ИВАНОВ – четырнадцатый
Из истории Морпогранохраны ГПУ В феврале 1921 года Ф.Э.Дзержинский обратился в Морское ведомство с просьбой порекомендовать на пост Морского инспектора войск ВЧК знающего дело специалиста. Выбор пал на первого советского адмирала М.В.Иванова. Он был назначен 1 марта 1918 года Морским инспектором и начальником Морской инспекции войск ВЧК «с правами Командующего Морскими Силами погранвойск».
Основной задачей созданной инспекции явилась организация пограничной охраны морских границ РСФСР. Модест Васильевич Иванов родился 30 марта 1875 года в Петербурге. В 1888 году поступил в Морское училище (с 1891 года – Морской кадетский корпус) и в сентябре 1894 года окончил его с присвоением чина – мичман (равное младшему лейтенанту). В списках царского флота молодой офицер числился как Иванов 14-й, с 1907 года – Иванов-10-й, а с 1910 года – Иванов-7-й. В 1896-1897 годах Иванов-14-й совершил кругосветное плавание на крейсере «Генерал-адмирал». В 1898-1899 годах был слушателем Николаевской Морской академии, по окончании которой (с отличием) лейтенант Иванов был назначен для дальнейшего прохождения службы на Тихий океан. В 1900 году он прибыл в Порт-Артур. Служил на кораблях Эскадры Тихого океана. В годы русско-японской войны Модест Васильевич вначале был штурманом на канонерской лодке «Отважный», затем возглавлял отряд тральщиков эскадры. К 10 августа 1904 года отряд обезвредил свыше 260 японских мин. Между прочим, здесь, в Порт-Артуре в это время служил командиром эскадренного броненосца «Пересвет» капитан первого ранга К.П.Иванов-13-й, который в последующие годы получил звание контр-адмирала. Вот такова на флоте «судьбы таинственная связь». В период обороны крепости Порт-Артур М.В.Иванов принимал участие в боях на сухопутном фронте, был дважды ранен и тяжело контужен, но до конца боевых действий оставался в строю. После капитуляции Порт-Артура М.В.Иванов дал японцам подписку о неучастии в войне и был отпущен на Родину. В дальнейшем служил на Балтийском флоте. Командовал миноносцем № 120, учебным судном «Рында», эсминцем «Сторожевой», крейсером «Диана». За участие в боевых действиях в Порт-Артуре и за службу на флоте до 1917 года он был награждён Золотым оружием «За храбрость», орденами «Святого Владимира» 2-й степени с мечами и бантом, «Святого Станислава» 2-й степени с мечами, «Святой Анны» 4-й степени, медалями «В память военных событий в Китае (1900-1901гг), «В память русско-японской войны 1904-1905гг», «В память царствования Императора Александра Третьего», «В память 300-летия царствования дома Романовых», нагрудным знаком защитника крепости Порт-Артур. После Февральской революции 1917 года капитан 1-го ранга М.В.Иванов командовал 2-й бригадой крейсеров Балтийского флота, кстати его выбрали своим начальником команды крейсеров «Россия», «Громобой», «Аврора» и «Диана». Однако у него не сложились отношения с Морским министром Временного правительства Лебедевым, сподвижником Керенского. В августе 1917 года М.В.Иванов был отправлен в отставку, но оставался на посту начальника бригады благодаря поддержке матросов этой бригады. Матросский комитет по этому вопросу вынес решение: «Капитану 1-го ранга Модесту Иванову предложить остаться начальником бригады, а всякого вместо него назначенного выбросить за борт». (Всякий знает, что моряки Балтики до трёх не считают и свою угрозу выполнили бы точно). После Октябрьской революции 1917 года М.В.Иванов получил телеграмму от В.И.Ленина: «Капитану 1-го ранга Модесту Иванову. Просим немедленно приехать в Петроград, в Смольный». 17 ноября Иванов М.В. прибыл в столицу и был назначен приказом Совета Народных Комиссаров № 14 товарищем (заместителем) Морского министра и одновременно председателем Верховной Морской коллегии. 4 декабря 1917 года в соответствии с Постановлением Первого Всероссийского съезда Флота «За преданность народу и революции, как истинный защитник и борец за права угнетённого класса» Модест Иванов, первым после Октябрьской революции 1917 года был произведён в контр-адмиралы. Модест Васильевич Иванов являлся членом Всероссийского Исполнительного комитета 2-го созыва и, благодаря его личным контактам, он сыграл большую роль в налаживании работы Морского министерства в первые месяцы Советской власти. Возглавив Морские силы ВЧК, Модест Васильевич в течение нескольких недель подготовил заявку в адрес командования Военно-морского флота о выделении необходимого количества судов с личным составом для охраны границ РСФСР. Благодаря его энергии, несмотря на ограниченные возможности флота, части морской погранохраны были пополнены рядом кораблей и судов, включая два крейсера, миноносцы, тральщики, катера и моторные лодки. Тем не менее, полученных кораблей и судов было недостаточно для надёжного прикрытия границы. Кроме того, в войсках ВЧК не хватало морских специалистов. В связи с этим под руководством М.В.Иванова было разработано «Положение о внешней охране морских границ», в котором, в том числе, предусматривалось: для непосредственного руководства по использованию сил и средств создать в пограничных округах морские отделы 1-го разряда для морских границ и 2-го разряда для речных и озёрных границ. Уже в июле 1921 года такие отделы по охране морского побережья при управлениях ВЧК приморских округов были созданы. На Дальнем Востоке Морские силы были созданы после изгнания японских интервентов. Владивостокский отряд кораблей был передан Морской погранохране. В её состав вошли миноноски «Лазо» и «Потапенко», посыльные суда «Воровской» и «Красный вымпел», канонерская лодка «Красный Октябрь» и несколько катеров. Кстати, на «Воровском» служил в начале 30-х годов Н.В.Антонов, который в августе 1945-го командовал «Краснознамённой Амурской Флотилией» и был удостоен звания Героя Советского Союза. Однако, в связи с проводимым в стране общим сокращением вооружённых сил, в том числе и Военно-морского флота, удовлетворить даже самые скромные запросы пограничников не представлялось возможным. Более того, Постановлением от 21 октября 1921 года, в связи с экономической невозможностью содержать многомиллионные Вооружённые силы и их общим сокращением, пограничные войска расформировывались, а задачи охраны и обороны границы возлагались на части армии и флота. В связи с фактическим расформированием морской погранохраны М.В.Иванова с 1 марта 1922 года перевели на должность старшего инспектора Народного Комиссариата водного транспорта страны. С 1 января 1923 года Модест Васильевич Иванов находился в распоряжении Главкома по морским делам. В этот период он был командирован на шесть месяцев за границу, а затем работал в Морской исторической комиссии. В личном деле М.В.Иванова записано также, что во время заграничных командировок он исполнял обязанности морского военного агента (разведчика) и предоставлял ценные сведения оборонного значения. После возвращения из-за рубежа М.В.Иванов возглавил отдел морской пограничной службы штаба Отдельного пограничного корпуса войск ГПУ. Модест Васильевич был одним из создателей морских пограничных флотилий ( в том числе и на Тихом океане), развёрнутых в 1923 году, однако уже в следующем году, в 1924-м, ликвидированных. Расформирование с таким трудом созданных пограничных соединений, а также растущее к бывшим офицерам царского флота недоверие стали причинами ухода М.В.Иванова с должности начальника отдела морской пограничной службы. 10 ноября 1925 года приказом № 679 Морского Наркома и № 432 Реввоенсовета СССР контр-адмирал Модест Васильевич Иванов, которому исполнилось пятьдесят лет, был уволен в запас Рабоче-Крестьянского Красного флота. По декрету Совета Народных Комиссаров ему была назначена персональная пенсия в размере 150 рублей в месяц. «За исключительные заслуги перед Советской властью» М.В.Иванов получил благодарность от Реввоенсовета и Моркома. Однако моряк не остался не у дел. Он любил море и корабли, поэтому капитаном дальнего плавания совершал загранрейсы в Германию, Алжир, Японию, Англию. До 1940 года Модест Васильевич принимал активное участие в работе различных организаций Наркомата Морского Флота. М.В.Иванов был женат на Софье Александровне (в девичестве Андреевой) и имел сына Георгия, который погиб, защищая Родину в 1941 году. Жизнь первого советского адмирала оборвалась в блокадном Ленинграде в феврале 1942 года. Он был похоронен в общей братской могиле на Пискарёвском кладбище. В 1974 году имя Модеста Васильевича Иванова получил теплоход Черноморского пароходства. В честь столетнего юбилея М.В.Иванова, видного деятеля русского и советского Военно-Морского флота, в 1994 году в Гатчине, на доме, где он жил, установлена мемориальная доска. В Центральном пограничном музее ФСБ России имеется экспозиция, посвящённая первому начальнику Морских сил погранвойск М.В.Иванову. Люди живут, пока их помнят. На флоте, как правило, помнят всех моряков.
А.Г.Мережко, Фотографии: 1. Иванов Модест Васильевич. 2. Фото автора.
|