ИЗ ФОНДА АЛЕКСАНДРА III
|
К 130-летию со дня образования Хабаровского технического железнодорожного училища Это единственное учебное заведение в городе и крае, которое начало свою историю с XIX века и благополучно дожило до наших дней. Ныне это техникум. ВРЕМЯ ДИКТУЕТ РЕШЕНИЯ В 1890-х годах на Дальнем Востоке началось строительство железных дорог. Специалисты приезжали из центральных районов России. Работы шли быстрыми темпами, и все острее ощущалась необходимость подготовки специалистов для обслуживания дороги непосредственно из среды местного населения. Так возникла идея открытия в Хабаровске первого в Приамурье специального учебного заведения – технического железнодорожного училища для обеспечения квалифицированными кадрами Уссурийской железной дороги – восточного участка Транссибирской магистрали. В начальный период ее обслуживал 1-й Уссурийский железнодорожный батальон. 28 февраля (по старому стилю) 1895 года управляющий Министерством путей сообщения России князь Михаил Александрович Хилков издал приказ по ведомству об открытии с 1 июля 1895 года в Хабаровске технического железнодорожного училища (ХТЖУ) при строящейся Уссурийской железной дороге. Вскоре приамурский генерал-губернатор Сергей Михайлович Духовской отправил на имя министра путей сообщения телеграмму следующего содержания: «Счастлив известием радостным для всего края о близком открытии в Хабаровске технического железнодорожного училища, составляющего одну из насущнейших здешних потребностей». 6 октября (по старому стилю) 1895 года состоялось торжественное открытие учебного заведения в присутствии его превосходительства исполняющего делами начальника края генерал-лейтенанта Николая Ивановича Гродекова, начальника IX участка по постройке Северо-Уссурийской железной дороги, инженера путей сообщения Н.О. Дормидонтова и других представителей различных учреждений города. Начальником ХТЖУ был назначен инспектор Тульского железнодорожного училища инженер-механик Николай Николаевич Окулов. Он горячо взялся за дело и решал сложные задачи по созданию образовательного учреждения практически на голом месте. Училище перешло под патронаж Уссурийской железной дороги, как только она вступила в строй. Помогали учебному заведению и городские власти. ПЕРВЫЕ ШАГИ К ЦЕЛИ В училище принимали только юношей 14–18 лет, исключительно в первый класс. Прошение о приеме должен был написать отец или старший брат поступающего. Первый набор состоял из 16 учащихся, к которым присоединился еще один в январе 1896 года. Более половины учеников были сыновьями дворян, чиновников и купцов, остальные – дети мещан, крестьян, нижних воинских чинов. В отчете о состоянии Хабаровского технического железнодорожного училища за 1896–1897 годы содержались такие слова: «Состав учащихся по нравственности и поведению был весьма удовлетворителен. Общее развитие вновь поступающих слабо; прилежание и успешность в занятиях были весьма удовлетворительны». Несмотря на то, что полное содержание ученика в месяц стоило 20 рублей, первоначально плата за обучение составляла 10 рублей в год и вносилась в два этапа по полугодиям. А большую часть расходов брало на себя государство. Но в дальнейшем, с учетом проживания в общежитии, оплата за учебу увеличилась. Среди горожан считалось весьма престижным отправить своего отпрыска получать специальность в училище. ОТ ЗАКОНА БОЖЬЕГО ДО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ДЕЛА Хабаровское техническое железнодорожное училище являлось открытым учебным заведением и готовило профессиональные железнодорожные кадры: машинистов паровозов, помощников машиниста, дорожных мастеров, телеграфистов и др. Утвержденный министром путей сообщения учебный план включал в себя множество предметов, которые можно разделить на четыре группы. Общеобразовательные (арифметика, геометрия и физика), культурно-воспитательные (Закон Божий, пение, гимнастика), специальные (железнодорожное дело, черчение по прикладной механике, по ситуациям и по строительному искусству, строительное искусство, технология, паровая механика, черчение частей паровоза, физика и телеграф) и прикладные (столярное, слесарное и кузнечное ремесла, прикладная механика). Дополнительно организовывались летние практические занятия по плотницкому ремеслу, строительному искусству, землемерным работам и ремонту железнодорожного пути. Большой популярностью у учащихся пользовались учебно-познавательные экскурсии в местное паровозное депо Уссурийской железной дороги, Хабаровскую окружную артиллерийскую мастерскую, на паровую мельницу «Тифонтай и К?» и лесопильный завод В.Ф. Плюснина. После трех лет обучения следовала двухлетняя практика на Уссурийской железной дороге. Далее выпускникам, выдержавшим экзамен в особой комиссии, выдавался аттестат, дающий преимущественное право перед другими лицами без аттестатов на занятие должностей второстепенных техников на транспорте. Однако широкий диапазон знаний позволял по окончании училища служить не только на железной дороге. МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА В первые годы работы ХТЖУ штат сотрудников был немногочисленным, поэтому педагоги совмещали несколько должностей. Так, личный состав служащих в 1896/97 учебном году состоял из начальника училища, шести преподавателей и одного врача. Начальник училища Н.Н. Окулов преподавал физику и начальное черчение; С.Л. Черных – Закон Божий; надзиратель училища В.В. Ельманов – арифметику, геометрию и гимнастику; А.Д. Полторацкий – пение; художник С.А. Казаринов – чистописание. П.Е. Понамарев заведовал мастерскими. А.Г. Рождественский был врачом училища. Кроме того, для ведения специальных дисциплин привлекались инженеры и техники, работавшие на Уссурийской железной дороге. Каждый педагог был специалистом высокого класса, и все они старались привить лучшие свои качества ученикам. Это, несомненно, способствовало формированию профессионального образования в Приамурье. ОБИТЕЛЬ ЗНАНИЙ Первые три года ХТЖУ арендовало помещение в деревянном одноэтажном доме городского служащего И.Ф. Зимина на улице Хабаровской (ныне Дзержинского) с платой 2 тыс. рублей в год. Там в сентябре 1896-го побывал министр путей сообщения российского правительства М.Н. Хилков, прибывший в Приамурье ознакомиться с ходом строительства Уссурийской железной дороги. Он пообщался с воспитанниками, осмотрел учебные помещения и мастерские. При этом министр высказал сожаление, что училище размещается в неприспособленном деревянном здании, и пожелал, чтобы вскоре было построено новое. В том же году решением городской думы Хабаровска учебному заведению был безвозмездно выделен участок площадью 2 640 кв. сажен на продолжении улицы Муравьева-Амурского, между Огородной (ныне Дикопольцева) и Садовой (Нагишкина). Средства для строительства перечислили из фонда им. императора Александра III. И уже в 1898 году для учебного заведения возвели каменное двухэтажное здание по проекту инженера К.П. Окунева. Привычный для хабаровчан облик этот дом получил в советское время, когда были надстроены еще два этажа. Железнодорожное училище в разные периоды времени претерпевало реорганизации и несколько раз меняло название. Сегодня Хабаровский техникум железнодорожного транспорта является структурным подразделением Дальневосточного государственного университета путей сообщения.
Елена БЕДНАРСКАЯ, редактор сектора Госархива края Фото Госархива края
Газета «Приамурские ведомости», № 43 (8483) 2025 года г. Хабаровск |

