Автостарина обретает новую жизнь

Первый в Хабаровске музей ретроавтомобилей переезжает под площадь Воинской Славы.

Известный хабаровский клуб любителей советских автомобилей «Авторетро» в мае этого года меняет дислокацию. Городские власти выделили под уникальную на всём Дальнем Востоке коллекцию ретроавтомобилей пустующую двухуровневую парковку под площадью Воинской Славы. О том, как любители автомобильной старины готовят полуторки и «воронки» к переезду своим ходом, . . .

какие открытия удалось сделать во время ревизии раритетного автопарка, нашему корреспонденту рассказал создатель и руководитель клуба, почетный гражданин Хабаровска Анатолий Насыров.

На своих четырёх

На тесной площадке клуба «Авторетро», что на одной из гаражных баз на улице Антенной, кипит работа. Механики приводят в порядок десятки автомобильных раритетов, скопившихся за десятилетия работы.

Пока один мастер вручную перебирает коробку передач от старенького «Москвича», другие заняты покраской уникального трофейного «Опеля».

- Это немецкий «Опель Олимпия». Прабабушка наших «Москвичей», - говорит Анатолий Насыров. – Его привёз на Дальний Восток партизан, которому машина досталась в качестве военного трофея. Отбили у немцев во время Великой Отечественной. Такую же машину трофейную показывали лично товарищу Сталину уже после Победы. Тогда задумались о создании новой советской марки «Москвич». За основу и взяли «Опель». Сталин осмотрел машину и сказал:  нашему человеку не подходит двухдверная машина, сделайте четырёхдверной... Нам этот «Опель» передали много лет назад. Но места тут нет. Простоял под открытым небом. Но мы его доведём до ума. Будет на ходу, а после покраски вообще конфетка получится, а не автомобиль.

До нового места дислокации в парковочном комплексе под площадью Воинской Славы на улице Тургенева все 130 образцов ретротехники должны добраться своим ходом. Детали для того, чтобы запустить старинные моторы, мастера клуба вытачивают вручную. Понятное дело - с производства все модели давно сняты, запчастей нет в природе.

От телеги до кабриолета из «Кавказской пленницы»

Первый в Хабаровске музей ретроавтомобилей разместится на двух этажах парковочного комплекса под площадью Воинской Славы. И это не будет застывшей экспозицией. Как уже привыкли горожане, на все праздники и знаковые даты старинные авто будут выезжать колоннами. Разумеется, не в период самоизоляции.

- Первая площадка, которую увидит посетитель нашего музея, будет называться «Автогужтрест».  Так называлось государственное транспортное предприятие в нашем городе в 30-е годы. В его хозяйстве были в основном запряжённые лошадьми телеги. Одна есть в нашей коллекции. Автомобили только-только появлялись на улицах Хабаровска, - говорит руководитель клуба «Авторетро». – Отдельная экспозиция будет посвящена военной тематике. Наша знаменитая полуторка. Её мы в мешке привезли из Амурской области. Полностью разобранная была. Сейчас бегает этот фронтовой грузовик. Ленд-лизовский «Додж» и многое другое. Последняя экспозиция – автомобили послевоенного Хабаровска. Одних только «Москвичей» мы собрали практически полную линейку. Есть машина, которая возила первого секретаря крайкома КПСС Алексея Клементьевича Чёрного. «Чайка», на какой маршал Советского Союза Жуков ездил, типа «китовый ус», цвета морской волны. Её радиаторная решётка очень похожа на голову кита.

Есть в коллекции и мрачный автомобиль – чёрный «воронок». На таких чекисты приезжали арестовывать «врагов народа» в годы сталинских репрессий.

- Вот «Москвич» кабриолет. На таком снималась знаменитая сцена погони в «Кавказской пленнице», - объясняет механик клуба Евгений Размахнин. – В основном у нас в коллекции отечественные автомобили. Но есть и иномарки. Вот наша гордость – «Форд Меркури» - «американец» 1972 года выпуска. Это очень редкая машина во всём мире. Такие всего-то два года производились. Её ещё в советское время привёз из загранкомандировки наш моряк. Потом он достался нам. Осталось с зажиганием поработать и скоро будет на ходу. Салон просто роскошный! На сидения, а диваны!

Путин штрафу не помеха

То, с каким качеством и душой мастера хабаровского «Авторетро» восстанавливают из фактического небытия старинные машины, уже наглядно доказано. В 2016 году воссозданная хабаровчанами «Победа» с родным двигателем середины прошлого столетия участвовала в автопробеге «Аллея российской славы» от острова Русский во Владивостоке до Москвы. Пробег был тогда приурочен к 71-й годовщине окончания Великой Отечественной войны.

- До Москвы доехали без проблем. Помню, на Красной площади к нам подошёл Президент России Владимир Путин. Сфотографировался с нами, дальше пошёл. А потом мне по почте приходит штраф за неправильную парковку. Там же на Красной площади камеры автоматические стоят, парковаться нельзя. Ничего страшного, штраф уплатил, но  так мы стали нарушителями с нашей «Победой», - улыбается Анатолий Насыров.

В этом году на 9 мая любители автомотостарины всё-таки запланировали традиционный автопробег. Но провели его по всем правилам самоизоляции: без приглашения гостей, просто проехали по городу и возложили цветы к памятникам защитникам Отечества. А ещё экспонаты открывающегося в Хабаровске музея ретроавтомобилей стали декорациями к музыкальному клипу-концерту, который подготовили к онлайн-трансляции в День Победы преподаватели и студенты торгово-экономического техникума.

Дорогое хобби

Дело сохранения старых автомобилей для участников клуба «Авторетро»  всё-таки увлечение. Хотя зачастую и дорогое. Машины в коллекцию собирают по всему Дальнему Востоку. И, как правило, хозяева откровенного автохлама, прежде чем он усилиями увлечённых мастеров превратится в красавца на четырёх колёсах, просят за раритет деньги. Платят за старину из собственного кармана, хотя, случается, и спонсоры помогут, и грант государственный удастся выиграть.

- Когда мне предлагают какую-то машину, которой у нас нет в коллекции, иду на всё, чтобы её получить, - говорит Анатолий Насыров. - Выкупать чаще приходится. Вот эту полуторку фронтовую купили кучей железа в мешке. Люди хотят заработать. Хотя кто-то дарит. Одна бабушка позвонила, попросила: заберите старый «Запорожец», гараж освободить надо.

Анатолий Насыров автомобилями увлёкся ещё в детстве. Вспоминает, как восьмилетним мальчишкой взял покататься дядину машину, стоящую во дворе. Доехал, правда, до ближайшего забора. Идея создать клуб любителей ретроавтомобилей родилась в уже далёком 1996 году. Тогда по всей стране отмечалось 100-летие автомобильного транспорта России.

- Я тогда был председателем профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства. Из Москвы пришла депеша с просьбой организовать какое-то эксклюзивное празднование. Тогда-то и родилась идея сделать автопробег на старых машинах. Всё-таки столетие автотранспорта тогда отмечалось. Кинули клич, а тогда многие ещё на ГАЗ-67 и старых «Москвичах» катались по городу. Набралось 14 человек. Пробег сделали, всем понравилось. И так постепенно собрались в кучку и выросли в клуб «Авторетро».

Остаётся у Анатолия Аблемитовича мечта – найти в коллекцию хабаровского клуба фронтовой «Студебеккер». Эти поставленные в Советский Союз по ленд-лизу автомобили участвовали в операции по разгрому Квантунской армии в соседнем Северо-Восточном Китае. А после войны многие бегали по дорогам дальневосточных городов и посёлков. Хотя, как признаётся любитель автостарины, предела пополнению уникальной коллекции нет. Приставку «ретро» можно присвоить любому автомобилю, который старше 30 лет.

 

 Даниил ГОРЧАКОВ, фото автора.

«Приамурские ведомости», №17-2020г.

 

На фото:

1. Автобус и пожарная машина

2. Москвич ГАИ ОРУД

3. На таком москвиче А.А.Насыров в Хабаровске начинал таксистом

4. Насыров и члены клуба

5. Ремонт. Готовятся к переезду

6-7. Форд Меркури

8. Фронтовая полуторка

9. Черный Воронок