И вновь о бороде
Борода предорогая! Жаль, что ты не крещена, И что тела часть срамная Тем тебе предпочтена. Михаил Ломоносов Для современного населения России трудно к восприятию ношение бороды некоторыми гражданами. Исстари, борода считалась богатством рода, где каждый волосок связывает мужчину с предками. И чем длиннее борода, тем крепче связь. Это поверье передавалось тысячелетиями. Борода считалась накопителем духовной силы, считалось, что при бритье бороды мужчина становится неполноценным к восприятию окружающего мира. Исследования Пентагона показывают – ношение бороды имеет прямое отношение к боевой эффективности. Результаты исследований Пентагона в Афганистане дали потрясающие результаты: из солдат с бородами никто не был убит или ранен, результаты стрельбы были выше, не было отказов в боевом оружии. Носители бороды более положительно воспринимают окружающее, у них более высокий уровень тестостерона, что стимулирует эндокринную систему мужчины и его физическую выносливость, положительно влияет на психические, физические и умственные способности. Ношение бороды на Руси, традиционно сохранялось и брадобритие – это принятие чужеродной традиции. В Европе первым организовал стрижку волос Римский Император Нерон, объяснив необходимость этого: «Я не желаю, чтобы они мыслили, для меня достаточно, чтобы они исполняли мои приказы и распоряжения». Эта традиция докатилась и до наших дней – в тюрьме и в армии бреют наголо, лишая человека индивидуальности, способности мыслить. Священные правила Отцов церкви говорили о необходимости соблюдать ветхозаветные предписания о запрещении стрижки бороды. Но в современном христианстве, это не соблюдается. Правила ношения бороды были закреплены в Кормчих книгах, Номоканонах, решениях Стоглавого собора. За «поторгание» бороды или усов, налагается особо высокий штраф в 12 гривен, что всего в три раза меньше штрафа за убийство свободного человека. Первый вопрос о брадобритии в России был поднят в 1561 году во времена правления Ивана IVГрозного, а во времена Федора Алексеевича, когда среди бояр появилась склонность к брадобритию, Патриарх заявил: – «Брадобритие есть не только безобразие и бесчестие, но и грех смертный». В Исламе борода так же является обязательностью, и стричь ее полностью запрещено. Обязательное бритье бороды было введено Петром I, 29 августа (по новому стилю) 1698 года указом «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольников в указанном для них одеянии». Указ велел с 11 сентября брить бороды и усы людям любого чина, кроме попов и дьяконов, а с тех, кто этого делать не пожелает, брать пошлину. В Россию пришел «эффективный менеджер» умеющий «стричь» деньги с воздуха. Сегодня у нас сплошь «эффективные» и народ все больше нищает. Сбривание бороды шло в разрез с традиционными православными представителями о мужской красоте и образе, достойном человека, потому чужеземное нововведение вызывало протесты. Самое яростное сопротивление брадобритию оказали старообрядцы, они говорили: «Режь наши головы, но не трожь наши бороды». На ношение бороды был введен налог, и заплатившему его выдавался «Бородовой знак». Противодействия «брить бороды» вылились в восстания, которые подавлялись войсками. Особенно жестокое подавление восстания было в 1722 году в Таре (Тарский бунт). За неповиновение людей вешали, четвертовали, колесовали, сжигали на костре и сажали на кол. Отсутствие бороды расценивалось в народе как измена Православной вере и сыграло свою роль брившему бороду Лжедмитрию I. Отсутствие бороды ему вменили как основное доказательство самозванца. Эпоха запрета на бороду ушла только в конце XVIIIвека. Екатерина II6 апреля 1772 года отменила «бородатый» налог, но с оговоркой: чиновники, военные и придворные должны оставлять лицо «босым». В XIXвеке по-прежнему дворянству, чиновникам, военным и студентам надлежало брить бороду. Запрет на бороды был довольно строгим, к примеру, когда А.С. Пушкин осенью 18 33 года, ехал через Москву, его никто не видел: «Он никогда не показывался, потому что ехал с бородой, в которой ему хотелось показаться жене». Лишь офицерам некоторых родов войск (казаки, гусары, уланы) разрешалось отпускать усы. Можно много рассказывать о пудре, черных лентах клейстерах для париков, фабрении и всякой западной чертовщине, обрушившейся на русское воинство. И сегодня фантастических придумок предостаточно, одни только включенные фары на автомобилях приносят в карман нефтемагнатов 4 миллиарда американских рублей ежегодно. Хитро и подло. Тогда же, в общем-то бытовой протест принял массовый характер – огромные размеры приняло дезертирство и массовый уход со службы. Солдаты дезертировали в Галицию, Буковину, к староверам в Новороссию, в Молдавию, к некрасовцам на Дунай, к турецкому султану и в Персию. Персидский шах организовал из этих дезертиров гврардейский батальон. Как и в наши 90-ые армия несла колоссальные потери. Разрешение ношения усов в 1892 году не принесло видимого облегчения, печальный опыт был учтен и 15 ноября 1837 года, в приказе по военному ведомству было опубликовано любопытное распоряжение: «Государь император, находя неприличным допускать в войсках замеченные Его Величеством подражания странным, нередко из-за границы к нам достигающим обычаям – носимые длинные волосы с разными неприличными прическами – Высочайше повелевать изволил: Вменить в непременную обязанность всем гг. военным начальникам строго наблюдать, дабы ни у кого из подчиненных их не было прихотливости в прическе волос, чтобы вообще волосы были стрижены единообразно, и непременно так, чтобы спереди, на лбу и на висках были не длиннее вершка (то есть не более 4,5 см), а вокруг ушей и на затылке гладко выстрижены, не закрывая ни ушей, ни воротника, и приглажены справа налево. Вместе с тем его величество изволил повелеть: не допускать никаких странностей: и в усах и бакенбардах…» Из «Воспоминаний из заселения Амура» М.И. Венюкова: «Пеший забайкальский казак остался мужик-мужиком, только вместо зипуна любил халат и бороду не запускал, а брил поневоле» (1857-1858 гг.). Эти события описаны в то время, когда солдаты 13-го линейного Сибирского батальона под командованием капитана Дьяченко15 июня 1858 года высадились на месте нынешнего Хабаровска и заложили пост Хабаровка. Это я к тому, что я сам являясь поклонником капитана, очень сомневаюсь, что его бородатое лицо изображено на памятнике Дьяченко в Хабаровске. Уверен, что это не его обличье, как уверен, в то, что «6 октября 1858 года Генерал-губернатором Восточной Сибири капитану Дьяченко Я.В. поручено заведование вновь появившимся Уссурийским батальоном Амурского казачьего войска и заведование туземцами, живущими до Горина, вниз по Амуру (что доказывает об исконности и принадлежности этих земель Амурскому казачьему войску, послужной список от 10 октября 1871 года). Я не исключаю, что здесь мог сыграть какую-то роль приказ Николая Iот 2 сентября 1848 года № 154 о ношении усов: «Государь Император Высочайше повелеть соизволил всем генералам, штаб и обер-офицерам Корпуса Инженеров Путей Сообщения и Строительного отряда и нижним чинам сего корпуса, носить усы». Но существующая фотография Я. Дьяченко не имеет ничего общего с памятником. Но вернемся к сути повествования. В 1874 г. Александр IIразрешил ношение бороды во всех войсках и на море, за исключением гвардии, гренадер и императорской свиты (ПС3. 20 авг. № 53830. А в 1875 г. запретил фабрить бороды и усы тем, кому разрешил носить их (ПС3. IIавг. № 54988). Указом от 1882 года, Император Александр III, разрешил носить бороды в армии и на флоте, хотя студентам это категорически запрещалось. В начале XXвека в русской армии носить бороду разрешалось всем генералам, офицерам и нижним чинам.
Крюков Владимир Викторович, казачий полковник, почетный атаман Амурского казачьего войска, генеральный директор ООО ППП «Сугдак», член СВГБ по ДВ региону На фотографиях: 1. Бородовой знак 1705 года с надчеканкой 2. Человек с бородой |