ИСТОРИЯ МОСКВЫ
Москва… Зарождение Москвы На крутом берегу, на слиянии Москвы-реки и Неглинной возникла наша столица. По свидетельствам археологов, поселения на современной территории Москвы появились десятки тысяч лет назад. Издревле в этом лесистом крае селились по берегам рек и озер племена охотников и рыболовов, а к концу первого тысячелетия на земли Волго-Окского междуречья пришли славянские племена - кривичи и словене с севера, витячи с юга.
Сведения о существовании неведомой предшественницы Москвы - летописцы ее называют «Москвь» - предельно скудны. Это слово появляется в русских летописях с XII в. Первое упоминание связано с приглашением суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого в 1147 г. своего союзника новгород-северского князя Святослава Олеговича (отца князя Игоря - героя «Слова о полку Игореве») с дружиной на военный совет: «Буди, брата, ко мне на Московь». Город Москва был заложен Юрием Долгоруким в 1156 г. на месте древнего поселения. Хорошо защищенное и расположенное на перекрестке важных торговых путей место было необходимым условием для развития любого средневекового города. У Москвы было и то, и другое. Вокруг были крутой берег и непроходимые чащи, защищавшие от внешних врагов, а течение Москвы-реки вблизи Клязьмы делало город удобным для торговли.
Москва открывала торговые пути на Оку и Волгу всем, кто направлялся к Ростову и булгарам на Волге из Рязанских и Северских земель - с юга и из Смоленской земли - с запада. Москва имела очень выгодное расположение города. Первым князем здесь был Владимир Всеволодович (1194-1228), которому досталась Московь в наследство от отца Всеволода III Большое гнездо, великого князя Владимирского, имевшего четверых сыновей. Однако раздел владений, произведенный Всеволодом, не устроил братьев. Юрий, получивший в наследство великокняжеский престол, произвел перераспределение владений (в частности, отнял у Владимира и Москву), что вызвало недовольство старшего и младших братьев. Мирные переговоры ни к чему не приводили, дело доходило до военных столкновений за московский престол. В результате Владимир Всеволодович почти самовольно княжил на Москве в 1212-1213 гг., а затем, по общему согласию братьев - в 1217-1228 гг. Но умер он, как сообщает русский историк В.Н. Татищев, ссылаясь на неизвестную ныне летопись, князем московским. И ничем, кроме борьбы за московский стол, да неудачным сражением с половцами под Переславлем Русским, княжение его не ознаменовалось. В XII-XIII вв. росла значимость Московского княжества Родоначальником династии московских князей стал сын Александра Невского - Даниил Александрович. Именно он сделал первые важные шаги на пути подъема Москвы в XIV в. на великокняжескую ступень свою развития. Будучи московским князем, Даниил удерживал за собой Переяславль и Дмитров, а в начале XIV в. захватил и Коломну. С деятельности Даниила начинается процесс собирания раздробленных Русских земель (Северо-Восточной Руси) вокруг Москвы - будущего центра Российского государства. Великую цель поставили перед собой князья маленького удельного Московского княжества в начале XIV в. - превратить Москву в «стол» русской земли, каким был Киев, и многое сделали для достижения этой высочайшей цели. Ничто не остановило их на пути: ни борьба с множеством почти равных по силам князей, ни жестокие условия монголо-татарского ига, истощавшего Русь. И вскоре, победив в остром соперничестве Тверь, Москва превращается в центр территориального объединения Руси. Большое значение для собирания русских земель имело и перенесение в 1326 г. резиденции митрополитов Русской Православной Церкви из Владимира в Москву. А в середине XV в. в положении русской метрополии произошли важные изменения.
С этого времени митрополита стал возводить на кафедру не патриарх Константинопольский, а Собор русских иерархов. «И от сих мест, - отмечено в летописи, - начаша ставить митрополитов на Москве, к Царьграду не ходя». Москва превращается в центр территориального объединения Руси. Однако в 1382 г. золотоордынскому хану Тохтамышу обманным путем удалось взять Москву. Вероломному хану открыли ворота Кремля сами москвичи. А он изрубил 24 тыс. москвичей, собравшихся здесь, в том числе женщин, стариков и детей. Кремль был сожжен дотла. В 1365 г. Москву уничтожил страшный Всесвятский пожар. Но с этого времени в летописях используется слово «Кремль», связанное с перестройкой крепости. После этого в Москве был построен каменный мост через Неглинную. Московский Кремль уже при Дмитрии Донском был каменно-деревянным и в таком виде просуществовал до 1485 г. Москва росла и крепла, несмотря на многочисленных врагов и стихийные бедствия. Москва - столица единого Российского государства Новый расцвет, уже в качестве столицы единого государства, Москва пережила в годы правления великого князя Ивана III (1462-1505). В 1480 г. Северо-Восточная Русь освободилась от власти Орды, а Московское государство стало независимым, самодержавным, Иван III стремился превратить Москву в «третий Рим» взамен утратившего свое значение Константинополя (Царьграда). С конца XV в. на печатях московского государя появляется византийский двуглавый орел, который сочетается с прежним гербом - изображением Георгия Победоносца. Доктрина превращения Москвы в «третий Рим», тесно связанная с версией о происхождении московских великих князей от римских императоров, возлагала особую мессианскую роль на московских государей, охранителей «большого» православия и покровителей всех православных.
В посланиях великому князю Василию III (Иван III лишил своего внука Дмитрия Ивановича наследства и передал великое княжение старшему сыну от второго брака с Софьей Палеолог Василию III Ивановичу) монах Филофей, один из авторов этой доктрины, писал: «Да весть твоя держава, благочестивый царь, яко вся царства православных христианские веры снидошася в твое едино царство. Един ты во всей поднебесной христианом царь... Яко два Рима положа, а третий стоит, а четвертому не быти, - уже твое христианское царство иным не останется...» Появляется доктрина «Москва - третий Рим». Усиление Великого Московского княжества в раздробленной разобщенной Руси во второй половине XV в. было обусловлено рядом причин. Во-первых, огромную роль сыграл рост оборонительных усилий всех русских людей перед лицом иноземных поработителей.
Во-вторых, Русская Православная Церковь проводила целенаправленную политику по усилению религиозной веры в народе, прославляла князей, мужественно отстаивавших родину от иноземных захватчиков. На их героических примерах подчеркивала значение верности христианству, вела активную миссионерскую деятельность с целью христианизации русского и нерусского населения на окраинах, идеологически доказывая господствующее положение православия по сравнению с другими религиями. И хотя Церковь не занимала позицию безоговорочной поддержки объединения русских земель (внутри нее шла острая борьба), свою положительную роль в этом деле она, несомненно, сыграла.
В результате двух войн с Литвой (1500-1503 гг. и 1507-1508 гг.) Иван III и Василий III овладели 70 волостями и 25 городами, лежащими в верхнем течении Оки, Десны с притоками и Днепра, в том числе Черниговым, Брянском, Рыльском, Путивлем. В 1514 г. Василию III удалось отвоевать Смоленск. Это был очень крупный успех Москвы, существенно укрепивший западные границы молодого Русского государства.
Московские переписчики славились не только на Руси, но и за ее рубежами. В XVI в. в Москве был создан новый летописный свод. В 1553 г. построен Печатный двор на Никольской.В XV в. Москва стала крупнейшим культурным центром.
А в 1561 г. была получена от Вселенского Константинопольского патриарха Иосафа благословенная грамота за подписью 37 иерархов Восточной Православной Церкви, подтверждавшая царское звание Иоанна IV Васильевича. В 1589 г. Русская Православная Церковь стала автокефальной - знак свободы и значимости Русского царства. Борьба с иноземными захватчиками
В начале XVII в. Россию потрясают события, получившие у современников название «Смутное время - символ» вселенских страданий и тягчайших бедствий. Но одновременно это было время величайшего героизма и самопожертвования русского народа, спасшего страну от катастрофы, отстоявшего ее независимость. Когда стало ясно, что эти условия не будут выполнены, патриарх начал рассылать грамоты с призывом к сопротивлению, и города стали сговариваться между собой об освобождении Москвы.
Навсегда останутся в памяти народной староста Козьма Минин, призвавший людей объединиться во имя спасения Отечества, и возглавивший ополчение князь Д.М. Пожарский - смелый и способный военачальник, не запятнавший своей репутации ни связью с самозванцами, ни сотрудничеством с королем и его сторонниками. В начале 1613 г. на Земском соборе царем был избран Михаил Федорович Романов. А 14 июня 1619 г. крестным ходом за Никитские ворота Земляного города встречали возвращавшегося из польского плена митрополита Филарета. При встрече царь и митрополит совершили земные поклоны друг другу. Вскоре Филарет был поставлен на патриаршество и возглавил благодарственный крестный ход на Лобное место. Освобождение Москвы от поляков в Смутное время происходило во имя спасения Отечества и православной веры. Москва в XVIII в. - центр культуры и просвещения С середины XVIII в., после петровских реформ, благодаря чему Россия вышла на международную арену, значение Москвы как важнейшего культурного центра Русского государства возрастает. В 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями при нем - для детей дворян, а также для детей купцов и разночинцев. И его значение росло день ото дня. Здесь с 1756 г. стала издаваться первая неправительственная газета России - «Московские ведомости». Появление первого московского журнала - «Полезное увеселение» - также связано с университетом. Издателем его был асессор Московского университета поэт М.М. Херасков.
Расцвет московской журналистики в конце XVIII в. связан с именем Н.И. Новикова, арендовавшего с 1779 по 1789 г. типографию университета. К концу XVIII в. расцветает публицистика. Москва в Отечественной войне 1812 г. За всю историю своего развития и возвеличения Москва еще не раз становилась ареной битв и тем центром, вокруг которого совершались крупнейшие исторические события.
Так было и в 1812 г., когда Наполеон бросил все свои силы на взятие Москвы. Известие о том, что после Бородинского сражения город был отдан французам, подняло пламя народной войны, а Москва стала центром общерусского сопротивления. Память о войне 1812 г. закреплялась созданием приделов и циклов икон, посвященных крупнейшим событиям минувшей войны, а также Александровского сада, Манежа, площадей-форумов - Театральной и Красной. В послепожарной Москве было возведено специальное мемориальное гражданское сооружение - Триумфальные ворота. Место у Тверской заставы для них было выбрано не случайно. Тверская улица и Петербургское шоссе, будучи конечными и начальными отрезками пути, соединяли обе столицы - Москву и Петербург.
Идея сооружения в Москве Триумфальных ворот в качестве памятника в честь Победы принадлежит императору Николаю I. Во время коронационных торжеств в апреле 1826 г. он выразил желание выстроить в первопрестольной столице Триумфальные ворота, подобные тем, какие возводились в то время в Петербурге. Торжественная церемония закладки памятника состоялась 17 августа 1829 г. Его постройка воспринималась москвичами как общенародное дело. Москва стала символом общерусского сопротивления в Отечественной войне 1812 г. Культурная и идейно-политическая жизнь Москвы в XIX веке Духовная жизнь Москвы в XIX в., как и в предшествующем столетии, была связана главным образом с различными журналами, обществами и литературно-художественными салонами. В 1802 г. Н.М. Карамзин основал журнал «Вестник Европы». «Словесность и политика составят две главные части его», - так определял свою программу издатель. Журнал «Русский вестник», издаваемый С.Н. Глинкой, уделял основное внимание русской истории, в частности истории Москвы. Начало века ознаменовалось созданием при университете Благородного пансиона и «Дружеского литературного общества». А через 10 лет было учреждено «Общество любителей российской словесности», просуществовавшее с небольшими перерывами более 100 лет. Членами его были многие выдающиеся русские писатели, в том числе А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой. Большое оживление в культурную жизнь Москвы вносили литературные салоны. Московские поэты, писатели, ученые собирались у М.М. Хераскова, Н.М. Карамзина, И.И. Дмитриева, В.Л. Пушкина, спорили о политике, философствовали, но отдавали предпочтение словесности, и в первую очередь поэзии, в которой все отчетливые звучали гражданские мотивы. Литературная жизнь в XIX веке. Изгнание французский армии сначала из Москвы, а затем из пределов государства, триумфальное вступление русской армии в Париж способствовали большому политическому и нравственному подъему, который охватил передовую часть российского общества. В Москве родились и выросли многие декабристы: 50 будущих декабристов учились в Московском университете и в университетском пансионе. С ней связан и «заговор 1817 г.», направленный против императора Александра I. В Москве сформировалась ранняя декабристская организация «Военное общество», здесь родился «Союз благоденствия».
События 14 декабря 1825 г. стали переломным моментом в общественной жизни России. Идейные брожения продолжались, и особенно в Москве, в Московском университете. В начале 1830 г. здесь существовало несколько студенческих кружков, занимавшихся в основном философией и политикой: А.И. Герцена и Н.П. Огарева, В.И. Соколовского, М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского, Н.В. Станкевича. Период после окончания крымской войны ознаменовался новыми крестьянскими волнениями, отменой в 1861 г. крепостного права. Вступление России на путь капиталистического развития отразилось и на жизни Москвы. Появилось много новых заводов и фабрик, особенно на окраинах, переоборудовалась промышленность, росла сеть железных дорог, оживлялась торговля. Значительно выросло население: если в начале 60-х гг. насчитывалось 400 тыс. жителей, то в 1897 г. их количество выросло до 1 млн. Большие изменения произошли в общественной жизни Москвы. Властителями дум передовой части общества стали разночинцы, и в первую очередь Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Большим событием в литературной жизни Москвы стали торжества, связанные с открытием памятника А.С. Пушкину в июне 1880 г. В Москву съехались гости со всех концов России. Праздник продолжался четыре дня. Открытие Пушкинской выставки состоялось 5 июня в Благородном собрании, а на следующий день был открыт и сам памятник.
7 и 8 июня прошли заседания «Общества любителей российской словесности». Апогея торжества достигли 8 июня, когда на втором заседании Общества любителей российской словесности в Колонном зале выступил Ф.М. Достоевский. Его речь о Пушкине произвела поистине ошеломляющее впечатление, она была пронизана верой в светлое будущее многострадальной России, в великое предначертание русского народа, верой во всеобщее братство людей. Москва в XX в. - в эпоху революций и войн На рубеже XIX-XX вв. Россия выделялась глубиной и масштабностью социально-экономических конфликтов. Оставаясь абсолютной монархией, она прочно вошла в пятерку крупнейших государственных держав мира по абсолютным объемам производства. Однако индустриализация страны не была завершена, и аграрная сфера оставалась ведущей в российской экономике.
Россия вся состояла из противоречий, она соединяла в себе новейшие формы крупной промышленности, финансового капитала и пережитки крепостничества, роскошь знати и нищету народных масс. С одной стороны, Россию представляла прогрессивная интеллигенция, внесшая выдающийся вклад в мировую культуру, а с другой - неграмотное большинство народа. Стремление угнаться за новейшими достижениями прогресса сочеталось с азиатским консерватизмом и деспотией. Россия была подобна вулкану, который в любую минуту готов был взорваться. 1941 год вновь потряс основы Российского государства. И снова русский народ, как и в прежние времена, оказался лицом к лицу с могущественным врагом. Кованый сапог фашизма нарушил неприкосновенность российских границ, и для миллионов советских людей Москва стала единственной надеждой на спасение. Пока билось ее сердце, пока работал ее мозг, жива была и вся Россия.
Полчища фашистских захватчиков, вероломно напавших на СССР, рвались к столице. И подошли так близко, что языки пламени успели лизнуть ее окраины. Сталин, уже готовившийся к худшему, с тревогой спрашивал у командующего Западным фронтом Г.К. Жукова: «Вы уверены, что мы удержим Москву?.. Говорите честно...». «Москву, безусловно, удержим», - отвечал Жуков и оказался прав.
Потери наших войск составили 514 тыс. человек. И именно от Москвы началось победное шествие советских войск, завершившееся полным разгромом фашистских захватчиков и освобождением Европы от коричневой чумы. Москва – символ независимости и существования страны во время Великой Отечественной войны. Крупнейшим мемориалом, посвященным Великой Отечественной войне, стал комплекс на Поклонной горе, расположенный по левую сторону Можайского шоссе. Именно на этом направлении немцы рвались к Москве, здесь проходила одна из запасных линий обороны на случай прорыва врага. Торжественное открытие мемориала состоялось в год 50-летия Победы, и 9 мая 1995 г. около него был проведен парад. У стен Кремля в Александровском саду в декабре 1966 г., в 25-летюю годовщину разгрома гитлеровцев у стен древней столицы, были торжественно погребены останки Неизвестного воина из братской могилы на 40-м километре Ленинградского шоссе. 8 мая 1967 г., накануне Дня Победы, на месте захоронения был открыт мемориал «Могила Неизвестного солдата». Москва помнит и чтит память своих защитников - тех, кто геройски погиб, отстаивая ее честь и свободу, тех, кто ковал победу на заводах в тылу России. Москва помнит и чтит память своих защитников Москва - столица Российской Федерации Связь Москвы и России неразрывна. Все, что выпало на долю России, в полной мере испытала и ее столица. 12 июня в Москве был провозглашен государственный суверенитет Российской Федерации, и с декабря 1991 г. Москва стала столицей России. В повседневный обиход вошли понятия «Государственная Дума», «Городская дума». И здесь нельзя не вспомнить, что основы городского управления были заложены не одно столетие назад. Так, в конце XVII в. управление городом было сосредоточено в Земском приказе, а Разрядный приказ выполнял часть полицейских функций. По городской реформе 1699 г. был создан первый орган местного управления - Бургомистерская палата (вскоре переименованная в Ратушу), состоящая из бурмистров - людей, выбранных на собраниях посадских людей. 1720 г. на смену Ратуше пришел Магистрат (его члены избирались только купцами и промышленниками, входившими в 1-ю гильдию), а в 1785 г. была учреждена Городская дума. Сегодня Московская городская дума - представительный и законодательный орган власти, который принимает законодательные акты, утверждает городской бюджет, устанавливает налоги и т.д. Исполнительная власть в Москве осуществляется мэрией. Высшим должностным лицом Москвы является мэр (в настоящее время – Сергей Семёнович Собянин). Основы городского управления Москвы сохраняют преемственность. Москва живет по своему уставу, который был принят Городской думой 28 июня 1995 г., имеет свой герб и гимн. В Уставе города сказано: «Гербом Москвы является изображение на темно-красном геральдическом щите всадника - Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах, поражающего золотым копьем черного Змея». По преданию, Святой Георгий - это римский воин родом из Лидии (местность в юго-западной части Малой Азии), ставший христианином, а во время гонений на христиан (императора Рима Диоклетиана), принявший за веру мученическую смерть и признанный церковью Великомучеником и Святым. С именем Георгия связана и легенда о спасении им дочери восточного царя, отданной на растерзание дракону.
Культ Святого Георгия по преданиям пришел на Русь из Византии в Х в. Первые изображения всадника на коне появились на княжеских печатях еще во времена Александра Невского, но это было изображение самого князя, державшего в руке меч.
Георгием Победоносцем всадника стали называть в первой половине XVIII в. Тогда он появился на официальном гербе Москвы. Изображение Георгия Победоносца используется и в другом символе Москвы - на флаге города. В Уставе сказано: «Флаг города Москвы представляет собой прямоугольное полотнище темно-красного цвета с изображением в центре основного герба - Святого Георгия Победоносца». Святой Георгий Победоносец – символ Москвы.
В числе первых иноземных поселенцев были греки, а среди них священники, переводчики, иконописцы (вспомним, например, известного мастера-иконописца Феофана Грека), которые участвовали в росписи Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля. Но были среди греков ремесленники и торговцы. На жительство в Москву прибывали и татары из Орды, а также крымские и ногайские татары (москвичи называли их басурманами). Об этом свидетельствует топонимика некоторых улиц столицы: Большая Ордынка (здесь жили «ордынцы»), Толмачевский переулок (толмач - переводчик), Большая Татарская улица, Крымская площадь.
Когда при Иване III в Московском Кремле начали сооружать стены, башни, соборы и т.д., то потребовались специалисты. И в столицу были приглашены итальянские архитекторы и строительные мастера (в основном из генуэзской торговой колонии Сурож в Крыму). Некоторые итальянцы (сурожане) осели в Москве надолго, отстроили себе дома, лавки и завели торговлю шелковыми тканями, драгоценностями, стеклом.
В Москву приезжали и оседали в ней выходцы из разных стран Азии и Европы. Несмотря на протекционистскую политику Алексея Михайловича по отношению к русским купцам и ремесленникам, все же усиливается приток иностранных купцов, мастеровых, военных в Москву. При Петре I (1682-1725) число жителей Немецкой слободы выросло очень значительно. При этом коренным образом меняется их состав: в Москву приезжают специалисты по военному и рудному делу, инженеры и архитекторы, врачи и аптекари. В Немецкой слободе в те времена уже существовали железоделательный завод, одна из первых мануфактур по производству шелка, бумажная фабрика. По приказу Петра I там строится казенная полотняная фабрика. В Немецкой слободе жили друзья и соратники Петра I - Ф.Я. Лефорт, Я.В. Брюс, П. Гордон и др. Они много сделали и для становления Петра I как личности, и для развития русской армии, книгопечатного дела, науки, промышленности. Петр I основал в Москве Школу навигационных и математических наук, многие преподаватели которой были иноземцами. Греки по происхождению И. и С. Лихуды преподавали в Славяно-греко-латинской академии. Немецкая слобода из не обрусевших иноземцев оказала сильное влияние на Петра I . В послепетровские времена в Москву по-прежнему приезжало много немцев, французов, итальянцев, поляков, армян, евреев. Они пополняли ряды торговцев, преподавателей, гувернеров, портных, модисток и т.д. Французские и итальянские актеры играли и пели в московских театрах, участвовали в культурной жизни столицы.
Богатые купцы-иностранцы имели крупные магазины колониальных товаров, одежды и обуви (из 18 модных магазинов, располагавшихся тогда на Кузнецком мосту, русским был только один), ювелирные магазины, книжные и мануфактурные лавки, а предприниматели открывали новые заводы и фабрики. Все это очень способствовало развитию русской промышленности и торговле. Москва - религиозный центр России
Москва исторически становится и религиозным центром России, причем это положение сохранялось даже тогда, когда столица была перенесена в Санкт-Петербург. Этому своему духовному статусу Москва обязана, в том числе, Русской Православной Церкви, так как здесь находилась резиденция ее патриархов. Москва – центр русского православия, наиболее массового вероисповедания России.
В этом же году в России насчитывалось 267 мужских православных монастырей и пустынь, 208 женских монастырей и общин. Численность черного духовенства составляла 20 199 человек. В Москве действовали сотни церквей и 25 монастырей (15 мужских и 10 женских). Каждая слобода в городе считала необходимым иметь свою церковь и не жалела денег на ее постройку.
В 1936 г. был разрушен собор Казанской Божьей Матери, воздвигнутый Д. Пожарским на Красной площади рядом с могилами геройски погибших русских воинов. Был взорван и Храм Христа Спасителя - дань благодарных потомков героям 1812 г., возведенный на средства, собранные всей Россией.
Кроме того, Москва, исторически стала центром для старообрядцев всех толков. В городе им принадлежат два собора: на Рогожском и Преображенском кладбищах. На Армянском кладбище находится храм Армяно-Григорианской Церкви. Немало в Москве и представителей различных протестантских концессий и сект. Свои общины имеют пресвитериане, адвентисты, пятидесятники, методисты, приверженцы иудаизма. В Москве действуют представительства и других Православных Церквей, крупных монастырей России и зарубежья, в том числе подворье Антиохийского, Иерусалимского, Соловецкого монастырей и Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Москва исторически стала центром многих мировых религий. История Московского Кремля Для внешнего облика города характерна радиально-кольцевая планировка. И по этим кольцам, как по кольцам на стволе дерева, можно определить возраст столицы: Китай-город, Белый город (нынешнее Бульварное кольцо), Земляной город (ныне Садовое кольцо), Московская кольцевая железная дорога Московская кольцевая автомобильная дорога. Дороги, которые издревле вели к Москве, со временем превращались в основные радиальные улицы: дорога на Тверь стала Тверской, на Дмитров - Большой и Малой Дмитровками, а от крепостных ворот стали ответвляться все новые и новые улицы, образуя пучки городских магистралей. По мере развития города вокруг Кремля возводились новые укрепления. Постройки Китайгородской каменной стены с 13 башнями (шесть из них имели проездные ворота) относятся к XVI в. Возведение стен и башен Белого города было завершено в 1593 г. В этот же период посад за стенами Белого города укреплялся земляным валом с деревянными стенами и 50 башнями. Именно это укрепление и получило в дальнейшем название Земляного города. Москва – естественно расширяющийся и увеличивающийся город.
Здесь следует рассказать о Московском Кремле - градостроительном заповеднике столицы, сокровищнице русской культуры и истории.
И тогда князь Дмитрий Иванович, внук Иваны Калиты, решает построить каменный Кремль. Архитектура его тех времен неизвестна, поскольку он пережил многие нападения врагов вместе с Москвой и всей Россией (польско-литовскую интервенцию, нашествие французов), а также народные восстания (1648 г. - Соляной бунт, 1682 г. - первый стрелецкий бунт, 1698 г. - Стрелецкое восстание и т.д.). Перестройка Кремля и башен, находящихся по углам крепости, велась поэтапно. Первой была возведена башня с тайным ходом к Москве-реке, получившая название Тайницкой (архитектор - итальянец Антон Фрязин), затем другой итальянский архитектор Марко Фрязин в 1487 г. построил Беклемишевскую башню (теперь она называется Москворецкой). Следующей стала Свиблова башня с колодцем и тайным ходом к реке (когда в 1633 г. в ней установили водоподъемную машину ее стали называть Водовзводной). В 1488 г. завершилось строительство Благовещенской башни.
Затем были построены 1-я и 2-я Безымянные башни. Петровская, Боровицкая, Константино-Еленинская, Набатная башни. В 1491 г. для укрепления восточной части Кремля была возведена Спасская башня, названная так в честь икон Спаса Смоленского и Спаса Нерукотворного. Она очень узнаваема по силуэту и является символом Московского Кремля. Парадные Спасские ворота - это главный вход в него, они во все времена считались святыми. В конце XV в. были построены Угловая Арсенальная и Средняя Арсенальная башни, а в 1495 г. завершилась постройка самой высокой кремлевской башни - Троицкой (названа по имени находящегося рядом Троицкого монастырского подворья). Для защиты проходов к ней сооружается Кутафья башня, а затем Вдоль берегов р. Неглинной возводятся Комендантская и Оружейная башни, а позже всех, в 1680 г., на кремлевской стене подстроили маленькую башенку - Царскую.
Время и враги Отечества не щадили стены Кремля. Во время Отечественной войны 1812 г. были взорваны Водовзводная, 1-я Безымянная и Петровская башни, упала половина шатра Боровицкой, почти полностью разрушена Никольская, пострадали и другие башни. В 1817-1822 гг. в Кремле велись восстановительные работы под руководством русского архитектора О.И. Бове. Каждая башня Московского Кремля неповторима: имеет своё назначение, название, архитектуру.
Успенский собор является первопрестольным храмом Российского государства, усыпальницей московских митрополитов и патриархов, место венчаний и коронаций русских великих князей, царей, императоров и императриц. Построен он был в 1475-1479 гг. по проекту итальянского зодчего Аристотеля Фиоравенти из белого камня и представляет собой шестистолпный, пятиглавый храм с золотыми маковками. Порталы, служащие главными входами, украшены росписью. Успенский собор - первопрестольный храм России.
Благовещенский собор, построенный в 1484-1489 гг. псковскими мастерами из белого камня, по праву считается жемчужиной древнерусского зодчества.
Росписи южной и северной стен посвящены деяниям Архангела Михаила, здесь же находятся изображения князей московской династии. В центре собора находится рака (гробница) с мощами царевича Дмитрия - невинно убиенного младенца. Самым высоким сооружением Кремля является колокольня Ивана Великого (с Успенской звонницей и Филаретовой пристройкой). После надстройки в 1600 г. по приказу Бориса Годунова, ее высота достигла 81 м. Колокольня была сторожевой и сигнальной башней, поскольку с нее можно было видеть окрестности на 30 км. Звонница и пристройка пострадали во время нашествия наполеоновских войск в 1812 г. - они были взорваны. Но в 1819 г. их восстановили по проекту известного русского архитектора Д.И. Жилярди. На колокольне и звоннице находится 21 колокол (относятся к XVI-XIX вв.) - произведения известных русских литейщиков - Федора и Ивана Моториных, Андрея Чехова, Василия и Якова Леонтьевых. Около колокольни поставлен Царь-колокол - шедевр литейного мастерства. Его поверхность украшена великолепным рельефным орнаментом. Колокольня Ивана Великого известна своей высотой и колоколами. К всемирно известным памятникам архитектуры Кремля относится Оружейная палата. В настоящее время она является музеем, где хранятся сокровища живописи, иконографии, ювелирного искусства, словом, все предметы одежды, регалии и драгоценности, связанные с княжескими и царскими дворами Российской империи. Здесь находится богатейшая коллекция русских серебряных и золотых изделий XII - начала XX в., например потир работы владимиро-суздалъских мастеров или серебряный кувшин, изготовленный в Константинополе, ковш царя Михаила Романова. Больше всего изделий относится к XVIII-XIX вв. Это и табакерки в стиле русского классицизма, и посуда, украшавшая императорские столы, и изумительный по красоте футляр для Евангелия, и драгоценные пасхальные яйца работы Карла Фаберже. В Оружейной палате хранятся памятники оружейного мастерства XII-XIX вв. К числу реликвий относятся: сабли Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, парадный кованый шлем царя Михаила Романова, булатный клинок сабли работы известного мастера из Златоуста И. Бушуева, парадный щит князя Ф. Мстиславского, изготовленный в Иране в XVI в. Славится музей-хранилище и коллекцией западноевропейского художественного серебра XIII-XIX вв. Здесь представлены дары русским царям от зарубежных царствующих особ, в том числе рассольник (блюдо), подаренный Ивану Грозному одним из первых английских послов в России, блюдо и рукомойный кувшин, присланные царю Алексею Михайловичу Карлом II Стюартом, фарфоровый сервиз, презентованный императору Александру I Наполеоном по случаю заключения Тильзитского мира. В залах музея выставлена коллекция драгоценных тканей, древнерусской светской и церковной одежды, парадного костюма XVI - начала XX в. Здесь и вышитые цветным шелком, золотой нитью и жемчугом церковные покровы, плащаницы, облачения священников; и парадные одежды духовенства из шелка и бархата; и парадные кафтаны Петра I, одежда царя Алексея Михайловича, коронационное платье императрицы Екатерины I, а также коронационное платье 1896 г.; шапка Мономаха, венец царя Ивана грозного (шапка Казанская), корона императрицы Анны Иоановны.
Интересна коллекция старинных царских тронов - Ивана IV Грозного, Бориса Годунова, Михаила Романова. Особый интерес представляет Алмазный трон XVI в., подаренный царю Алексею Михайловичу, выполненный из золотых и ажурных серебряных пластин, украшенных множеством драгоценных камней, среди которых насчитывается 800 алмазов. Оружейная палата является музеем-сокровищницей предметов живописи, иконографии, ювелирного искусства. Большой Кремлевский дворец объединяет в себе многие гражданские и культовые постройки, которые создавались архитекторами и мастерами в течение XV-XIX вв. Самое древнее из них - Грановитая палата, которая строилась как тронный зал для великих князей. Облик здания менялся, его не щадили ни время, ни люди. Так, Красное крыльцо было разрушено в 1932 г. полностью и только в 1993 г. начались работы по его восстановлению, которые завершились в 1994 г. Восстанавливали и утраченные росписи Святых сеней, а также расписывали и новыми сюжетами из Библии и русской старины. Парадный зал Грановитой палаты предназначался для официальных и торжественных церемоний: заседаний Боярской Думы, приема послов, объявления престолонаследников и т.д. И сейчас Грановитая палата используется для проведения официальных церемоний, приемов и пр. Грановитая палата строилась как тронный зал для великих князей и ныне используется для официальных церемоний.
К другим строениям, входящим в ансамбль Большого Кремлевского дворца, относятся Золотая Царицына палата, Теремной дворец, домовые храмы (Рождества Богородицы, Рождественская, Воскресения Христова). На втором его этаже расположены четыре знаменитых зала: Георгиевский, Владимирский, Андреевский и Александровский, в соответствии с русскими дореволюционными орденами, и их элементы включены в декор оформления. Георгиевский зал посвящен военному ордену св. Георгия (учрежден в 1769 г.). На мраморных досках золотом высечены названия награжденных этим орденом полков и имена Георгиевских кавалеров: А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, В.В. Ушакова, П.С. Нахимова – героев Отечественной войны 1812 г. В XIXв. строится Большой Кремлевский дворец при участии известных архитекторов, художников и скульпторов. Городская застройка Москвы История Москвы отразилась в ее городской застройке. Самые разные стили и направления смешались и до сегодняшнего дня мирно уживаются в своеобразной московской архитектуре.
Церкви Троицы в Никитниках (1630-1650), Николая Чудотворца в Хамовниках (1682), Рождества Богородицы в Путинках (1654), возведенные и стиле нарышкинского, или московского, барокко с их узорчатой кирпичной кладкой, нарядной белокаменной резьбой и цветными изразцами возвращают нас в XVII в. Величественные здания Большого театра и Манежа, Александровский сад напоминают о начале XIX в. Начальные годы XX в. оставили нам здания в стиле модерн: Художественный театр, особняк Рябушинского на Малой Никитской улице, Ярославский вокзал.
О конструктивизме 20-30 гг. напоминают Шуховская радиобашня, дом газеты «Известия», дворец культуры автомобильного завода «АМО». Сегодня Москва - динамично развивающийся мегаполис, многие улицы и проспекты трудно узнать коренному москвичу, так сильно они преобразились. Похорошела Красная площадь, возродилась Манежная площадь, где создан подземный торгово-рекреационный центр, поражает своим размахом мемориальный комплекс на Поклонной горе, вознеслись над Москвой золотые купола Храма Христа Спасителя. Все это яркие свидетельства возрождения исторического облика столицы России. Ведь именно в ней сконцентрировались не только наши национальные, но и общечеловеческие святыни. Каждый памятник Москвы - это одна из страниц истории России. И грядущим поколениям важно не допустить больше попыток никакого правительства переписать или перечеркнуть историю, и разрушать с этой целью памятники старины, каменную летопись России. Образ исторической Москвы для россиянина должен оставаться священным.
|