ЖИЗНЬ И МЕЧТА ВАДИМА ТУМАНОВА

О нелегкой судьбе советского золотопромышленника и близкого друга Владимира Высоцкого

В Москве на 97-м году жизни скончался человек-легенда Вадим Туманов – дальневосточник и знаменитый золотопромышленник. Помните песню: «А я еду, а я еду за туманом, / За туманом и за запахом тайги»?

За Тумановым и его трудовым рублем на край земли ехали старатели со всей страны.                                                                         

«ГВОЗДИ Б ДЕЛАТЬ ИЗ ЭТИХ ЛЮДЕЙ»                                                                           

Его называли Монте-Кристо СССР. С детства Вадим Туманов грезил морем, путешествиями, мечтал стать капитаном. По навету он был заключен в лагерь. Характер у него был дерзкий, кулаки – железные.                                                                           

Туманов отбывал срок на прииске, над воротами которого висел лозунг: «Труд – есть дело чести, дело славы, дело доблести и геройства». По 9–10 часов в день он находился в шахте, отбивал кайлом вечную мерзлоту.                                                                          

Его, Вадима Туманова, знала вся Колыма. И уважала. Владимир Высоцкий посвятил ему семь песен – случай невероятный. «Гвозди б делать из этих людей: крепче бы не было в мире гвоздей», – эти строки поэта Николая Тихонова и о нем тоже.                                                                       

Помню, как Туманов приезжал в Хабаровск в конце 1980-х. Самый большой в городе кинозал был набит до отказа. Люди слушали гостя, затаив дыхание.                                                                           

ДОБЫЛИ ДЛЯ СТРАНЫ 500 ТОНН ЗОЛОТА!                                                                         

Пересказывать биографию Вадима Ивановича нет смысла. Она в его книге «Все потерять – и вновь начать с мечты». Заглавие на обложке – дословный перевод стихов Киплинга.                                                                       

Это Туманов открыл золотую жилу – стахановский метод для работяг. Он создал артель «Печора» – альтернативу советской плановой системе и всему устройству государственной промышленности. Создал, не отменяя законов, а соблюдая каждую их букву. Далее – полтора десятка различных артелей на Колыме. Его кооперативы добыли для страны 500 тонн золота!                                                                     

Мыли драгоценный металл на брошенных отработанных приисках, на старой технике. Добывали больше, чем госпредприятия, и в разы дешевле.                                                                        

ЧЕРЕЗ ДЖУГДЖУРСКИЙ ПЕРЕВАЛ                                                                       

Доходы у старателей были больше, чем у министров. В 1980-х у Туманова рабочий зарабатывал 1,5 тыс. рублей, а в хороший сезон и побольше. На него даже Ельцин приезжал посмотреть. Секретарь Свердловского обкома партии получал в два раза меньше.                                                                       

Туманов писал о приисках Хабаровского края: «Мы никогда не знали легкого золота. Но самое тяжелое нам досталось на Охотском побережье, в Аяно-Майском районе.                                                                          

Это было в 1971 году, когда артель «Алдан» разделилась на две – «Амур» и «Восток». Первую возглавлял Виктор Андреевич Лопатюк, и она добывала тонны золота. А наша артель «Восток» направилась в те места, которые считались абсолютно пустыми. Мы слышали, конечно, что когда-то, еще до революции, на Охотском побережье мыли золото. Но с тех пор там не работал никто. Начинали практически с нуля.                                                                        

Что это значит, можно судить хотя бы по тому, что уже в первую зиму 1970–1971 годов нам пришлось пробивать зимник протяженностью в 1,5 тысячи километров, преодолевать Джугджурский перевал, чтобы выйти в долину Лантаря на побережье сурового Охотского моря. Сейчас даже не верится, что мы это сделали. Я читал, что где-то в Тюменской области ребята пробили в тундре 80 километров дороги и получили «гертруда». Всех наших, кто прошел только через Джугджур, можно считать героями труда. . .                                                                     

Отработка месторождения оказалась не менее тяжелой, чем транспортная схема. Тем не менее уже в первый год мы дали тонну золота, а затем вышли на полторы. Всего я проработал на Охотском побережье шесть лет, после чего перешел в Бодайбо. Правда на этот раз причиной ухода была не угроза расправы, уничтожения артели «Восток». Наоборот, меня как председателя-первопроходца даже представили к какому-то ордену. Что уже само по себе было событием из ряда вон выходящим.                                                                       

Но, как водится, одни представили, а другие поправили представивших – вычеркнули. На том дело и кончилось.                                                                       

Сейчас я вспоминаю об этом эпизоде, конечно же, с улыбкой. А в то время, честно признаюсь, вскипел. Выехал в Хабаровск и потребовал немедленного увольнения из «Приморзолота».                                                                           

Так я ушел из артели «Восток». Предварительно, естественно, решив вопрос о преемнике. Я был уверен, что оставляю артель в надежных руках главного механика Геннадия Малышевского, и рад, что не ошибся.                                                                    

. . .Или Виктора Лопатюка, поднимавшего артель старателей «Амур». О том, какой это рисковый человек, свидетельствовала, например, история его рейда в Колумбию. Там в джунглях Латинской Америки в 90-е годы амуровцы пытались добывать золото, но не поладили с местными чиновниками и бандитами (разница между которыми была не очень велика). И тогда Лопатюк дал команду по-суворовски перейти через горный массив – только не через Альпы, а через Анды…»                                                              

ТУМАНОВА В ОБИДУ НЕ ДАЛИ                                                                    

В 1983-м Туманов написал письмо главе Совмина СССР Николаю Тихонову, предложив внедрить экспедиционно-вахтовый метод, которым работали 40 тыс. старателей, и оплачивать сданное золото, а не сотни тонн перемещенной породы.                                                                       

Он писал, что артель старателей – это тот же колхоз, только такой, каким ему никогда не давала быть советская власть. Но ответом на это письмо был приказ, запрещающий возглавлять артели ранее судимым. Люди, однако, решили иначе: на собрании артели 963 человека проголосовали за то, чтобы председателем остался Туманов.                                                                     

В конце 1986-го на всех базах артели «Печеры» начались повальные обыски: искали неучтенное золото.                                                                           

Следователи были убеждены, что среди полутора тысяч рабочих артели они обязательно его найдут. Но люди Туманова в обиду не дали. В его защиту выступили Евгений Евтушенко и Станислав Говорухин.                                                                           

«МЕНЯ НЕ ОБМАНУЛА ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ»                                                                            

Однажды я услышал от геолога Юрия Бакулина, который дружил с Вадимом Ивановичем, такую характеристику последнего: «Бульдозер!» К тому же, в сцепке с трактором.                                                                             

Туманов называл главной задачей России «прочное освоение» ее северных и восточных территорий. В своей книге он писал: «Сегодня Дальний Восток – главная золотая сокровищница России. Кто-то очень хитрый и вредный для России придумал обозвать БАМ самой большой дорогой, построенной в никуда. Нет, дорога построена туда, куда надо! Не говоря уже о ее стратегическом значении. Магистраль подведена к самым богатым и перспективным месторождениям. Мы по всем показателям должны жить не хуже, а лучше всех вместе взятых гонконгов и кувейтов. У нас для этого есть все основания. Во все времена и у всех народов в первую очередь ценился труд и умение зарабатывать им на жизнь…»                                                                        

Его любовью была жена Римма, которая ушла раньше, чем он. «Сейчас могу сказать: меня не обманула только любовь», – этими словами Вадим Туманов завершил свою книгу.                                                                        

Что тут добавить? Свою жизнь он отстоял в бою. Ему памятник полагается из чистого золота. Это образец свободного человека, каким он может быть.                                                                        

В его честь назвали судно. Грузоподъемность – 1 120 тонн. Сегодня «Вадим Туманов» держит курс на север, чтобы участвовать в освоении золотых месторождений в АяноМайском районе.

 

Александр САВЧЕНКО

Фото из архива автора

 

Газета «Приамурские ведомости», № 31 (8420) 2024 года

г. Хабаровск