РЫНКИ СТАРОГО ХАБАРОВСКА

О том, где торговали в старые времена, – рассказал краевед Анатолий Жуков

В населенных пунктах, которые тяготеют к водному пространству, базары всегда возникали на берегу. И где же было возникнуть рынку в молодом селении Хабаровка, как не у Амура, близ устья речки Ури, . . .

которая затем была названа Хабаровкой, а с 1880 года – Плюснинкой. Сегодня ее русло скрыто под Уссурийским бульваром.                                                                 

ЧЕРДЫМОВ, БОГДАНОВ, ПЛЮСНИН                                                                         

Зачинателями местной торговли были спускавшиеся на своих джонках от устьев рек Уссури и Сунгари китайцы, подплывавшие на оморочках аборигены здешних мест гольды и ульчи. А первыми русскими торговцами были купцы Чердымов, Богданов и Плюснин.                                                                          

В конце XIX века вдоль амурского берега возникли пристани частных пароходовладельческих фирм. Главной была Министерская пристань. Спускающаяся к ним от главной улицы города дорога была выровнена, отсыпана галькой и песком.                                                                         

В 1896–1897 годах перед устьем Плюснинки выстроили значительное число деревянных торговых лавок. Очевидец того времени Г.А. Масалов писал: «...Базарную площадь Хабаровска полукольцом окружили... лавки. Сколоченные из теса... буквально сплошь прилепленные друг к другу. В них продавались свежие овощи, крупы, живые осетры, калужатина. По краю площади китайские мучные лавки, с марками харбинских и благовещенских мельниц. А посередине площади вороха картофеля. Телеги с живой птицей и поросятами. В длинных черных халатах, в маленьких круглых черных шапочках с цилиндрической пуговкой наверху и косой, кончающейся у самых пят черной кисточкой, – китайские торгаши. У возов картошки – белые, как лебеди, – корейцы. В мясных рядах тихо и скучно, покупателей не больше продавцов. Лодки с рыбой – кормой к берегу».                                                                               

КАМЕННЫЕ И ДЕРЕВЯННЫЕ КОРПУСА                                                                            

В 1897 году купец В.Ф. Плюснин ассигновал 31,5 тыс. рублей на постройку каменных торговых рядов, и в начале 1899-го они были построены. Нижний этаж сдавался под торговые помещения, верхний – под склады. Торговые места распределялись на торгах. Перед революцией, помимо каменного корпуса, Александр Васильевич и Петр Васильевич Плюснины имели здесь три деревянных капитальной постройки торговых корпуса на 12 мест, восемь летних построек с 18 лавочками и три отдельно стоящих деревянных дома, тоже для арендаторов. В январе 1922 года один из зимних деревянных корпусов Плюсниных сгорел, причинив им убытки на сумму около 50 тыс. рублей.                                                                          

В январе 1925-го решением Приморского губернского исполкома все плюснинские торговые ряды в количестве 60 лавок были муниципализированы. В феврале 1933 года каменный корпус, в котором к тому времени размещались магазины торгового синдиката и других профильных учреждений, постановили передать под устройство речного вокзала. Сюда же перевели управление речного порта. Районный же колхозный базар еще существовал здесь до середины 50-х годов, пока зловонная речка Плюснинка не была спрятана в бетонный коллектор. Ветхие здания на тогдашней Милицейской улице снесли, а саму улицу в октябре 1967-го, в связи с праздничным юбилеем Октябрьской революции, переименовали в Уссурийский бульвар.                                                                            

БАЗАРНАЯ ПЛОЩАДЬ                                                                        

Были в Хабаровске и другие базары. Сенной рынок на Алексеевской площади (ныне перекресток улиц Ленина и Волочаевской), открытый в начале XX века, просуществовал до 1940-х годов. Был базар на Военном плацу (ныне площадь Серышева) и на Николаевской площади (ныне им. Ленина). Городская газета «Приамурье» писала: «...на Николаевской площади, где все загромождено возами, бревнами, дровами, навозом... Трехъярусная брань оглашала площадь, после того как мужичок «согреется с устатку» в одном из здешних гостеприимных притонов, учитывающих людские страсти в свою пользу».                                                                     

Уже в начале XX века на проектируемых картах Хабаровска была обозначена Базарная площадь – в границах современных улиц Комарова, Ким Ю Чена, Дикопольцева и Амурского бульвара. 28 февраля 1912 года городская дума утвердила план нового рынка. Предполагалось, что там будет происходить торговля старыми вещами, дровами, сеном, лесом, столярными изделиями и сельхозпродуктами, а также лошадьми и рогатым скотом.                                                                   

Но строительство решено было начать несколько ближе места, предусмотренного проектом, – на углу улицы Льва Толстого и берега речки Чердымовки (собственно на том же месте, где и сейчас Центральный рынок).                                                                      

Первоначально наметили выстроить 16 деревянных ларьков. Определили места под каменные торговые помещения, весовую и постоялый двор, то есть гостиницу. Построить деревянные ларьки подрядился крестьянин Ермолай Кузьмич Максимов. В конце 1912 года базар уже действовал. Диагонально по отношению к Льва Толстого образовалась улица, названная в честь рынка Торговой (в мае 1985-го ей дали имя М.Ф. Панькова).                                                                        

Существовали до революции выборные от общественности должности почетных базарных старост, в обязанности которых входили досмотр и донесение пожеланий горожан до городских властей. В Хабаровске таковыми были весьма уважаемые граждане: Евдоким Михайлович Михайлов, Иван Николаевич Хлебников и другие. Была в Хабаровске и улица Базарная. Но это уже «китайская» история.                                                                       

В 1897 году китайскую слободку переселили из района нынешней площади Славы в устье речки Лесопилки (ныне здесь начало улицы Яшина, близ Казачьей горы). На берегу Амура, где сейчас здание яхт-клуба – в районе стадиона им. Ленина, китайский купец Тифонтай имел собственную пристань. Здесь же и образовался стихийно китайский рынок. А улица, идущая от него вглубь китайской слободки, стала называться Базарной.                                                                     

В мае 1927 года ее переименовали в Кладбищенскую, а в декабре 1938-го – в Советскую.

 

Анатолий ЖУКОВ, краевед

Рисунок  Г.Д. Павлишина

 

Газета «Приамурские ведомости», № 50 (8439) 2024 года

г. Хабаровск