РОЖДЕНИЕ ЛИНИИ И… МАЛЬЧИКА

Станцию Джамку построили волгоградцы

В январе 1980 года Волгоградская областная комсомольская конференция провожала ударный отряд на восточный участок БАМа. Под марш, с рапортом, в котором фигурировала станция Джамку. К ее возведению приступил «ВолгоградБАМстрой», и 28 человек . . .

направлялись для усиления его кадрового потенциала. Спустя десятилетия бывший командир отряда Руслан Богомолов рассказал о других проводах. Они состоялись в общежитии «Волгоградтяжстроя», формировавшего названный выше строительно-монтажный поезд.                                                                      

Комсомольцы-добровольцы сбросились по рублю и отправили гонца в ближайший продмаг. Вместо тостов в комнате общежития звучали признания. Собравшиеся делились, что побудило поменять благополучное настоящее на призрачное будущее. Комиссар отряда Нина Кузьмина показала пример откровенности. Она сказала, что едет на БАМ обрести личное счастье.                                                                  

– Мы работы не боимся, – подвел черту в душевном разговоре Владимир Кожаев.                                                              

В МАЛЯРЫ И ПЛОТНИКИ                                                               

Поезд из Комсомольска прибыл в Березовый после полуночи. Примерно в километре от деревянного вокзала ожидал самоходный вагон, и движение с чемоданами по заснеженным путям при 40-градусном морозе стало обретением новой реальности. В нее не вписывались женские сапоги и мужские ботинки, куртки и пальто, не говоря уже о перчатках. Два часа блаженства у дровяной печи в самоходном вагоне – и конец пути.                                                                  

Поселок «ВолгоградБАМстроя» представлял собой средоточие бараков. Приятно удивила внутренняя отделка клуба, в котором дожидались коменданта. Владимир Ершов, профессиональный художник, пробовал ее на ощупь – это была впечатляющая по цвету и форме кора таежных исполинов.                                                                         

При расселении кто-то обратил внимание на примерзшую к полу тряпку. На это отреагировала Наталья Дворникова. Она напомнила про целину, где незадач с житьем-бытьем поначалу тоже хватало.                                                                       

Главный инженер «ВолгоградБАМстроя» Валентин Иванович Овчинников с пополнением не церемонился: парней определил в плотники, девчат – в маляры. Те и другие получили валенки, меховые рукавицы, ватные штаны и фуфайки.                                                                      

Примечательна судьба Сергея Колотева, работавшего в НИИ абразивного шлифования. На очередной медкомиссии инженер-механик по вузовскому диплому услышал, что еще пару лет сидячей работы – и проблемы с сердцем обеспечены. От лишних килограммов он избавился за месяц работы в Джамку.                                                                       

Первую зарплату члены отряда получили в марте. Отправились в Комсомольск, чтобы познакомиться с легендарным городом. На обратном пути поинтересовались друг у друга, кто что купил, и рассмеялись. Это была водка. Но не потому, что на дальневосточной земле волгоградцев прельстил зеленый змий: остальное в магазине военторга в Джамку, как и в других бамовских поселках, имелось в достатке – как по продуктовой части, так и по промтоварной. Торговать же спиртным не позволял сухой закон, введенный на стройке века.                                                                     

ВОЗВРАЩЕНИЕ В МОЛОДОСТЬ                                                                     

Летом 1980 года в кабинет главного инженера «ВолгоградБАМстроя» меня привел командир стоящей по соседству роты, в которой я брал интервью у дембелей – солдат и сержантов железнодорожных войск, два года прослуживших в бамовской глубинке. Был конец рабочего дня, и Валентин Иванович Овчинников предложил продолжить разговор за ужином дома, где познакомил с женой и дочерью, родившей первенца.                                                                  

В Хабаровский край Овчинников приехал не по желанию начальства, а по собственной воле. Перед уходом на заслуженный отдых решил поработать там, где начинал молодым. Это была Советская Гавань. Тогда, в конце 40-х – начале 50-х годов, там возводился судостроительный завод – аналог знаменитого Адмиралтейского, на котором собирали корабли с петровских времен.                                                           

– На стройке работало 100 тыс. человек. Большинство – осужденные. Однако немало было таких, как я – молодых специалистов, романтиков. Плюс кадры среднего и высшего звена, привлеченные из подрядных организаций, – рассказывал мне Валентин Иванович.                                                                 

Честно говоря, я не мог представить, где размещалось столько строителей, поскольку население Советской Гавани всегда составляло кратно меньшую цифру. Но мне было известно, что названия городских жилмассивов – Пятый квартал, Первый и Третий районы – закрепились в пору грандиозного строительства, которое было остановлено в 1953 году.                                                                       

– А вы знаете, что проект снова востребован? «Главспецдальстрой» вернулся к сухим докам, а главный корпус уже собран из металлоконструкций, – парировал я.                                                                       

Мы отправились на рабочий поезд, следовавший до Березового, переночевали в гостинице «НовосибирскБАМстроя». Валентин Иванович собирался ехать дальше – в Комсомольск, а затем в Советскую Гавань. Он намеревался вернуться на стройку, которую считал главной в своей жизни.                                                                      

Позже я узнал, что «ВолгоградБАМстрой» и Джамку Овчинни ков не оставил. Будто кто-то распоряжался его судьбой и предвидел, что БАМ до ума доведут, а судостроительный в Советской Гавани, как и «Сплав» в Хабаровске, «Парус» в Комсомольске, «Контакт» в Амурске, улетит в тартарары в горбачевскую перестройку.                                                                       

УДЛИНЕННЫМИ СМЕНАМИ                                                                          

В апреле 1982 года «ВолгоградБАМстрой», как и другие строительно-монтажные поезда, возводившие станции на линии Ургал – Постышево, принимал комиссию. Она проверяла готовность пускового комплекса за шесть месяцев до ввода, приуроченного к 65-й годовщине Октября.                                                                        

В Джамку в проект входили четыре многоквартирных дома, вокзал, водозабор и другие объекты жизнеобеспечения. Заверения начальника «ВолгоградБАМстроя» Михаила Коробкова комиссию не убедили. Сдаточные объекты не были укомплектованы людьми и материалами. Выяснилось, что отправленные из Волгограда в январе вагоны с сантехникой в Джамку не прибыли.                                                                            

Справка комиссии ушла в ЦК КПСС. Партийные и хозяйственные органы Волгоградской области получили выволочку. Оттуда было откомандировано 50 опытных строителей. Вузы областного центра направили стройотряды. Разыскали пропавшие канализационные трубы, ванны, мойки, унитазы: вагоны с ними ожидали разгрузки на станции Ургал.                                                                           

Командование железнодорожных войск, которые не только прокладывали главный путь на восточном участке БАМа, но и выполняли функции генерального подрядчика, передислоцировало в Джамку батальон. По указанию Минтрансстроя из Тынды прибыли монтажники. Они взялись за установку оборудования котельной и вокзала.                                                                           

Руководство «ВолгоградБАМстроя» ознакомило бригады с приказом о переходе к работе, во-первых, удлиненными сменами по 12 часов, во-вторых, без выходных. Исключение было сделано для прекрасной половины строительно-монтажного поезда: в качестве нерабочего дня им оставили воскресенье.                                                                              

В начале ноября, когда украшенный кумачом поезд с портретом В.И. Ленина на локомотиве двигался по введенной в эксплуатацию линии протяженностью 303 км, в семье плотника «ВолгоградБАМстроя» Виктора Плющенко родился мальчик.                                                                        

В новом веке Джамку обретет известность как место рождения российского фигуриста трехкратного чемпиона мира и семикратного чемпиона Европы в одиночном катании Евгения Плющенко.

 

Михаил КАРПАЧ, фото из архива автора

 

Газета «Приамурские ведомости», № 24(8413)  2024 года

г. Хабаровск