ГОСТИ ИЗ ПОДНЕБЕСНОЙ

2024–2025-й объявлены перекрестными Годами культуры России и Китая. Краевед Анатолий Жуков выяснил, как начинались отношения с нашими соседями

Начав осваивать в середине прошлого века берега Амура, русские застали здесь и маньчжур, которые проживали среди других коренных народов. Границ тогда еще практически не было, и . . .

иностранные гости в поисках заработка приходили в новые русские поселения без особых препятствий.                                                                               

СЛОБОДКА У РЕКИ                                                                             

Для удобства проживания они на местах образовывали земляческие слободки, которые управлялись выборными старшинами из своей среды, никем не утвержденными и часто неизвестными даже местной полиции. Такие общества не имели на местах никакой защиты – ни юридической (законной), ни физической, которая могла бы их уберечь от разорительных набегов местных бандитов-хунхузов.                                                                                

В 1889 году тогдашний приморский губернатор Павел Унтербергер предложил китайцам официально, объединившись на российской территории, избрать из своей среды старшину, переводчика и писаря. Ранее перед генерал-губернатором Приамурского края Андреем Корфом было возбуждено ходатайство об издании особых правил для регулирования жизни китайцев. Корф отнесся к этому с большим пониманием, и китайцам разрешили иметь выборное общественное самоуправление с судом по типу российских волостных правлений. Но в процессе жизненных перипетий возник ряд спорных судебных вопросов, в котором сразу же стало проявляться резкое несоответствие законов государственных и общественных. Сменивший умершего в 1893 году Корфа генерал-губернатор Сергей Духовской вынужден был признать неудобным дальнейшее существование китайского общества. Но оно все же держалось, хотя и нелегально, управляясь своими старшинами.                                                                                 

В Хабаровске Китайская слободка самоорганизовалась в районе слияния Амура с одноименной протокой, на высоком утесе, названном китайцами в честь их состоятельного земляка Тифонтаевским.                                                                                  

БОЛЕЕ СОРОКА ФАНЗ                                                                                       

Купец Тифонтай разработал здесь карьер для вывозки бутового камня под фундаменты строящихся собственных домов и предприятий. И здесь же у него были кирпичный и кожевенный заводы. Китайское общество имело в пади речки Плюснинки собственный дом для общественных нужд.                                                                                 

С незапамятных времен почти под самым обрывом стояла деревянная китайская кумирня (по-нашему, церковь). В 1887 году на средства того же Тифонтая на месте ветхого строения возвели каменное. Из Китая доставили каменные статуи Будды и Конфуция и установили внутри. Удивительно, но здание сохранилось до наших дней. Правда, от прежней его красоты не осталось и следа. Оно находится за Домом радио, на территории частного предприятия. Рядом с кумирней находилось и кладбище.                                                                                   

Неподалеку от Китайской слободки были территории крупного землевладельца К.Т. Лихойдова. За умеренную плату сей господин мелкими участками сдавал эти земли в аренду малоимущим китайцам. Слободка так и называлась – Лихойдовская. Здесь скученно размещались более 40 фанз.                                                                                

Обе эти слободки, занимающие довольно большую территорию в границах современных улиц Ленина и Запарина, а также берега Амура, были построены безо всякого плана. Вопиющая антисанитария, не убирающиеся нечистоты, размываемые дождем могилы кладбища… Все это по оврагам стекало в Амур, откуда те же самые китайцы-водовозы брали воду и доставляли ее всему населению.                                                                                        

Видя эти безобразия и получая массу жалоб от горожан, городская дума приняла в апреле 1897 года решение о переносе Китайской слободки на место бывших лагерей 3-го Восточно-Сибирского линейного батальона и предоставила китайским подданным еще сносные, в общем-то, казармы под жилье. Сейчас это место называется Казачьей Горой, но здешний винно-водочный магазин местные жители еще долго именовали «китаянкой». Туда же была переведена и пристань для прибывающих с Сунгари китайских шаланд и джонок.                                                                                      

Перед пристанью стихийно образовался базар, на котором торговали рыбой и привозимыми из Китая товарами. А посему и выходящая к пристани и базару улица из слободки называлась Базарной. В 1927 году ее соединили с Кладбищенской, а в 1938-м переименовали в Советскую.                                                                                        

ТРУДОЛЮБИВЫЕ РАБОТНИКИ                                                                                      

В 1900 году в Хабаровске числилось 2 100 мужчин китайской национальности и только семь женщин. По китайским законам того времени женщины не имели права выезжать из своей страны, вот почему даже богатые мужи являлись в наши пределы без семей. Но в начале XX века эти правила стали все чаще и чаще нарушаться.                                                                      

Китайские рабочие нередко приезжали уже организованными артелями. Они отличались от русских своей исполнительностью и трезвым образом жизни, а предлагаемые ими условия денежной оплаты всегда были приемлемыми по дешевизне. Их труд нашел примене ние в нашем крае и на казенных работах Военного министерства. В середине 70-х годов XIX столетия китайские строители возвели тогда еще деревянные войсковые казармы в Хабаровске.                                                                                

Инженерные подразделения Приамурского военного округа охотно использовали труд китайцев. Об этом говорят хотя бы такие цифры: в 1910-м в Амурской инженерной дистанции было 830 рабочих-строителей, из них 140 человек являлись китайцами. В том же году в Хабаровской войсковой строительной комиссии из 567 рабочих из Поднебесной было 538. На строительном участке Управления водных путей Амурского бассейна, занимавшегося возведением собственных зданий и других построек, из тысячи рабочих китайцев было 90%.                                                                              

Помимо известнейшего на русском Дальнем Востоке и за рубежом китайского купца Тифонтая, предпринимательством в Хабаровске занимались и другие его соотечественники. Подданный Поднебесной Сюн Той Гюй имел здесь собственный пивзавод. Торговали мануфактурой купцы Ван Вень Сан, Хе Шун Шин и хабаровский купец второй гильдии Тян Ули Син. Имел свои кирпичные дома в Китайской слободке и сдавал их внаем купец Му Кин Фу.                                                                              

Служил приказчиком в магазине купцов Богдановых Сюй Ко Ван. После революции он обосновался в Харбине, где у него были винокуренный завод, мельница и собственные пароходы. Однажды он посетил СССР – для переговоров о поставке крупных партий спирта.                                                                             

ТОРГОВАЯ ПАЛАТА                                                                           

21 мая 1909 года проживавший во Владивостоке китайский генеральный консул Куэ Фань получил из канцелярии генерал-губернатора официальное уведомление о регистрации китайского торгового общества в Хабаровске. Консул послал в Хабаровск своего помощника (вице-консула) по делам и защите китайского населения.                                                                              

Были избраны председатель общества и его помощник. В январе 1910 года организация получила официальную регистрацию под наименованием Хабаровского ки тайского общества вспомоществования (буквальный китайский перевод – Хабаровская китайская торговая палата). Аналогичные торговые палаты были открыты также во Владивостоке, Николаевске и других крупных населенных пунктах края. Такие структуры имели свой устав, утвержденный еще в 1903 году китайским министерством земледелия, торговли и промышленности.                                                                               

Приказом по упомянутому выше министерству из видных местных русских общественных деятелей, оказывавших существенную пользу китайцам, утверждался почетный член того или иного общества. В Хабаровске этой чести удостоился Константин Тихонович Лихойдов.

На 1 января 1913 года в Хабаровске были зарегистрированы 9 085 китайцев. Учреждена должность околоточного надзирателя и двух городовых на средства китайского общества. (Через год добавились еще две вакансии.) А в марте 1913-го в доме купца Ван Веньсана впервые открылся китайский театр.                                                                         

ЖИЗНЬ И БЫТ ОБИТАТЕЛЕЙ СЛОБОДКИ                                                                               

В конце Барабашевской улицы (ныне Запарина) на средства китайского общества возвели вторую кумирню. История сохранила имена представителей тамошнего духовенства. Это священнослужители лама Тань Янхо, Кий Сянтонь и помощник Ху Мухи.                                                                                

7 сентября 1929 года по ходатайству собрания осовеченных китайских граждан, заявивших, что, якобы, хватит и одной кумирни – на улице Кавказской, молельня на Барабашевской была закрыта и передана окрздраву под детскую амбулаторию. Сейчас этого здания нет.                                                                            

Вот как описывает китайскую слободку в Хабаровске журналист Марк Поляновский: «Сложный лабиринт узеньких проулков. . . приземистые фанзы вплотную одна к другой. Воздух до предела насыщен резкими запахами подгорелого бобового масла, который можно ощутить еще издалека. Торопливо снуют одетые в лохмотья люди. На их плечах огромные деревянные подносы, на которых разложены укрытые грязными тряпками бруски туфы – обычной еды китайской бедноты, изготовленной из пророщенных соевых бобов. По виду, даже, пожалуй, по вкусу эта еда удивительно напоминает обыкновенное мыло. Настороженные взгляды, внимательно изучающие каждый шаг постороннего человека. Почти все китайцы, за малым исключением, мужчины. Свои семьи прибывшие из перенаселенного Китая на заработки оставляли дома, здесь иногда десятки лет жили холостяками. Это накладывало особый отпечаток на быт. Влачили полуголодное существование, развлечение – карты, утешение – трубка опиума... Это поглощало все доходы, ведь цена крохотной щепотки опиума во много раз превышала дневной заработок. Предприимчивые китайские «старшинки» владели густой сетью опиекурилен, чины же полиции получали крупные взятки от них и смотрели на это сквозь пальцы...                                                                    

Продолговатая комната с крохотными оконцами, заклеенными промасленной бумагой. Вдоль стен огромные глинобитные лежанки, крытые циновками, и искусно отапливаемые циркуляцией горячего дыма внутри. Узенький проход вдоль лежанок. Большинство ки тайцы, реже корейцы. Часть людей уже спит вдоль стен. Курящий лежит на боку. Перед каждым крохотная лампочка. Во рту трубка с тол стым мундштуком и большой чашкой на конце. В руках кусочек тон кой проволоки, с одной стороны которой налеплен крохотный кусочек мягкого от нагревания вещества, по цвету и виду напоминающий сургуч. Это и есть опиум. Его разогревают на огне лампочки, вставляют вместе с проволокой в крохотное отверстие в чашке трубки и затем жадно сосут мундштук, исторгая клубы удушливого дыма. Несколько затяжек, и человек впадает в забытье. . .»                                                                       

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОНСУЛ                                                                    

В феврале 1914 года по ходатайству и на средства состоятельных обывателей слободки Цурусаки, Цуку, Ямагучи Сима, Хаякова Цуне, Комацу Тацу, Хаякова Чие и Кин Фу была учреждена еще одна должность околоточного надзирателя.                                                                    

В июле 1919 года в Хабаровске вновь открыли китайское вице-консульство, оно временно размещалось в гостинице Р.Е. Владыко, затем заняло дом Н.А. Колышкина по улице Лисуновской (Комсомольской), где до недавнего времени был Хабаровский районный суд. В ноябре 1921 года китайским правительством вице-консульство было преобразовано в консульство. Генеральным консулом стал Куй Даньтинь, до этого занимавший пост драгомана (переводчика) в управлении КВЖД в Харбин – там он проработал более 10 лет. Комитет китайского общества находился тогда на той же Лисуновской улице, в каменном доме генерала Мооро. Он был разрушен лишь недавно.                                                                

Ко времени окончания Гражданской войны в Хабаровске оставалось 1 145 китайцев. При новой власти интересы этого населения защищала так называемая репрезентация Китайской Республики, администрация которой размещалась в доме купцов Пьянковых на Артиллерийской улице (резиденция командующего на улице Истомина). Репрезентатором был Франклин Чиу.                                                             

1 мая 1924 года в слободке на углу Поповской улицы состоялось открытие межсоюзного клуба восточных рабочих имени товарища Ли Дочжао, в котором был организован китайский советский театр. А с осени 1927-го в помещении красного уголка была организована начальная школа для детей гостей из Поднебесной.                                                                          

ИМЕНИ КАНТОНСКОЙ КОММУНЫ                                                                        

В 1927 году в слободке проживали уже свыше 4 тыс. китайцев и числилось более 70 домовладений. А в апреле 1929-го в Хабаровск из Владивостока была переведена краевая китайская газета «Гунь Жень Чжи Лу» («Рабочий путь»).                                                                         

В июле 1931-го в Китайской слободке организовали колхоз имени Блюхера. В пади же речки Плюснинки тоже компактно проживало большое количество граждан Поднебесной. Здесь было много частных харчевен, портняжных и сапожных мастерских.                                                                         

Для культурного общения местные власти открыли в каменном двухэтажном здании бывшего китайскою купца Ли клуб имени Кантонской коммуны (на углу улицы Калинина и Уссурийского бульвара, впоследствии там был магазин хозтоваров).                                                                          

В феврале 1937 года на седьмом километре Чернореченского шоссе, на полях бывшего совхоза горсовета, начал работу китайский колхоз имени все той же Кантонской коммуны. Сейчас это хозяйство села Тополево.                                                                          

О неблагоприятных условиях проживания китайцев в слободке и на Плюснинке тогда много писали. Сохранился отличный, содержательный очерк журналиста из газеты «Тихоокеанская звезда» Марка Поляновского о быте и нравах слободки в конце 20-х годов XX века.                                                                        

Учитывая все это, краевые власти в октябре 1930-го поручили Хабаровскому горкомхозу постепенно ликвидировать слободку. В том же году было начато строительство новых домов для китайских рабочих в районе Вокзальной улицы (ныне Амурский бульвар).                                                                        

В конце 30-х годов, в связи с создавшейся сложной обстановкой на дальневосточных рубежах, советское правительство приняло жесткое решение об отселении вглубь страны местных корейцев и китайцев. Это назвали «великим переселением народов».

 

Анатолий Жуков, краевед

 

Газета «Приамурские ведомости», № 05 (8445), № 06 (8446) 2025 года

г. Хабаровск