Самый большой вертолет в мире

Как советский «Гомер» ошарашил США

Ми-12 (официальное название B-12, по классификации НАТО – «Homer») - самый тяжелый и грузоподъемный вертолет в мире, который поражает не только своими размерами, но и смелостью конструкторской мысли. Эта машина была  символом мощи Советского Союза, а рекорды, поставленные на ней, остаются непокоренными до сих пор.

В 1960-е годы в СССР создавались ракетные войска стратегического назначения. Стартовые площадки строились в самых удаленных частях страны, подальше от глаз вероятных противников, а значит, в сотнях километров от аэродромов. Перед военными встал вопрос, каким образом доставить с завода до стартовой позиции неразборную баллистическую ракету, ведь тогда ни один самолет и вертолет не имел грузоподъемность в 40-50 тонн и грузовую кабину нужных размеров. Нескольким конструкторским бюро было поручено создание проекта сверхтяжелого вертолета, которым в итоге стал Ми-12.

Последний проект гения

Предполагалось, что до аэродрома ракету доставит самолет Ан-22 «Антей», а после этого вертолетом она отправится на стартовую площадку. В целях конспирации перегрузку планировалось вести «стык в стык», чтобы груз для посторонних оставался тайной. Кроме того, идея создания тяжелого вертолета очень понравилась командованию практически всех родов войск, ведь он позволял бы в любой момент  перебросить в любую точку на карте не только легкую бронетехнику, но и тяжелые танки, артиллерию и сотни солдат.

Ми-12 стал последним вертолетом Михаила Миля, творческой судьбе которого могли бы позавидовать конструкторы всего мира. Начиная с 1960-х годов каждая его машина становилась мировой сенсацией. Под его руководством были созданы Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10 и другие вертолеты, причем тысячи из них летают до сих пор. На момент создания Ми-12 Михаил Миль был уже всемирно признанным конструктором, специализирующимся на средних и тяжелых вертолетах. Во многом именно поэтому в конкурсе победило именно его КБ.

На волосок от гибели

Максимальный взлетный вес машины составлял фантастические 105 тонн, а в грузовой кабине и на внешней подвеске можно было перевозить грузы общей массой до 41 тонны. Для сравнения, вес РСЗО «Град» около 10 т., БТР-80 – 13 т., армейского ЗиЛа – 6 т., танка Т-72 – 41 т., вагона метро – 34 т.

Скорость, с которой был реализован этот громадный проект, поражает: между постановлением правительства о его создании в 1962 году и первым полетом винтокрылого гиганта прошло всего пять лет.  Потрясает вертолет и своими размерами и мощью: диаметр несущих винтов - 35 м., длина фюзеляжа – 37 м (ширина футбольного поля - 45 м).

Суммарная мощность 4 двигателей, вращавших огромные  5-лопастные винты со скоростью 200 оборотов в минуту равнялась 26  тысячам лошадиных сил. В грузовом отсеке размером 28,15 х 4,4 х 4,4 метра могли разместиться 196 солдат, крейсерская скорость Ми-12 составила  260 км/ч, дальность полета – 1000 км.

Однако первый полет чуть не закончился трагедией. Оторвавшись от земли, вертолет почти сразу начал терять управление. Лётчик-испытатель В. П. Колошенко совершил с высоты 10 м жесткую посадку на одно колесо, в результате чего разрушился его обод (зарубежные СМИ поспешили сообщить о разрушении всей машины).

Причиной катастрофы оказался неизвестный ранее вид автоколебаний типа «система – управление – конструкция». Ошибка была связана с тем, что создание опытных образцов в те времена опережало научные исследования. Несмотря на то, что причину неудачи установили уже через несколько часов, на ее устранение конструкторам потребовался год.

6 августа 1969 Ми-12 поднял груз в 44 205 кг на высоту 2255 м, установив мировой рекорд грузоподъёмности для вертолётов, который не побит до сих пор. Стоит отметить, что масса полезной нагрузки самого грузоподъемного вертолета в истории США CH-47 Chinook не превышает 12,2 тонн.

 Ошарашенные американцы

Вертолет был показан на 29 международном салоне в Ле Бурже в 1971 году, где произвел настоящий фурор. Американцы в этот год привезли во Францию широко разрекламированный Boeing Vertol CH-46 и были ошарашены тем, что машина  Миля превосходит его почти по всем параметрам. К Ми-12 выстроилась километровая очередь посетителей, а сын знаменитого конструктора вертолетов Сергей Сикорский сказал: «Перед инженерно-техническим достижением, которым является Ми-12, можно только снять шляпу!» Американская делегация наградила ОКБ Миля «Призом И.И. Сикорского», который вручается за выдающиеся достижения в вертолетостроении.

Получить награду Михаил Миль не смог: он умер 31 января 1970 года в возрасте 60 лет. Проблемы со здоровьем, по воспоминаниям сослуживцев, были во многом связаны с тем, что каждую неудачу конструктор переживал долго и мучительно, и особенно его подкосил первый неудачный полет Ми-12.

Памятник конструктору

Несмотря на видимый успех программы, она была признана советским правительством неэффективной. К этому времени у военных появились более легкие стратегические ракеты на мобильных пусковых установках, а потребности народного хозяйства полностью закрывали Ми-6 и Ми-10. Ряд ракет, под которые разрабатывался Ми-12 были сняты с вооружения, а КБ Миля было загружено внедрением в серию боевого вертолета Ми-24. Кроме того, «на пятки» Ми-12 «наступал» вертолет нового поколения Ми-26, который хоть и имел меньшую грузоподъемность, но был значительно экономичнее.

Всего было построено два опытных экземпляра Ми-12. Один из них был передан в музей ВВС в Монино, другой находится в подмосковном Томилино на территории Московского вертолетного завода. Несколько лет назад в день рождения Михаила Миля вертолет в Томилино был превращен в музей. 


Автор: Кирилл Яблочкин

Фото: Вертолеты России

 

www.tvzvezda.ru

© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»