«ДЛЯ ПОЛЬЗЫ УСТРОЙСТВА ВВЕРЕННОГО КРАЯ…»

Госархив открыл в Хабаровске серию выставок на набережной Амура

Новые документальные выставочные проекты Государственного архива Хабаровского края экспонируются на стадионе им. Ленина. Они посвящены значимым событиям в истории . . .

Дальнего Востока: образованию Приамурского генерал-губернаторства в 1884 году и строительству Транссибирской магистрали, которое началось в 1891-м. Эти вехи – звенья одной цепи, связанные с развитием окраинных территорий Российского государства.                                                                     

ПРИАМУРСКОЕ ГЕНЕРАЛГУБЕРНАТОРСТВО                                                                   

История открытия дальневосточных земель уходит корнями в глубь веков. Началось оно усилиями русских мореплавателей и исследователей с северных территорий.                                                                    

Хабаровский край – один из крупнейших и уникальных регионов России. За время освоения Дальнего Востока его территория не раз претерпевала административные переустройства.                                                                 

В 1884 году было образовано Приамурское генерал-губернаторство. В его состав вошли Забайкальская, Амурская и Приморская области, Владивостокское военное губернаторство, а также остров Сахалин. Административным центром генерал-губернаторства стала Хабаровка.                                                                    

На пост первого главного начальника края был назначен барон Андрей Николаевич Корф. На этом посту он прослужил Отечеству верой и правдой до 1893 года.                                                                    

В 1887-м генерал-губернатор разработал и представил в Петербург программу по устроению края, рассчитанную на 10 лет. В ней был сделан упор на усиление морских и сухопутных сил, а также обороны края, на увеличение русского населения, развитие сферы образования, судебную и административную реформу, удешевление жизни, поднятие производительных сил, улучшение путей сообщения и сохранение дружественных отношений с соседними странами. Документ был одобрен при дворе государя императора.                                                                    

Следующим этапом была закладка Уссурийской железной дороги, состоявшаяся в 1891 году. Данное событие положило конец старой эпохе существования Приамурья.                                                                     

Эти и другие факты истории нашей малой родины представлены на выставках.                                                                       

Все последующие генерал-губернаторы оставили глубокий след в истории нашего крупного приграничного края, поддержали и усилили заложенные Н.Н. Муравьевым-Амурским основания для превращения территории в развитый промышленный регион. Практические шаги по освоению Приамурья, предпринятые Россией, усилили ее внешнеполитические позиции на Дальнем Востоке.                                                                         

ЦАРСКИЕ ДОКУМЕНТЫ                                                                          

В экспозиции представлены законодательные акты и царские указы, опубликованные в Полном собрании законов Российской империи (об образовании Уссурийского казачьего войска в 1889 году, о переименовании Хабаровки в город Хабаровск в 1893-м), всеподданнейшие отчеты губернаторов, приказы по войскам Приамурского военного округа, очерки и статьи, вышедшие в первой краевой газете – «Приамурских ведомостях», которая являлась официальным печатным органом генерал-губернаторства.                                                                  

Интересны итоги Первой всероссийской переписи населения 1897 года, которая стала важным этапом в истории Дальнего Востока и всей России. По ее данным, в Амурской и Приморской областях Приамурского генерал-губернаторства проживало 343 тыс. человек. На выставке также представлены результаты переписи статистического комитета МВД и переписные листы по Приморской области Южно-Уссурийского края.                                                                          

ПРИАМУРСКИЙ ОТДЕЛ РГО И МУЗЕЙ                                                                    

Достижения в сфере культуры и науки во многом связаны с образованием Приамурского отдела Императорского Русского географического общества (ИРГО) и деятельностью генерал-губернатора Н.И. Гродекова, руководившего регионом в 1898–1902 годах. На выставке экспонируются документы о создании естественно-исторического музея и Николаевской публичной библиотеки, а также о первых экспедициях под руководством В.К. Арсеньева.                                                                        

Развитие Приамурья в начале ХХ века приобрело динамичный характер и коснулось практически всех отраслей экономики и сфер жизни региона. Успехи в сельском хозяйстве, торговле и промышленности демонстрируют сохранившиеся в архивах документы выставки Приамурского края, проходившей в Хабаровске в 1913 году: уникальные фотографии павильонов, рекламные объявления торговых фирм и списки награжденных участников.                                                                              

На выставке используются интерактивные элементы – QR-коды для доступа к дополнительным иллюстративным элементам и виртуальным выставочным проектам Государственного архива Хабаровского края.                                                                             

ВЕЛИКИЙ СИБИРСКИЙ ПУТЬ                                                                                 

На восточной окраине России возводились города и селения, открывались учебные заведения, больницы, музеи и библиотеки. Но самым амбициозным проектом даже по современным меркам стало строительство Транссибирской магистрали (Великого Сибирского пути), соединившей непрерывным рельсовым полотном европейскую часть России с Дальним Востоком. Появление этой самой протяженной в мире железной дороги тоже неразрывно связано с деятельностью генерал-губернаторов Приамурского края.                                                                         

Протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу – от Москвы до Владивостока – составляет 9 288,2 километра. В современной России ветки магистрали проходят через пять федеральных округов и 20 субъектов.                                                                             

Сооружение железных дорог на Дальнем Востоке в конце XIX – начале XX века было продиктовано крайней необходимостью. Отсутствие современных путей сообщения сдерживало экономическое и культурное развитие этих территорий, затрудняло переселенческое движение и, самое главное, ставило под угрозу стратегическую безопасность региона.                                                                              

В проекте Госархива представлены документы и фотографии о начале строительства Транссибирской магистрали, включая ее закладку цесаревичем Николаем Александровичем в 1891 году. В частности, можно увидеть указ об утверждении императором Александром III Комитета Сибирской железной дороги, опубликованный в Полном собрании законов Российской Империи.                                                                      

Одним из наиболее значимых событий Транссиба стало строительство Уссурийской железной дороги, которая позволила связать друг с другом два важных административных центра Дальнего Востока – Владивосток и Хабаровск.                                                                           

На выставке представлены фотографии и биографии выдающихся инженеров, руководивших строительством дороги: А.И. Урсати, Н.И. Бочарова, Н.С. Кругликова. Здесь можно ознакомиться с приказом начальника работ по сооружению Уссурийской дороги О.П. Вяземского от 5 февраля 1897 года о переименовании станций в честь строителей дороги, а также с поздравительной телеграммой императора Николая II по поводу окончания строительства Уссурийского пути, опубликованной в «Приамурских ведомостях». Все это исторические свидетельства осуществления грандиозного железнодорожного проекта.                                                                           

Среди документов есть и те, что свидетельствуют о появлении памятных мест в крае. Например, приказ командующего войсками Приамурского военного округа Н.И. Гродекова от 29 мая 1900 года об установке обелиска военным строителям. «При постройке Уссурийской железной дороги войска округа принимали самое деятельное участие в работе в течение 1891–1896 годов, на постройку было командировано 17 720 человек», – отмечалось в нем. Сегодня этот обелиск, увенчанный двуглавым орлом, стоит у вокзала на станции Хабаровск-1.                                                                        

«Станции и поселки вдоль рек Амура и Уссури носят имена лиц, потрудившихся при занятии этих мест, и это служит, с одной стороны, напоминанием будущим поколениям о деятелях первоначальной труднейшей эпохи, а с другой – нравственным вознаграждением лиц, жертвовавших Приамурской окраине свои силы, здоровье, а иногда и жизнь…» – писала в те годы газета «Приамурские ведомости».                                                                     

Несмотря на тяжелые природные, географические и климатические условия, дальневосточная окраина активно развивалась. Об этом свидетельствуют всеподданнейшие отчеты Приамурских генерал-губернаторов, приказы по Уссурийской казенной железной дороге, а также уникальные фотографии, запечатлевшие строительство мостов и вокзалов на станциях Владивосток, Вяземская, Бикин и Хабаровск. Есть здесь и материалы о создании первых трудовых коллективов железнодорожных служб, к которым можно отнести групповые фотографии сотрудников многочисленных станций, появившихся на территории не только России, но и Маньчжурии.                                                                      

В 1903 году завершилось строительство южной ветки Транссиба – Китайско-Восточной железной дороги, связавшей Забайкалье и юг Приморской области.                                                                      

СИБИРЬ И ВЛАДИВОСТОК                                                                       

Сразу же после окончания Русско-японской войны 1904–1905 годов внимание всей России оказалось прикованным к теме строительства Амурской железной дороги. Этот вопрос обсуждался на заседании Государственной думы третьего созыва в 1908-м. Решить его положительно удалось председателю Совета министров и главе МВД П.А. Столыпину. Он смог добиться ассигнований на сооружение магистрали, которая соединит Сибирь и Владивосток и при этом будет проходить по территории России. Работы начались в том же году.                                                                        

Для ускоренного ведения строительства подрядчикам было разрешено массовое контрактование русских рабочих в центральных губерниях России. Для их перевозки на Дальний Восток ввели льготный железнодорожный тариф. Строительство Амурской железной дороги придало новый импульс развитию региона и позволило решить насущную задачу правительства Российской империи, значительно увеличив темпы переселенческого движения.                                                                      

О том, как шло колонизационное дело на дальневосточной окраине и как было принято решение о строительстве Амурской железной дороги, расскажут стенографические отчеты заседаний Государственной думы 1908 года, журналы заседаний Комитета по заселению Дальнего Востока, статистические данные изучения переселения и документы тех, кто добирался в Приамурский край по железной дороге.                                                                        

Активное внимание колонизации дальневосточной окраины России уделял и Павел Федорович Унтербергер, приамурский генерал-губернатор в 1905–1910 годах. Он сыграл большую роль в укреплении безопасности, а также в освоении и обустройстве дальневосточной окраины России. Кроме прочего, он известен тем, что оказывал всяческую помощь переселенцам, прибывшим в рамках аграрной реформы.                                                                            

АМУРСКИЙ МОСТ                                                                             

Один из разделов выставки посвящен гордости русской инженерной мысли – Амурскому мосту. Закладка самого большого перехода Транссибирской магистрали состоялась 29 июля 1913 года.                                                                              

Металлические фермы для этого сооружения изготавливались в Варшаве, затем в разобранном виде доставлялись в Одессу, а оттуда – морским путем во Владивосток, где их перегружали на железнодорожные платформы и везли в Хабаровск.                                                                          

5 октября 1916-го, в день тезоименитства наследника престола цесаревича Алексея, в честь которого мост назвали и Алексеевским, состоялось открытие объекта для движения поездов. Сооружение длиною около 2 590 метров, проложенное через полноводную реку, стало крупнейшим мостовым переходом из всех построенных к тому времени на железных дорогах Евразии.                                                                         

Фотографии и биографии Лавра Дмитриевича Проскурякова, автора проекта Амурского моста, и Александра Васильевича Ливеровского, который с 1913 по 1915 год возглавлял это строительство, представлены на выставке.                                                                            

С открытием железнодорожного моста через Амур было установлено прямое грузовое и пассажирское сообщение между Петроградом, Москвой и Владивостоком.                                                                         

Во время Гражданской войны 1918–1922 годов на железнодорожных объектах произошли значительные разрушения. На Уссурийской дороге была повреждена 171 переправа, на Амурской взорвали фермы знаменитого Амурского моста. После установления советской власти на Дальнем Востоке, в 1923 году начали проводиться работы по восстановлению уникального сооружения.                                                                            

В 1990-х стартовала реконструкция моста и строительство автодорожного перехода. Официальные документы и фотографии конца XX – начала XXI века воскрешают события, которые еще памятны многим хабаровчанам.                                                                         

Сегодня Транссибирская магистраль является связующим звеном единой экономической системы и создает возможность реализации кратчайшего межконтинентального железнодорожного маршрута Восток – Запад. Транссиб обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий и транспортировку жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является доступ ным транспортным путем для миллионов граждан.                                                                           

Реализация правительственных программ, направленных на развитие железных дорог Дальнего Востока, отражается в документах о строительстве новых путей и модернизации ранее построенных, а также о создании образовательных кластеров железнодорожной отрасли на территории Хабаровского края. Приглашаем всех жителей и гостей города проявить патриотические чувства к нашему краю и прикоснуться к дальневосточной истории!

 

Лариса САЛЕЕВА, завсектором научного использования документов Госархива края

Фото Госархива края

 

Газета «Приамурские ведомости», № 23(8412)  2024 года

г. Хабаровск