ОТ «ДОДЖА» ДО ДЖИПА
Об упорядочении дорожного движения в Хабаровске – краевед Анатолий Жуков В Хабаровске первые правила для легковых и ломовых (грузовых) извозчиков были введены 125 лет назад – 15 июня 1899 года. А 26 августа 1903-го городская дума приняла новое . . . постановление о правилах движения ломовых извозчиков. «ЛАНДОЛЕ» НИКОЛАЕВА Самым крупным поставщиком автомобилей на русский Дальний Восток до революции являлась торговая фирма Siemens & Halske (Сименс унд Хальске) из Германии. Отделение ее акционерного общества находилось во Владивостоке, на улице Светланской, 7. Первым владельцем автомобиля «Руссо-Балт С24/30 Ландоле» (марка автомобиля, выпускавшаяся на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге и Петербурге – акционерном машиностроительном предприятии Российской империи) в Хабаровске стал инженер-строитель Алексей Геннадьевич Николаев. 26 апреля 1911 года его машина появилась на улицах города. Дом Николаева по улице Запарина сохранился до сих пор. В феврале 1912-го на строительство Восточной части Амурской железной дороги прибыло три грузовика. Затем – девять автобусов Mercedes-Benz с вместимостью в 11 пассажиров. Десятый автобус был приспособлен для езды по рельсам. МАШИНА НА ПРОКАТ В августе того же года частный предприниматель Георгий Андреевич Шошин выписал из Германии один шестиместный автомобиль и сдавал его напрокат для увеселительных поездок. А после того как Поповскую улицу (ныне Калинина) замостили булыжником, он организовал регулярные пассажирские рейсы между центром города и базой Амурской флотилии. Шошин содержал и легковой извоз – до 30 конных экипажей (в 1932 году был репрессирован). В честь 300-летия дома Романовых в Хабаровске проводилась торгово-промышленная выставка. Был на ней и отдел «Автомобили и средства передвижения». Заведовал им гласный городской думы, владелец мыловаренного завода, паровой мельницы на Красной Речке и нескольких личных автомобилей Константин Викентьевич Лазаревич. ОБ АВТОМОБИЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ В феврале 1913 года в Хабаровске вышел из печати первый номер «Известий Хабаровского городского самоуправления». В нем был доклад городского инженера Владимира Дмитриевича Перепелкина об устройстве в городе автомобильного движения. В этом же журнале в июле того же года опубликовали «Правила движения на велосипедах, мотоциклах и автомобилях», имеющие целью поддержание порядка движения повозок, экипажей и автомобилей по улицам Хабаровска и других населенных пунктов Приморской области. В частности, в них оговаривалось, что участниками движения могут быть лица не моложе 21 года, а скорость не должна превышать 12 верст в час (12,8 км/ч). При штабе Приамурского военного округа по Лисуновской улице (Комсомольская, 105) в октябре 1914 года была сформирована отдельная автомобильная команда. Через месяц ее перевели в крепость Владивосток. ПЕРВАЯ РЕГИСТРАЦИЯ Уже при новой власти в августе 1923 года в Чите появилось Дальневосточное окружное управление местного транспорта (ДальОМес) и при нем Дальпогруз, занимавшийся погрузо-разгрузочными работами и дорожным строительством. В связи с переездом из Читы в Хабаровск управления Дальревкома в 1924 году ДальОМес вскоре был расформирован. Вместо него создали Инспекцию местного транспорта при уполномоченном Народного комиссара путей сообщения на Дальнем Востоке. Размещалось это учреждение в бывших саперных казармах на углу улиц Московской и Торговой (Панькова). Одно из этих зданий сохранилось. Еще в августе 1923-го там же, в Хабаровском отделении ДальОМеса, состоялась первая при советской власти регистрация транспортных средств. 29 июля 1924 года по Хабаровску прошел первый автобус, принадлежащий Центральному управлению местного транспорта. Это положило начало регулярному движению с вокзала до берега Амура. В июне 1925-го губернское профобразование открыло в Хабаровске первые автомобильные курсы. В мае 1930 года в городе было зарегистрировано 102 легковых и грузовых автомобиля и восемь мотоциклов. Преобразованное краевое дорожно-транспортное управление в августе 1935 года стало размещаться в большом деревянном доме на углу улиц Серышева и Волочаевской (там находился позже Дом военной книги). Здесь же располагалась и автошкола. В то время в «ТОЗе» вышла первая тематическая статья – «На борьбу с авариями автомобилей». А 8 сентября прошло первое сообщение о лишении водительских прав за езду в нетрезвом виде. Первый обмен шоферских документов состоялся в том же году, в сентябре. А 23 октября 1935-го крайисполком принял постановление об учреждении дальневосточной автоинспекции. Официальной датой создания Государственной автомобильной инспекции в системе органов внутренних дел является 3 июля 1936 года. В этот день Совет народных комиссаров утвердил соответствующее положение. На 1 января 1936 года в Хабаровске числилось 623 грузовика, 186 легковушек, 29 автобусов, 18 специальных машин, пять мотоциклов и четыре тягача. Первым автомобилем автоинспекции был грузовик «Додж». Осенью 1936-го учреждение переехало в здание по улице Шевченко, туда, где ныне Военный музей ВВО. Весной следующего года в городе установили первые дорожные знаки, появились светофоры. В феврале 1938-го были введены и опубликованы Правила уличного движения в Хабаровске. Через два месяца состоялся первый выпуск шоферов-любителей, а контора ГАИ переехала на Волочаевскую, 146. Еще несколько раз автоинспекция будет менять адреса: это и бывший особняк генерала Моора на Комсомольской, 73 (позже его снесли), и дом на углу Саперной (Дикопольцева) и Ким Ю Чена, и помещение в здании КГБ, и особняк купца Солохина на Волочаевской, и бывший тюремный барак на Загородной. 31 год ГАИ «прожила» на улице Дзержинского, а с 1994-го переехала в новое, специально отстроенное здание на Воронежском шоссе. Тогда сменили и вывеску. Организация стала называться Государственной инспекцией безопасности дорожного движения. Хотя сейчас вновь вернулись к старой аббревиатуре.
Анатолий ЖУКОВ, краевед Фото из архива автора
Газета «Приамурские ведомости», № 48 (8437) 2024 года г. Хабаровск |