АВТОРИТЕТ ВЯЗЕМСКОГО БЫЛ ВЫШЕ ЛЕНИНСКОГО

О южном поселении нашего региона и его жителях рассказывает краевед Анатолий Жуков

Инженер путей сообщения Орест Полиенович Вяземский (1839–1910) служил в наших краях в должности начальника работ по строительству Южно-Уссурийской железной дороги с 1892 по 1898 год. В знак признательности тогдашний . . .

генерал-губернатор Приамурья С.М. Духовской предложил назвать его именем самую значимую железнодорожную станцию на 596-й версте.                                                                                 

НА ПЕРЕГОНЕ БИКИН – ХАБАРОВСК                                                                                      

Станция Вяземская была основана в 1895-м. Здесь обосновалась контора 9-го строительного участка пути, начальником которого был потомственный дворянин Бонифаций Иванович Жейц. Близ станции в том же году осело 15 крестьянских поселенцев и две казачьи семьи.                                                                                       

Определением Камчатского епархиального начальства от 11 мая 1898 года было разрешено построить здесь часовню с алтарем и колокольню во имя св. Николая Чудотворца и преподобной Марии. По распоряжению комитета Сибирской железной дороги на строительство были выделены средства из фонда им. Александра III. Пожертвовала 5 тыс. рублей на это святое дело и известная тогда благотворительница – вдова полковника М.О. Теплова.                                                                                       Для служащих на перегоне Бикин – Хабаровск 15 сентября 1899 года при станции Вяземской на добровольные пожертвования и с благословения тогдашнего начальника Уссурийской железной дороги Павла Константиновича Келлера была открыта библиотека, насчитывавшая до 400 томов. Сохранились правила пользования и Положение о вяземской библиотеке.                                                                                    

Участок от Вяземской до Хабаровска обслуживался третьей ротой Уссурийского железнодорожного батальона. В 1900 году при станции для роты было выстроено здание на каменном фундаменте. Тогда же соорудили и дамбу для сбора воды на речке Второй Седьмой – около водокачки, на которой заправлялись паровозы.                                                                                    

МЕДВЕЖИЙ УГОЛ                                                                                      

26 мая 1901 года в присутствии нового начальника станции Ивана Моисеевича Петруна и всего железнодорожного начальства состоялось торжество освящения церкви-школы. Это было типовое большое деревянное здание, спроектированное специально для поселений при железной дороге. Сохранилась его фотография. При церкви в том же году открыли одноклассное приходское училище с трехгодичным обучением. Есть список преподавательского состава учреждения.                                                                               

В 1903 году при станции была открыта сберегательная касса, имевшая порядковый номер 6 по Уссурийской дороге. История донесла до нас, что само село близ станции было основано в 1905 году. Изначально там насчитывалось 56 дворов и около 300 жителей. Первое название села – Медвежье.                                                                              

В 1909-м здесь размещалось уже двухклассное училище Министерства народного просвещения. С этого же года при училище было открыто ремесленное отделение с двумя мастерскими – столярной и слесарно-кузнечной. Преподавались соответствующие ремесла, а также черчение. Во главе отделения стоял мастер с высшим математическим образованием Иван Башев. Мастером по обучению был Онисифор Лобовиков. Заведовал училищем Константин Лесков.                                                                               

Ремесленное отделение существовало на условии внесения сельским обществом обязательного денежного взноса в сумме 600 рублей в год. В первом наборе было 18 человек, из них восемь – ученики самого училища, а десять – сельчане, окончившие ранее церковноприходскую школу. Срок обучения ремеслу был трехгодичным. Всего при старой власти профессию получили 39 подростков.                                                                                  

В 1911 году при станции III класса Вяземской уже действовал небольшой медицинский пункт. 16 декабря 1913-го при вокзале открыли почтово-телеграфное отделение, в котором телеграфистом служил Яков Карпович Карпов. Через десять дней почту перевели из вокзала в само село.

Начальником станции в 1913 году служил Онуфрий Федорович Житкин.                                                                                        

Долгое время Вяземский участок возглавлял инженер путей сообщения Борис Владимирович Озмидов – личность весьма яркая на Дальнем Востоке, достойная отдельного рассказа. Жил в Хабаровске до 1931 года, в том же году был осужден на десять лет лагерей, как бывший «контра». Его потомки до сих пор живут в нашем городе. Автор имел честь общаться с ними.                                                                                       

2 февраля 1914-го в Вяземском открыли фельдшерский пункт, обслуживавший также восемь близлежащих поселений. Более девяти лет прослужил в нем фельдшер Мельников. В октябре того же года почетным попечителем школы при церкви был утвержден инженер путей сообщения фон Лансберг. Затем его сменил начальник шестого участка службы пути инженер Александр Железняков.                                                                                       

СЕЛО ЛЕНИНСКОЕ                                                                                            

Буржуазная революция 9 апреля 1917-го внесла свои коррективы в развитие села. Вяземское волостное правление по новой моде было реорганизовано в волостной комитет. В конце мая того же года исполнительное бюро Хабаровского комитета общественной безопасности (так называемое Временное правительство на местах) командировало в Вяземское комиссаром по приемке дел 15-го крестьянского переселенческого участка вместо устраненного с этого поста Н.А. Ландензена заместителя хабаровского городского головы С.С. Бабикова. Сводки с театра Гражданской войны, публиковавшиеся в местных газетах, не обходили и это село:                                                                               

«24 января 1920 года на станции Вяземской расстрелян поденный рабочий Иван Бескровный, а 1 февраля в сторожевом доме на 608-й версте убиты путевой сторож Гордей Цубульский с женой и двумя детьми». «12 февраля 1920 года Вяземская освобождена от белых».                                                                       

«17 февраля 1920 года в поселке Невельском в бою с калмыковцами убито 5 бойцов 5-го партизанского отряда <перечислены фамилии>, их доставили на станцию Вяземскую и 27-го похоронили у здания вокзала».                                                                             

В декабре того же года комитет общеобразовательных учреждений Уссурийской железной дороги открыл на станции Вяземской школу третьей ступени, то есть гимназию в составе старших классов этого учебного заведения. Было время, когда кому-то из большевистского начальства не понравилось имя «буржуйского инженера Вяземского» и село называли Ленинским.                                                                                  

Но в феврале 1921-го на волостном собрании народ предложил вернуть старое наименование.                                                                                      

И вновь сводки: «20 апреля 1921 года зарезан бритвой комендант станции Вяземской С.П. Клеменюк, подозревается агент Ветров, арестован и доставлен в Хабаровск».                                                                                     

«15 декабря 1921 года белоповстанцами генерала В. Молчанова взята Вяземская».                                                                                    

Осенью 1923-го в газетах вновь появилось сообщение, что села Потанино, Вяземское и Гленовское проектируется слить в одно селение под названием Ленинское. В 1924 году добрались и до церкви, наметив ее сначала под музей, а затем и под расширение существующей школы. Молитвенный же дом баптистов отдали под избу-читальню.                                                                           

В конце апреля 1924-го в хабаровской больнице умер учитель О.В. Лобовиков, стоявший у основания Вяземской ремесленной школы. Последнее время он заведовал учебным заведением в Переяславке.                                                                             

К 1930 году в Вяземском проживало около 4 тыс. человек. Из славян подавляющее большинство составляли украинцы, и только четвертую часть – русские. Было много корейцев.                                                                          

22 домохозяина организовали коммуну им. красного полководца Фабрициуса. А десять семей объединились в артель «Красный орден». Работала паровая мельница Тихона Жабицкого, ремонтно-тракторная станция, железнодорожные мастерские и электростанция.

 

Анатолий ЖУКОВ, краевед

Фото из архива автора

 

Газета «Приамурские ведомости», № 44 (8433) 2024 года

г. Хабаровск