Еврейский вопрос в Третьем рейхе. Хрустальная ночь

85 лет назад в Германии и Австрии прокатилась волна антиеврейских погромов. «Хрустальная ночь», известная также как «Ночь разбитых витрин», стала первой крупной акцией прямого физического насилия по отношению к евреям в Третьем рейхе.

Еврейский вопрос

С самого начала еврейская угроза была навязчивой идеей нацистов. Евреи, вместе с коммунистами и прочими левыми считались «пятой колонной»,  . . .

которая «вонзила нож в спину» Германии во время Первой мировой войны. Из-за этого якобы Второй рейх и пал. Также нацисты с их расовой теорией превосходства арийцев считали, что евреи «расово неполноценные». Идея изгнания евреев из Германии стала одним из важнейших программных пунктов Немецкой национал-социалистической рабочей партии (НСДАП). В момент прихода нацистов к власти в Германии проживало свыше 500 тыс. евреев, они составляли менее 1 % населения.

Первоначально нацисты видели решение еврейского вопроса в эмиграции, чтобы Германия стала «расово чистой». Для решения этой задачи принимались различные меры. На первом этапе в качестве антиеврейской политики использовались популистские меры (бойкот, оскорбления и пр.), информационное давление через прессу, дискриминационное законодательство и экономические санкции. Позднее началось уже силовое давление с целью заставить евреев эмигрировать и прямые депортации. При выселении евреев их имущество изымали.

Начало массовым преследованиям евреев в Германии было положено 1 апреля 1933 года, когда был проведён первый общенациональный бойкот всех еврейских предприятий в стране. 7 апреля 1933 года был принят «Закон о восстановлении профессионального чиновничества», в соответствии с которым было предписано уволить всех неарийских чиновников, за редким исключением. Затем до конца был принят целый ряд нормативных актов и мероприятий, направленных против еврейской интеллигенции с целью «исключить влияние евреев на общественную жизнь» Германии.

Так, 25 апреля были введены квоты на приём евреев в учебные заведения. Книги еврейских и антинацистских авторов изымали и публично жгли. Началась расовая дискриминация в отношении учителей, преподавателей, юристов, медиков и т. д. В прессе шла волна антисемитских статей. Особенно отличался еженедельник «Штурмовик» под редакцией Юлиуса Штрайхера. Естественно, что началось бегство евреев из Третьего рейха. В 1933–1934 гг. Германию покинуло 60 тыс. евреев, большая часть уехала во Францию, Бельгию и Голландию. К 1937 году из страны уехало 170 тыс. евреев. Многие ехали в Польшу, где была большая еврейская община, и можно было с помощью родичей, друзей и знакомых начать новую жизнь.

Вершиной антиеврейского законодательства стали принятые 15 сентября 1935 года т. н. Нюрнбергские расовые законы. Евреи были лишены немецкого гражданства, лишались права голоса, им запретили вступать в браки с немцами. Они были отстранены от работы в государственном секторе, в том числе на государственной службе и в области образования. Еврейские преподаватели были исключены из немецких университетов. Жителям Германии, которые имели смешанное происхождение, предоставили право выбора. Либо ты немец, и не должен иметь ничего общего с еврейской общиной. Либо будь евреем, но тогда ты не гражданин рейха.

Интересно, что в вооруженных силах рейха такая «расовая чистка» была символической. Очевидно, из-за того, что исторически многие семьи офицеров, генералов, дворянства были в родстве с богатыми евреями.

«Ариизация» и сотрудничество с сионистами

На экономическом уровне проводилась политика «ариизации» – передачи имущества в руки лиц немецкого происхождения. На евреев оказывалось прямое и косвенное давление с целью продажи ими своей собственности. «Ариизации» в первую очередь подвергались мелкие предприятия в сельской местности, магазины в городах. Тогда евреям принадлежали многие торговые точки, кабаки и увеселительные заведения. Их заставляли продавать по низким ценам, замораживали счета бывших владельцев и т. д. В 1937–1938 гг. началась «ариизация» и крупных предприятий. Основные выгоды от этого процесса получили крупные германские банки и концерны.

Также германские власти оказали содействие по эмиграции евреев в Палестину. Для этого они заключили в августе 1933 года соглашение с сионистами – т. н. соглашение Хаавара. Соглашение с сионистами (сторонники возрождения еврейского народа и государства на его исторической родине – Израиле) было взаимовыгодным. Нацисты избавлялись от евреев, изымали часть их имущества, получали инструмент экономического влияния на Ближнем Востоке.

Выполнение договорённостей соглашения Хаавара способствовало созданию государства Израиль. Этому благоприятствовал перевод денежных средств и импорт товаров из Германии в Палестину. Из Германии в Палестину выехало около 60 тыс. евреев и было переведено 100 млн долларов (приблизительно 1,7 млрд долларов по курсу 2009 года).

Также в Палестину приехало много квалифицированных специалистов. Демографический баланс в Палестине сместился в пользу еврейской общины: после Второй мировой войны численность евреев Палестины составила 33 % по сравнению с 17 % в 1931 году.

Также интересен тот факт, что Нюрнбергские законы не разорвали сотрудничество Германии с западными державами. Британские и американские банки по-прежнему финансировали становление Третьего рейха. Западные компании помогали развивать промышленность Германии. Кстати, самих германских крупных финансистов и промышленников расовые законы обошли. О происхождении и вероисповедании Варбургов, Шредеров, Вассерманов и Шахтов никто не вспоминал.

Что дальше?

Несмотря на информационное, законодательное и экономическое давление, слухи о будущих погромах, евреи довольно быстро приспособились и не спешили бежать из обжитой Германии. Очевидно, сказывался исторический опыт приспособленчества к внешнему давлению. Кроме того, сравнительно зажиточные евреи не желали уезжать в неизвестность, особенно в дикую Палестину.

А европейские страны не спешили принимать евреев, особенно бедноту. Гражданства не предоставляли, с работой было сложно. В мире был кризис. Уехать могли только состоятельные люди, либо имеющие хорошо пристроенных родственников за границей.

Во всех европейских странах, в США и Канаде существовали ежегодные оговорённые законом квоты мигрантов. После прихода Гитлера к власти англичане и ирландцы «заморозили», то есть почти не использовали, эти квоты. Вне квот можно было уехать только в Палестину, однако и там принимали только тех, кто внес денежный взнос от 1 000 фунтов стерлингов и получил на этом основании «сертификат капиталистов».

Поэтому евреи и не спешили бежать из рейха. Если кто-то хотел сохранить государственную карьеру, объявлял себя немцем, записывал в анкетах немцами своих родителей, бабушек и дедушек. Но для многих было выгодно сохранять связи с общиной. Имелись свои плюсы. Нельзя служить на госслужбе? Но ведь и в армию не призывают. Во всех городах действовали синагоги, при них имелись свои школы. Связь с общиной помогала бизнесу.

Конечно, часть евреев покидала страну. С другой стороны, в Германию перебирались евреи из других стран. К примеру, из Польши. Жизнь в Германии была богаче, было больше возможностей. Так, в Германии насчитывалось 70 тыс. евреев с польскими паспортами.

Весной 1938 года проблема снова обострилась. Третий рейх захватил Австрию. Там прокатилась волна арестов, чисток, вводились расовые законы. Тысячам людей, включая евреев, такие порядки пришлись не по нраву. Они нацелились на эмиграцию.

Одновременно в Китае японцы устроили ряд кровавых боен, включая Нанкинскую резню. По инициативе американского президента Рузвельта в июле 1938 года была проведена Эвианская международная конференция с участием представителей 32 стран. Своё название она получила от французского города Эвьян-ле-Бен, где она проходила. И была посвящена проблемам беженцев, в основном евреев из Германии и Австрии.

Толку от конференции было мало. Большинство стран заявили, что они уже сделали всё возможное для облегчения участи около 150 тыс. беженцев. Что их возможности исчерпаны, что у них экономический кризис и высокий уровень безработицы. Назывались небольшие, символические цифры переселенцев, которых готовы принять в неопределённом будущем.

Создали межправительственный Комитет по делам беженцев, но без финансирования. Германская делегация предложила всех евреев переселить, к примеру, на Мадагаскар. Резко выступила против Франция, которой принадлежал этот остров.

Провокация

В целом получилось так, что Эвианская конференция не решила проблему беженцев, а выработала единую позицию тогдашнего «мирового сообщества» – евреев отныне не принимать. Более того, к еврейскому вопросу привлекли внимание властей, правоохранительных органов. Начались массовые проверки документов, нелегалов стали выдворять из европейских стран. Польша, где была развита коррупция и было легко купить польский паспорт, в октябре 1938 года объявила месячный срок перерегистрации паспортов. Осуществить перерегистрацию можно было только в Польше, либо в польских посольствах.

Польские евреи, которые окопались в Германии, домой не спешили. Знали, что в Польше бардак, всё может измениться. Можно подождать, затем найти обходные пути. Но нацисты получили повод избавиться от приезжих евреев. За два дня до конца перерегистрации, 28 октября, в крупных городах провели облавы. Было задержано до 17 тыс. польских евреев. Их сажали на поезда и выпроваживали в Польшу.

Польская полиция нашла чем ответить: бросилась проводить облавы по еврейским кварталам в крупных городах. Германских евреев хватали, сажали на поезда и отправляли в Третий рейх. Немцы опешили, такая ситуация их не устраивала. Что толку высылать польских евреев, если на их место получаешь других. Начались переговоры, депортацию свернули.

Казалось, что проблема исчерпана. Однако 7 ноября 1938 года во Франции произошла провокация.

Родившийся в Германии польский еврей Гершель Гриншпан в Париже совершил покушение на немецкого дипломата Эрнста фом Рата, скончавшегося от полученных ранений через два дня. При аресте Гриншпан объявил, что мстил за семью, которая была депортирована из Германии.

«Месть за убийство фом Рата»

Выстрелы Гриншпана стали своего рода «чёрным лебедем», который обрушил накопленные противоречия в мощную лавину. По приказу рейхсминистра народного просвещения и пропаганды Геббельса статьи о покушении на фом Рата появились под броскими заголовками во всех газетах, взбудоражив массы.

9 ноября 1943 года высшее руководство Германии отмечало годовщину подавления Пивного путча в Мюнхене (Пивной путч). Здесь был построен особый памятный комплекс. Маршировал большой партийный парад, проводилась ритуальная перекличка 16 погибших «героев». Посвящали молодых эсэсовцев, раздавали награды.

Геббельс в своём дневнике отмечал, что приказ о проведении всеобщего еврейского погрома и аресте тысяч евреев был отдан лично фюрером. В организации Хрустальной ночи принимали участие сам Геббельс, Гейдрих и Гиммлер. Есть мнение, что служба безопасности рейха и СС планировали только провести изъятие документов, прикрывшись «стихийным погромом», но процесс вышел из-под контроля и стал более масштабным.

Также есть версия, что погромы организовали сионисты, чтобы ускорить бегство евреев из Германии. Нацисты же повернули процесс так, чтобы жертв было минимум. Местами полиция и отряды СА защищали евреев от погромщиков.

Погромы штурмовых отрядов, гитлерюгенда, многие члены которых были одеты в гражданскую одежду, начались в разных частях рейха поздним вечером 9 и ранним утром 10 ноября. 11 ноября Гитлер приказал остановить погромы. Перед этом служба безопасности вывезла архивы. Во время погромов было убито несколько десятков и ранено несколько сотен человек. Полиция арестовала от 20 до 30 тыс. человек, которых отправили в лагеря.

267 синагог были сожжены или разгромлены, а более 7 тыс. принадлежавших евреям зданий и магазинов разрушены или повреждены. Общий ущерб составил 25 млн рейхсмарок, из которых около 5 млн пришлось на разбитые витрины – отсюда название «Хрустальной ночи» или «Ночи разбитых витрин».

Последствия

Уполномоченный по развитию экономики рейха Геринг обвинил в организации «Хрустальной ночи» самих евреев. Он ввёл коллективную ответственность за погромы на всех евреев. Возложил штраф на 1 млрд марок. Брали с зажиточных евреев. Страховые выплаты владельцам разбитых, разграбленных магазинов были конфискованы.

Нацисты пытались использовать погром для нагнетания паники. Мол, евреям надо срочно бежать. Также Берлин предложил «мировому сообществу» выпустить всех евреев за деньги – 3 млрд марок (1,2 млрд долларов). Рейху требовались деньги на вооружение.

Однако Запад не спешил платить. Тогда Геринг в феврале 1939 года объявил принудительный выкуп у евреев всех изделий из драгоценных металлов – по фиксированной госцене. Евреев ограбили по такому же сценарию, как Рузвельт американских граждан, когда во время Великой депрессии изымали золото. Одновременно еврейские общины Германии должны были еженедельно представлять в полицию списки 100 человек, которые в течение двух недель покинут Третий рейх.

Евреев начали по-настоящему выгонять. Куда глаза глядят. При этом в мире их никто принимать не хотел. Как сейчас арабов-палестинцев. На словах Иордания и Египет любят палестинцев, за них горой. А на деле принимать не хотят, так как среди них много боевиков, социальных паразитов, которые могут вызвать смуту уже там. Поэтому Каир и Амман крайне жестко отказываются принимать палестинцев.

Судьба беженцев была разной. Евреи различными путями уезжали. Часть высылали обратно в Германию. Например, евреев, которые нелегально бежали в Швейцарию, депортировали обратно. Многие снова уезжали в Польшу. Сионисты набирали добровольцев в Палестину. Но брали в основном молодых мужчин, пригодных к войне.

За выезд уже требовалась особая пошлина. За вывоз имущества тоже. Недвижимость и бизнес теоретически можно было продать, но это было связано с такими препонами, что приходилось бросать. В целом условия накручивались такие, что почти всё состояние конфисковалось. Германская казна получила дополнительный доход на милитаризацию.

АВТОР: Самсонов Александр

ИСПОЛЬЗОВАНЫ ФОТОГРАФИИ: https://ru.wikipedia.org/, http://waralbum.ru/

 

На фото:

  1. Франкфуртская синагога на Бёрнеплац, подожжённая погромщиками
  2. Член СА перед универмагом Тиц во время «Еврейского бойкота». Берлин, 1933 г.
  3. Выдворение польских евреев в октябре 1938 года из Нюрнберга
  4. Гершель Гриншпан после своего ареста
  5. Разбитые витрины еврейского магазина в Магдебурге
  6. Кадры ноябрьских погромов в Берлине

https://topwar.ru/history/