ПОПУТНОГО ВЕТРА И СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ

К 170-летию Амурского речного пароходства

14 мая 1854 года пароход «Аргунь» во главе большой флотилии вышел в свой первый рейс по Амуру. Этот день стал датой начала русского судоходства на великой реке . . .

и днем рождения пароходства.                                                                         

В записках А.И. Петрова, одного из участников Амурской экспедиции Г.И. Невельского, есть описание «Аргуни»: «Пароход длиной 120 футов (36,5 м) был выстроен… за Байкалом. Машина очень хрупкая, из непрочного железа. Ходила «Аргунь» со скоростью не более 7 узлов, имела две мачты, передняя – с двумя реями. Парусность очень помогала ходу. Каюты были все хороши, но капитанская – в особенности. Большой зал со светлым люком, спальня, буфет…»                                                                      

Судно было построено на деньги иркутского золотопромышленника Кузнецова, который пожертвовал 100 тыс. рублей серебром «для устройства пароходов по реке Шилке». Маньчжурские караулы, расположенные по берегам, разбегались при виде «огненной лодки».                                                                          

БЫЛИ БЫ РЕКИ, А КОРАБЛИ НАЙДУТСЯ                                                                             

А теперь посмотрим на карту: бассейн Амура напоминает дерево, упавшее вершиной на юг, а комлями – на север. В его «ветвях» и «кроне» более 150 тыс. рек общей протяженностью около 465 тыс. км – без судоходства никак.                                                                          

Первые пароходы на Амуре были государственными. Это объяснялось тем, что надо было освоить реку, заселить берега, обеспечить выход к морю. В 1855 году с моря вверх по Амуру поднялся казенный пароход «Надежда», а в 1856-м первый рейс совершил пароход «Шилка». Затем правительство приобрело пароходы «Амур» и «Лена». Таким образом, в 1857 году по Амуру ходило уже пять пароходов. В 1860-м их стало восемь, а в 1870-м – 12.                                                                               

В 1871 году с целью привлечения частных капиталов на Амуре возникла концессия «Товарищество Амурского пароходства». В 1872-м открылось пассажирско-почтовое сообщение по Шилке и Амуру.                                                                              

В 1892-м все маршруты на ключевой водной артерии были переданы акционерной компании «Амурское общество пароходства и торговли». Суда поступали в разобранном виде из Бельгии и Англии. Они носили названия «Митрополит Иннокентий», «Михаил Корсаков», «Адмирал Казакевич» и «Иван Вышеградский».                                                                                  

В 1912 году воды Амура бороздили 687 судов. Как правило, это были заднеколесные деревянные пароходы.                                                                                   

КАК ПИСАЛИ «ПРИАМУРСКИЕ ВЕДОМОСТИ»                                                                                     

Судоходный бум на Амуре был вызван указом императора Александра III о строительстве Транссиба. «Железка» захватила реки, по которым шли грузы. Большинство пароходов были буксирного типа. Каждый тянул несколько барж.                                                                                

С 1870-х годов корабли ходили по льготным тарифам. Пароходчики брали на борт как можно больше людей. Они набивались в трюмы, как сельдь в бочки. Условия были ужасными, в рейсах часто происходили вспышки массовых заболеваний. Единственным «удобством», как отмечали «Приамурские ведомости» было такое: «Сделано чрезвычайно важное для простого народа нововведение: при партии следовал священник, так что умиравшие были напутствуемы исповедью и св. причащением, переселенцы могли отправлять в пути все требы, что для многих из них служило утешением. Священник получает полтора рубля суточных…»                                                                              

Еще более тяжелыми были условия перевозки заключенных на арестантских баржах, называемых «железными гробами». В каждую из таких посудин длиною 50–70 м грузилось до 8–9 тыс. человек.                                                                             

БЕНАРДАКИ НА АМУРЕ                                                                               

А теперь история о человеке, который построил на Амуре свою империю. В 1962 году, при возведении концертного зала «Октябрьский» в Ленинграде, рабочие обнаружили гранитную плиту с отверстием в середине. Под плитой в склепе хранился металлический гроб, а внутри его – деревянный. В нем лежало мумифицированное мужское тело в богатой одежде. Рядом нашли свинцовую коробку. В ней находилось «жизнеописание» умершего – Дмитрия Егоровича Бенардаки, главы Амурской компании, которая в свое время внесла огромный вклад в развитие судоходства на великой дальневосточной реке. Власти не знали, что делать с находкой и отдали ее в музей судебно-медицинской экспертизы. Целых 40 лет тело служило наглядным пособием для медиков…                                                                    

Кто такой Бенардаки? Грек по национальности, винный откупщик, владелец золотых приисков, чугуноплавильных и железоделательных заводов. На Амуре он появился в 1858 году. Предприятие имело целью «развитие пароходства, а с ним разных промыслов и торговли во вновь приобретенном от Китая Приамурском крае, а также на Камчатке, в Японии и Китае». Компании Бенардаки предоставлялось монопольное право «вести заграничную торговлю через порты Восточного океана», заниматься китобойным промыслом, получать бесплатно казенные земли для строительства верфей, пристаней, магазинов и других объектов, а также бесплатно пользоваться углем и лесом на отведенных для нее участках. Сегодня Бенардаки назвали бы олигархом. Невероятно, но он также добился от государства права перехода офицеров в коммерцию.                                                                            

ИЗ ДНЕВНИКА ЛЕЙТЕНАНТА ПЕТРОВА                                                                          

«Получил я письмо от Невельского с предложением поступить на службув Амурскую компанию, в которой он был директором. Я решился бросить казенную службу и идти в компанию с тем, если дадут 3 000 рублей с квартирой. Начался торг. Я немного уступил: первый год получаю 2 750 рублей, а в остальные по 3 000 рублей, готовая квартира с отоплением и освещением, человеком из рабочих, лошадь, экипаж и корм. 19 сентября 1859 года был отдан приказ, что я зачисляюсь.                                                                           

Нужно сказать, что это была за компания. Человек десять богачей разобрали на один миллион акций и составили компанию для торговли, пароходства и судоходства на Амуре. В число директоров пригласили как человека, сведущего об Амуре, Геннадия Невельского. Главным директором и воротилой стал Бенардаки.                                                                           

Так как по морской специальности был Невельской, то его командировали за границу купить суда и заказать разборные речные пароходы и баржи. Невельской купил четыре судна. Одно паровое – «Святая Феодосия» – с русским шкипером и три с иностранными. Заказал Невельской и речные пароходы: два в Бельгии и один в Англии…»                                                                            

ЛЕГЕНДАРНЫЙ РЕЙС «КОЛУМБА»                                                                            

Товарищество Бенардаки и К просуществовало целых 13 лет, вкладывая большие деньги в строительство новых судов. Затем его начал преследовать злой рок. Заказали в Голландии два огромных парохода – один из них затонул. Убытки были огромные, и Бенардаки продал свою компанию. После этого ее переименовывали в Товарищество Амурского пароходства.                                                                           

В 1894 году его снова продали и переименовали – в Амурское общество пароходства и торговли. В это время были построены новые суда: «Зея», «Кочубей», «Порт-Артур», «Русский», «Сретенск», «Атаман», «Рюрик» и «Колумб».                                                                             

«Колумб» курсировал между Благовещенском и Хабаровском, мог перевозить груз и до 370 пассажиров. Пароход считался одним из лучших заднеколесников. Корпус его изготовили в Благовещенске, паровые машины – в Одессе, на заводе «БеллиноФендерих», котлы – на предприятии «Фицнер и Гампер» в Сосновицах. Внутренние помещения судна освещались электричеством – в ту пору это было редкостью.                                                                         

Самый легендарный рейс «Колумб» совершил в 1932 году. Вместе с пароходом «Коминтерн» они доставили первых комсомольцев (около 2,5 тыс. человек) в село Пермское, на место возведения будущего Комсомольска-на-Амуре. Это был героический переход для деревянного судна, ведь на реке еще стоял лед. Тем не менее все прошло хорошо, и «Колумб» благополучно вернулся обратно.                                                                        

ПЛЮСНИНЫ, ЧЕРДЫМОВЫ, ПЬЯНКОВЫ…                                                                       

Хотелось бы добрым словом помянуть хабаровских купцов, которые вложили свою «копеечку» в развитие судоходства. Один из них – Андрей Федорович Плюснин. Первый свой капитал он заработал, выкупив баржу с товаром, затонувшую на Амуре. Подняв ее со дна реки, Плюснин просушил груз и начал продавать его местным жителям. В Николаевске он скупал «аварийные товары» Бенардаки. Приобретал, брал в аренду пароходы и баркасы, с помощью которых перевозил грузы от Читы до Камчатки…                                                                       

Из отчета Хабаровской городской думы 1899 года: «Главным толчком к развитию судоходства на Амуре служит обмен русских товаров на китайские чаи и обмен с гольдами на рыбу и меха…»                                                                      

Среди «корабельщиков» значатся также фамилии Пьянковых, Богдановых, Чердымова, Тифонтая, Рафаилова и Протодьяконова, названия фирм «Кунст и Альберс», «Чурин и К°».                                                                          

ДВА КАПИТАНА

Мне посчастливилось работать в Амурском речном пароходстве в эпоху Анатолия Михайловича Сухова. Без пафоса, эта была эпоха. Про таких людей говорят, что они рождены для флота. И действительно, он был фанатиком своего дела. Горячий, порывистый. Одним словом, неординарная личность. Рядом с ним был Петр Черепанов – его помощник. Тот был талантлив вдвойне – и как человек, и как писатель. Два капитана, два стратега, при этом еще и очень человечные.                                                                        

Такие люди обычно оставляют след в истории. В моей памяти они точно его оставили. Именем Сухова сегодня названо морское судно дедвейтом более 17 тыс. т, ледового класса, с кранами грузоподъемностью более 50 т каждый!                                                                     

Низкий поклон вам, мои учителя! Эти строки Чехова сегодня можно отнести ко всем речникам: «Амур чрезвычайно интересный край. До чертиков оригинален. Жизнь тут кипит такая, о которой в Европе и понятия не имеют. И красиво, и просторно, и свободно, и тепло».

 

Александр САВЧЕНКО, корреспондент газеты «Речник Амура» (1986–1996).

Фото из фондов ДВГНБ

 

Газета «Приамурские ведомости», № 19 (8408) - 2024 года

г. Хабаровск