НЕ НА ПУСТОМ МЕСТЕ

Линию Березовый – Комсомольск реконструировали железнодорожные войска, а станции Эворон и Хурмули – алтайские и тамбовские строители

В январе 1975 года в поселок Березовый Солнечного района прибыла 7-я отдельная железнодорожная бригада. Там же, в конечном пункте 205-километровой линии еще сталинского БАМа, были развернуты мостовой, . . .

автомобильный и другие батальоны бригады. Задача вытекала из места дислокации и включала в себя не только укладку главного пути в направлении Ургала, но и реконструкцию действовавшей ветки. Ее сооружение началось в предвоенные годы, когда возвели без малого 100 километров пути от Комсомольска-на-Амуре. После завершения Великой Отечественной работы на западе и востоке возобновились.                                                                         

После прекращения финансирования БАМа в 1953 году вагонно-паровозное депо, девять станций, пункты водоснабжения и прочие объекты железнодорожной инфраструктуры были переданы комбинату «Комсомольсклес». В поселках, возникших вдоль ветки, развернулась заготовка древесины.                                                                        

НЕ ТОЛЬКО ВЪЕЗДНОЙ И ВЫЕЗДНОЙ                                                                           

Проект реконструкции линии Березовый – Комсомольск был утвержден Советом Министров СССР в 1977-м. Выпускник Ленинградского высшего командного училища железнодорожных войск Алексей Истомин в том же году прибыл в Березовый и был назначен командиром взвода в путевой батальон.                                                                        

– На станциях реконструируемого участка было по два пути – въездной и выездной. Мы увеличивали количество путей до четырех. Сами станции электрифицировались и оснащались связью, – вспоминает Алексей Владимирович. – Рельсы марки Р-43, уложенные в 1940–1950-е годы, мы меняли на Р-63, увеличивая тем самым провозные способности.                                                                     

Поскольку железнодорожные войска исходили из нормативов военного времени, продленные смены были привычным режимом. Завтракали повзводно и поротно в палаточном лагере. Обедали и ужинали по месту работы. Возвращались в лагерь к чаепитию, после чего звучала команда «отбой».                                                                    

Виталию Алексеевичу Сидорову альма-матер в Ленинграде запомнилась тем, что преподаватели прошли Великую Отечественную в железнодорожных войсках и советовали курсантам начинать службу на БАМе. Там размах, взаимодействие разнопрофильных батальонов. Суровые климатические условия фронтовики рассматривали как фактор воспитания волевых качеств.                                                                 

– Солдаты размещались в палатках, офицеры с семьями – в вагончиках, – рассказывает он. – Морозы в 35 градусов были привычными: при такой температуре мы проводили лыжные гонки. Доходило до минус 60, но и это не мешало работе. Трудности сплачивали. Когда стоишь на обочине притрассовой магистрали, ни одна машина не пройдет мимо: водитель обязательно предложит место в кабине.                                                                  

В 1980 году пусковой комплекс линии Березовый – Комсомольск вступил в строй. Реконструкция вывела его из полузабытья и обеспечила технологический прорыв.                                                                     

САНИ ДЛЯ 125-Й СЕРИИ                                                                    

Начальник «ТамбовстройБАМа» Павел Вихляев завидовал коллегам из пензенского и волгоградского строительно-монтажных поездов. Поселки Амгунь и Джамку они возводили в глухомани, где ни жилья, ни сетей, ни дорог, за исключением главного хода БАМа. Тамбовцам достались Хурмули – населенный пункт с историей в четверть века, а следовательно, с домами и огородами, воздушными линиями и грунтовыми дорогами. Строительство в этих обстоятельствах было сопряжено с уймой согласований.                                                                           

Вихляев значился в кадровом резерве Тамбовского обкома КПСС, и ему предложили на выбор завод и стройку. Прибыв на место, он не преминул искупаться в речке Хурмулинке. А еще увлек коллектив футболом. Рабочие и итээровцы гоняли мяч, сводя к нулю должностные различия.                                                                     

Когда построили общежития и подключили их к теплоснабжению, количество желающих оставаться в вагончиках, отапливаемых электрообогревателями, кратно сократилось. Павел Федорович, дожидаясь переезда подчиненных, продолжал квартировать по старому адресу. По ночам замерзала вода в ведрах, и он устраивал обтирания, разбивая ковшом ледовую корку.                                                                    

Общежития дополнялись столовой и продмагом. Обзавелся «ТамбовстройБАМ» и детсадом. Казалось бы, за тысячи километров привезли все, что хотели: оргалит и доски, гвозди и трубы, цемент и стекло. Но приступили к объектам поселка железнодорожников, и голова пошла кругом.                                                                   

Из Комсомольска доставили по железной дороге сборный железобетон 125-й серии – иначе говоря, детали для панелек-брежневок. Как их транспортировать на объекты? Не заказывать же в Тамбове панелевоз! Из труб сварили сани, обеспечивавшие сохранность при движении, и разгрузка вагонов перестала тормозить монтаж. А сколько было мытарств с фундаментами, вернее с буронабивными сваями?.. Упрекать спецов было не за что: в Тамбове податливые грунты, а здесь – твердая горная порода.                                                                

Бригадиры Александр Ломакин (плотники-бетонщики), Степан Аксельев (механизаторы), Валентин Федоров (каменщики) не только давали план. Они находили возможность обеспечить занятость на второстепенных работах, когда на основных возникала заминка. Каждый из них понимал: от простоя прямая дорожка к расхолаживанию коллектива.                                                                    

Памятное событие первых месяцев «ТамбовстройБАМа» на хабаровской земле – свадьба Бориса Евсюковича и Светланы Хутоборовой. Счастливые лица молодых, как и торжественность поздравлений, не оставляла сомнений, что производственная программа будет выполнена. И деревянные Хурмули прирастут кирпичными и панельными зданиями, надежными и комфортными.                                                                   

КОБЗЕВ: СЫНОВЬЯ И ОРДЕНА                                                                     

В августе 1978 года на площади Советов в Барнауле провожали первый отряд на восточный участок БАМа. Из 500 человек, изъявивших желание отправиться на станцию Эворон, было отобрано 84.                                                                      

Алтайских строителей удивил бюст Сталина у деревянного вокзала. Десятилетия миновали после развенчания культа личности, но время в Эвороне будто остановилось.                                                                

– Болотистая местность, гнус, стопроцентая влажность, – вспоминает Галина Яковлевна Шнайдер, возглавлявшая партийную организацию строительно-монтажного поезда. – Я обходилась без халата: зачем он, если в любой момент ты должна быть готова сорваться с места?..                                                                 

До октября размещались в палатках. Поселок строителей включал в себя общежития, столовую и овощехранилище. Гордились детским садом, оснащенным мебелью из Барнаула. Библиотека получала самые популярные издания, включая серию «Всемирная литература».                                                                  

На общественных началах периодику и книги выдавала Надежда Дубинина. Она имела библиотечное образование и практику, но работала маляром и категорически не желала уходить из бригады. Военторг предложил место завмага Валентине Масловой, узнав о ее карьере в этой сфере. Но девушка отказалась, потому что была убеждена: если получила комсомольскую путевку на Всесоюзную ударную стройку, то менять кисть, шпатель и валик на кассовый аппарат не имеешь морального права.                                                                    

В год 50-летия БАМа идеалы молодежи той поры воспринимаются иначе. Хотя в бригаде Владимира Семенова действительно гордились тем, что среди них 18 комсомольцев – больше, чем в любом другом коллективе строительно-монтажного поезда. А разве не романтика двигала Сергеем Ивановичем Кобзевым, отмеченным двумя орденами, когда он отправился в Эворон с женой и сыновьями?.. Все трое трудились в его бригаде, которая начинала с плотницких работ, а затем освоила монтаж сборного железобетона.                                                                   

Что вспоминается после возвращения в Алтайский край? Не только школа и детсад, жилмассив и вокзал, преобразившие Эворон. Неожиданности и риск довелось испытать приезжим строителям в наводнение, когда им было поручено спасать сено, заготовленное национальным колхозом.

 

Михаил КАРПАЧ

Фото из архива автора

 

Газета «Приамурские ведомости», № 25(8414)  2024 года

г. Хабаровск