев Доватор, командир эскадрона полный кавалер Георгиевского креста Константин Иосифович Недорубов – лично уничтоживший до 70 фашистов в бою, получивший звание Героя Советского Союза. Конечно, обязательно мы должны вспомнить самоотверженный подвиг генерал-лейтенанта инженерных войск Дмитрия Карбышева, который был замучен в немецком концлагере. А также и многих других героев войны. Все они были казаками, прославившими свой народ в годы Великой Отечественной войны. Но достаточно мало мы знаем о тех казаках, которые были воспитаны в казачьих семьях, а после этого выполняли свой долг перед Родиной на далеких местах – на Дальнем Востоке. Там, где погодные условия закаляли в них характер, отвагу и мужество, где казачья смелость и смекалка спасали жизни многим солдатам, а также решалась судьба народа и исход Великой Отечественной войны. Я хочу рассказать о терском казаке Арсении Григорьевиче Головко – одном из немногих советских военачальников, который воевал с первых же дней войны. Арсений Григорьевич прошел всю Великую Отечественную войну на посту бессменного адмирала Северного флота. Сухопутная станица Кабардино-Балкарская республика географически расположена в том месте, где нет выхода к морю. Левый приток Терека – маленькая река Малка, несудоходна. Казачья станица Прохладная славится виноградниками и прочим обильно плодоносящим сельским хозяйством. Было бы вполне логично, если бы здесь рождались великие агрономы и ботаники. Но нет – из сухопутного Прохладного отправился в свое большое плавание длиною в жизнь Арсений Григорьевич Головко. Родился он в станице Прохладной Пятигорского отдела Терской области 23 июня 1906 года в семье терского казака Григория Сергеевича и Анны Даниловны. В семье было 14 детей, из которых выжили шестеро – Арсений, Сергей (будущие адмиралы), Николай, Георгий, Евдокия и Ольга. Как бы тяжело ни приходилось семье, отец, желая дать сыну образование, определил Арсения в церковно-приходскую школу, которую тот успешно окончил. Потом будущий адмирал запечатлел в своих воспоминаниях те годы, «и в мыслях не было до того ни морей, ни океанов». Подрастая в многодетной казачьей семье, Арсений Григорьевич приобретал чувство ответственности за своих братьев и сестер. Именно это, возможно, и послужило становлению личности будущего командующего, которому выпадет нелегкая доля встать за штурвал целого флота и принять ответственность за многие жизни моряков. ИЗ КАЗАКОВ В МОРЯКИ Свой самостоятельный путь будущий флотоводец начал в 1920 году, став комсомольцем. Желание обрести новые знания направило юного Арсения на рабочий факультет (рабфак) в городе Ростове-на-Дону. В 1925 году после окончания рабфака 19-летний Арсений по отбору попадает служить на флот. В 1928 году окончил Военно-морское училище им. Фрунзе, затем нес службу на кораблях и в соединениях Военно-морского флота. Не проходило и двух лет, как Арсения Головко назначали на новую должность на другом флоте, таким образом, он смог прослужить на всех флотах и флотилиях СССР, а с марта 1932 года его переводят на Дальний Восток, где в течение трех лет он возглавляет бригаду торпедных катеров, в том числе и особого назначения. За восемь лет молодой командир вырос от вахтенного начальника эсминца «Фрунзе» до начальника штаба бригады торпедных катеров Тихого океана. Вместе с товарищем по училищу А.В. Кузьминым он проводил эксперименты по эффективному использованию торпедных катеров, был сторонником ночных атак и однажды на учениях флота незаметно проскочил в бухту Золотой Рог, тем самым доказав, что также незаметно можно проникнуть и в бухту неприятеля. Многие сослуживцы рассказывают такую историю, произошедшую в суровую зиму 1935 года на Дальнем Востоке. Тогда начальник штаба Арсений Григорьевич Головко, для того чтобы спасти от холода семьи военнослужащих, вызвал из города пожарных и попросил их полить водой бараки, которые на сильном морозе покрылись ледяной коркой, не пропускавшей ветер и мороз в помещения. Арсений Григорьевич все свое время посвящал флотской жизни, много времени проводил на кораблях в море, настойчиво приобретал командирские качества, посвятил себя делу укрепления Военно-морского флота родной страны. После службы на Тихом океане в августе 1936 года его отправляют в Военно-морскую академию им. К.Е. Ворошилова. В течение этих восьми лет Арсений Григорьевич показал себя как моряк, который может найти самые необычные решения различных проблем. Это был тот человек, который не искал легких путей, он все прошел сам, и нельзя сказать, что он получил что-то «на блюдечке с голубой каемочкой». С каждым новым назначением у него возрастала степень ответственности за своих подчиненных. Но это было время, когда не было возможности испытать себя в боевых условиях, научиться практике, увидеть наяву, как же все устроено на самом деле. ИСПАНСКОЕ ПРОЗВИЩЕ Прервав обучение в Военно-морской Академии в октябре 1937 года, Головко семь месяцев пробыл в Испании, находящейся в те годы в пламени гражданской войны. Здесь Дон Симон Гарсия Галвис, таково было его имя, служил в Картахене советником командующего крупной военно-морской базы. Это было время обучения на практике. В своем дневнике адмирал Головко пишет, что приобрел в Испании неоценимый опыт, научившись управлять флотом в боевых условиях. Защита порта от бомбежек, боевые действия в испанских водах, организация советских конвоев – этот бесценный опыт пригодится Головко в Великую Отечественную войну. Арсений Григорьевич принимал активное участие в боевых действиях республиканских кораблей против финского флота. Это было первое столкновение будущего флотоводца с вооруженным фашизмом. За участие в боевых действиях в Испании А.Г. Головко 2 марта 1938 года награжден орденом Красного Знамени. САМЫЙ МОЛОДОЙ КОМАНДИР ФЛОТА В то время как Арсений Григорьевич командовал Амурской военной флотилией (1939 – 1940), на Северном флоте разразились репрессии. Это был серьезный удар по флоту. 27 июля 1940 года Арсений Григорьевич был вызван в Кремль с Амура. Головко впервые увидел так близко Сталина и членов Политбюро. Они молча изучали его, а он смущался и краснел. Сталин заговорил про важность Северного флота для России, отметил, что там очень много проблем и есть большая необходимость в командире, который сможет обеспечить защиту этого направления. «Так что же, значит, товарищ Головко берется за это дело?» В ответ на это Арсений Григорьевич сказал: «Буду стараться, товарищ Сталин, но не знаю, как у меня выйдет». Так адмирал Головко описывает в своих мемуарах первую встречу со Сталиным и свое неожиданное назначение. Тогда ему было всего 34 года. Таким образом, Головко стал самым молодым в истории России командующим флотом. НА СЕВЕР! Адмирал Головко снова отправился на Север, где ему в срочном порядке предстояло решать множество серьезнейших задач. Все эсминцы – основа военно-морского флота того времени – «еле дышали». Срочно нужен был ремонт. Когда в ноябре погибла подводная лодка Д-1 («Декабрист») вместе со всем экипажем, Головко, ожидавшему как минимум отставки, дали только строгий выговор, признав ошибочными действия капитана. При этом запретили проводить учения с погружением лодок в открытом море на глубину, превышающую «рабочую». Но, стремясь научить экипажи действовать в реальных боевых условиях, командующий флотом нарушил приказ Ставки, разрабатывая операции с погружением лодок полярной ночью, в штормы, с маневрами на глубине. В Кремле делали вид, что не знают об этом. Пока ремонтировались надводные корабли, командующий флотом Головко отправлял их экипажи на плавающие эсминцы. Там проводились тренировки и учеба. Инспекция, которая прибыла из Москвы в мае 1941 года, вынесла решение: «Флот небоеспособен». Большинство кораблей в это время были еще на ремонте. Несмотря на ожидаемый приезд комиссии, Головко приказал не спешить и делать ремонт техники качественно. Этот момент свидетельствовал о том, что Арсений Григорьевич не искал выгоды в том, чтобы поскорее закончить и похвалиться перед комиссией. Нет, совсем наоборот, заботясь о боеспособности кораблей, он отдает приказ, повторимся, выполнять работу качественно. Его опять не сняли, даже выговора не дали. Мудрый адмирал, председатель комиссии, поверил обещанию командующего, что через две недели все корабли будут в строю. И Головко выполнил свое обещание – к началу войны все его отремонтированные корабли были готовы к бою. НЕМЕЦКАЯ ПРОВОКАЦИЯ Гитлеровцы уже давно вели себя на наших границах вызывающе. Пакт о ненападении СССР соблюдал свято – всем воинским частям был отдан приказ не отвечать на провокации. Но 17 июня 1941 года над Кольским полуостровом, как над своей территорией, появился очередной самолет-разведчик, ведомый немецким пилотом. Он летел спокойно и низко, так, что с земли видна была фигура летчика. Пролетел над Полярным, над Ваенгой, не спеша развернулся и улетел обратно. Было ясно, что это предвестие войны, ведь так нагло вторгаться на территорию чужой страны можно только с целью разведывания расположения кораблей и военных частей. Головко учинил разнос своим подчиненным: «Почему не стреляли, где истребители?», на что последовал ответ, что не поддавались на провокации. Тогда адмирал лично передал всем командирам батарей, чтобы те открывали огонь по нарушителям границ советской территории. Тогда же, 17 июня 1941 года, несмотря на то, что из Москвы не было дано никаких указаний, командующий Головко переводит свой флот на повышенную готовность. 19 июня контр-адмирал приказал вывести все суда из портов и рассредоточить их по заливу. Именно это решение через три дня спасет весь флот. 22 июня немецкие самолеты из Финляндии нанесли бомбовые удары по северным портам, но ни одно судно не пошло ко дну. Флот перешел в боевую готовность. НАЧАЛО ВОЙНЫ Когда 22 июня началась бомбежка Полярного, она была нацелена на уничтожение флота. Но кораблей в бухте не было. Базой Северного флота был Мурманск, который немцы хотели взять любой ценой. В начале войны на фронте наблюдалась полная неразбериха, не было связи с командованием, не хватало людей. Но благодаря грамотным действиям командного состава Северного флота ситуацию удалось исправить. В первые дни войны был сбит первый самолет «Хе111» («Хейнкель») старшим лейтенантом Борисом Сафоновым. «Сафонов – герой дня. И, думаю, не только одного дня. Он – общий любимец, этот типичный русак из-под Тулы. Отличный, волевой летчик. Широкоплечий, с открытым русским лицом, с прямым взглядом больших темно-серых глаз. Стоит только увидеть его, и он сразу же вызывает симпатию. Самолетом владеет в совершенстве. По отзывам авиационных специалистов, у него очень развито чувство времени и расстояния. Нетороплив, обстоятелен – по характеру настоящий летчик со всеми данными командира. Надо не упускать его из виду, нацеливать людей на учебу у него. Побольше бы нам таких соколов». Так писал адмирал Арсений Григорьевич Головко в своих мемуарах «Вместе с флотом». Среди обломков «Хейнкеля» нашли погнутый пулемет, а также радиостанцию и резиновую шлюпку. Затем адмирал отдал приказ экипировать резиновыми шлюпками все самолеты, ведь это было бы крайне необходимо в случае поражения самолета над водой. 29 июня гитлеровцы перешли в наступление на суше и оттеснили немногочисленные силы 14-й армии. Вопросы поддержки армий стали важнейшими для командующего, ибо наступление угрожало главной базе флота. Еще до получения приказа из Москвы Головко выслал эсминцы для артиллерийской поддержки войск, хотя мог их прикрыть с воздуха лишь шестью истребителями. Корабли вели огонь, пока их не атаковали до 40 пикирующих бомбардировщиков, и только туман позволил нашим уйти. Катер старшего лейтенанта И.А. Кроля, посланный за оставленной на берегу корректировочной группой, подвергся атаке 18-ти бомбардировщиков. Катер лишился управления, вышли из строя два двигателя, но лихой моряк на третьем двигателе продолжал маневрировать, уклоняясь от бомб, и благополучно вернулся. Для Головко все это являлось признаком высокого духа моряков, не сломленных первыми успехами противника. В июле 1941-го контр-адмирал Арсений Головко, командующий Северным флотом, объехал три десятка лагерей из системы ГУЛАГа и обратился к заключенным с призывом взять в руки оружие, чтобы встать на защиту Родины. Согласились почти все. Это позволило усилить оборону Мурманска несколькими тысячами штыков. Еще по приказу Головко десять тысяч матросов Северного флота сошли на берег. В результате атакующие немецкие войска – горные егеря, которые за несколько недель оккупировали Норвегию, на Кольском полуострове смогли продвинуться лишь на 40 километров за всю войну. Мурманск так и не был взят немцами. Это был единственный участок фронта, где немцы, ушедшие далеко вглубь нашей страны, одолели лишь 40 километров. Отчаянные моряки во время контратак снимали каски, бушлаты и шли на врага в тельняшках и бескозырках. Уже в августе на Севере был установлен рубеж, преодолеть который немцы не смогли за всю войну. Данное обстоятельство привело к тому, что 6 сентября 1941 года Арсению Григорьевичу Головко было присвоено звание вице-адмирала. После стабилизации участка на Кольском полуострове английская газета «Times» в своей статье указала: «Русские морские пехотинцы под командованием 36-летнего вице-адмирала Головко, терского казака, ответственного за охрану побережья Советского Союза от острова Рыбачий до Берингова пролива, с присущим ему стоицизмом приспособились к дальнейшей жизни». «ДОРОГА ЖИЗНИ» СЕВЕРНОГО ФЛОТА Еще до официальной договоренности по второму фронту Уинстон Черчилль сообщил о своем намерении оказывать России гуманитарную помощь. Для охраны конвоев зона сопровождения была разделена на два участка: английский и советский. Сначала Гитлер не обращал внимания на караваны судов. Но в 1942 году к берегам Норвегии был переведен самый мощный линкор – «Тирпиц», который открыл на них охоту. Шесть судов с грузом были потоплены в не ожидавшем нападения конвое PQ13. Были и еще потери. Но другой конвой, PQ-17, был уничтожен полностью. Когда «Тирпиц» вышел в море, конвой следовал в сопровождении английских военных кораблей, которые тут же получили команду рассредоточиться. Англичане не хотели встречи с немецким линкором. Как только английские корабли, бросившие незащищенные суда с грузом, «рассыпались», на конвой набросились немцы. Было потоплено 23 корабля, груженных всем необходимым стране, в том числе и военной техникой. Наши корабли, авиация не успевали на помощь – единственный самолет, летчик которого бросился в неравный бой, сумел подбить «Тирпиц» и еще один корабль. Немцы окружили раненый линкор и, защищая его, стали уходить в Норвегию. В Берлине высоко оценили свою победу. Для советских войск гибель конвоя имела тяжелые последствия, техники не хватало. Были желающие обвинить в этом адмирала Головко, но сделать это не позволила слишком очевидная вина британского адмиралтейства. Однако Арсений Головко, не сумевший спасти груз, все равно винил в случившемся только себя. Поскольку все военные грузы шли сразу на фронт, за гибель каждого корабля адмирал ощущал личную ответственность. К приходу первого осеннего конвоя PQ-18 командование Северного флота приготовилось заранее, развернув на позициях подводные лодки и нанося удары по базам и конвоям противника. В результате принятых мер из 13 погибших судов только одно приходилось на зону ответственности Северного флота. 18 сентября 1942 года в бою у Канина Носа советские моряки вместе с союзниками отразили атаки бомбардировщиков и торпедоносцев, истребив 15 машин. 19 сентября Головко записал в дневнике: «Конвой PQ-18 прибыл к месту назначения – на Северодвинский рейд. Из 40 транспортных судов достигли конечного пункта 27. Потеряны: до начала сопровождения нашими кораблями– 12 транспортов, из них 9 были лишь подорваны торпедоносцами и подводными лодками противника, но добиты и уничтожены эскортными кораблями; в операционной зоне Северного флота – один транспорт, также добитый английским эскортным кораблем. Цифры сами говорят за себя...». Чтобы всегда быть в курсе событий, динамик радиосвязи установили в кабинете командующего на флагманском командном пункте, и по нему Головко следил за боевыми действиями и знал многое раньше, чем приходили донесения. Временами он и сам передавал указания по радио. По его предложению часть торпедных катеров перебазировали к авиабазе в Пумманки, что позволило упростить взаимодействие летчиков и катерников. В результате их действий резко усложнились условия для передвижения германских конвоев в Петсамо. 31 марта 1944 года, отмечая заслуги А.Г. Головко, его произвели в адмиралы. Это произошло в те дни, когда флотоводец готовил операцию по освобождению Советского Заполярья. ПЕТСАМО-КИРКЕНЕССКАЯ ОПЕРАЦИЯ 7 октября 1944 года началась Петсамо-Киркенесская операция. После артподготовки 14-я армия перешла в наступление и продвинулась за день на 4-10 километров. Флот сосредоточивал силы для десанта. В ночь на 9 октября Головко перешел из Полярного на выносной пункт управления в Озерко. Ночью началось наступление морской пехоты. Первоначально был высажен отвлекающий десант в районе мыса Пикшуев Мотовского залива. Позднее часть 63-й бригады морской пехоты высадилась с быстроходных катеров на берегу залива Малая Волоковая для наступления во фланг и тыл противника на Среднем и на Петсамо. Утром 10 октября действия десанта позволили перейти в наступление 12-й бригаде морской пехоты, прорвать позиции врага на Мусту-Тунтури и заставить его отступать. Высадившийся с 63-й бригадой разведотряд Ивана Павловича БарченкоЕмельянова прорвался на мыс Крестовый при входе в гавань Лиинахамари (Девкина Заводь) перед Петсамо и захватил батареи. При поддержке авиации были отбиты гитлеровские атаки. Это позволило до полуночи 12 октября выбросить десант с быстроходных катеров непосредственно на причалы Лиинахамари. Совместными действиями частей морской пехоты 15 октября Печенга была взята. После освобождения города адмирал Головко прибыл на катере в порт, где сразу же начали развертывать военно-морскую базу. 17 октября авиация Северного флота нанесла несколько успешных ударов по неприятельскому конвою, направлявшемуся для эвакуации войск противника. Подводники также атаковали немецкие суда с войсками. 25 октября части Карельского фронта взяли штурмом Киркенес при поддержке десантов с моря и вышли за государственную границу с Норвегией. За время операции 28 североморцев стали Героями Советского Союза, их лично наградил адмирал Головко. 9 мая 1945 года Арсений Головко, адмирал военно-морских сил СССР, сказал с трибуны, обращаясь к своим подчиненным, что счастлив командовать такими людьми. Он, имеющий множество самых разных боевых наград, 85 раз вручал своим морякам высшую награду – Звезду Героя, которой сам не был никогда удостоен. Скорее всего, это было связано с тем, что адмирал для спасения флота и помощи армии нарушал запреты и приказы из Москвы. Ставке, возможно, не понравилось такое отношение, и даже после многочисленных побед на Севере адмирала Головко так и не наградили Звездой Героя, которую он по достоинству заслужил. ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ПОБЕДЫ После войны Арсения Григорьевича отозвали в Москву на должность заместителя главкома ВМФ. В должности первого заместителя главнокомандующего Арсений Григорьевич сохранил морскую лихость и умение. Адмирал флота Г.М. Егоров вспоминал, что в шторм эсминец с Головко вошел в тесную бухту, и адмирал привычно перескочил на обледенелый катер, когда его палуба на мгновение сравнялась с палубой эсминца. Любопытно: как во время войны, так и в 50-е годы Головко был, видимо, единственным, кто носил на адмиральской форме матросский бушлат. Адмирал вел в ходе Великой Отечественной войны дневник. Записи этого дневника легли в основу его мемуаров «Вместе с флотом», выпущенных «Воениздатом» в 1960 и 1979 годах. В 1952 году был обвинен в шпионаже адмирал Кузнецов, по чьим рекомендациям перед войной был назначен командующим флотом Арсений Григорьевич. Все решили осудить Кузнецова за это обвинение, но Головко этого делать не стал. А так как в то время арестовывали не только начальников, но и их подчиненных, Арсений Григорьевич со смирением ждал и своего ареста, но вместо этого пришел приказ о его назначении командующим Балтийского флота. 21 сентября 1955 года Арсений Григорьевич присутствовал на открытии ядерного полигона на Новой Земле и наблюдал испытание первой ядерной бомбы. Головко находился в зоне взрыва, и его облучило радиацией, так он получил лучевую болезнь. Жизнь легендарного адмирала закончилась в мае 1962 года. Похоронили его в 43 ряду 1-го участка Новодевичьего кладбища-мемориала. Чтобы увековечить имя адмирала и чтобы история о нем осталась жива, в честь Арсения Григорьевича был назван российский многоцелевой фрегат 1-го ранга с управляемым ракетным вооружением дальней морской и океанской зоны, третий корабль проекта 22350 – «Адмирал Головко», который может выполнять задачи дальних походов... В заключение хочется сказать, что в ряде источников, в том числе официальных, я встречаюсь с искажением исторических фактов, касающихся участия казаков в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Есть люди, пытающиеся высмеивать казачьи обычаи и традиции. Многим современникам стал непонятен смысл слов, что «честь и доброе имя казака дороже жизни». Однако исторические факты свидетельствуют об обратном – очень много казаков, включая легендарного Арсения Григорьевича Головко, прославили казачество в годы Великой Отечественной войны. Поэтому поколение современных казаков обязано отстаивать историческую правду, сохранить память о своих предках и воспитать достойных казаков на этих примерах. А также жизнью доказать, что казачество – это великое прошлое, могучее настоящее и будет богоугодным будущим для нашей России до скончания века! Слава тебе Господи, что мы казаки!
Иван МАЛЫШОК, казачий кадет Свято-Никольского казачьего храма г. Биробиджана Фото из архива автора
«Приамурский казачий вестник», № 4 - 5 (147 - 148) апрель - май 2025 года Газета окружного казачьего общества Хабаровского края Уссурийского войскового казачьего общества |