ЧУДО НАД АМУРОМ
О книге иеромонаха Игнатия (Чигвинуева) «Албазинская святыня» 12 августа 2000 года прошло ровно 350 лет с тех пор, как русские казаки из ватаги Ерофея Павловича Хабарова взяли приступом укрепленный городок даурского князя Албазы. Этот день стал началом истории русского Дальнего Востока. Тогда, в двухтысячном от Рождества Христова году, в святом месте Амурской и всей дальневосточной земли собрались многие сотни паломников со всех концов России. Прибыли туристы даже из Германии. Потому что доблестный воевода Афанасий Бейтон, прославившийся стойкой обороной Албазинского острога, оставивший памятный след на Амурской земле в имени казачьей станицы Бейтоново, родом был из Германии. Немец на русской службе у царя Алексея Михайловича. Лютеранин по вере. Православный по образу жизни. Настоящий воин, защитник земли русской. Церковь Албазинской Божией Матери тогда еще строилась. И вот при большом стечении народа над луковкой православного храма засияло свечение, подобное нимбу. Такой след оставляют в небе реактивные самолеты. Но над Албазином, над церквушкой, над часовенкой, воздвигнутой на братской могиле защитников Албазинского острога, павших в боях против циньских агрессоров, парил идеально правильный круг, а не конверсионная размывающаяся струя. Этому албазинскому чуду свидетелями были многие и многие паломники, собравшиеся на берегу Амура. Архиепископ Благовещенский и Тындинский владыка Гавриил отслужил в тот день благодарственную литургию Богу на святой албазинской земле. Албазинское чудо 12 августа 2000 года удалось запечатлеть на фотопленке. Этот снимок воспроизведен на форзаце книги «Албазинская святыня», принадлежащей перу иеромонаха Игнатия настоятеля магдагачинского Свято-Владимирского храма. Не ошибусь, если скажу, что это исследование, изданное в Благовещенске, представляет серьезный научный труд, впервые впитавший в себя многочисленные сведения об истории духовного православного становления в Дальней России. Российское могущество «произрастать будет Сибирью». Так сказал великий Ломоносов. Пора бы крепко усвоить эту истину и нам, ныне живущим. Наши предки казаки, русские вольные люди, в своем стремлении «встречь солнцу», на восток глубоко и убежденно веровали: приобретая «дальние землицы» под скипетр «белого царя», они творят дело, угодное Господу. Свет православия просиял, несомый русскими землепроходцами, над огромными просторами Азии и даже Америки. Путь покорителей Сибири и берегов Тихого океана не единожды был осиян знамением свыше. Об этом не принято вспоминать в научных трудах. Не пишут о том даже такие талантливые русские писатели-историки, как Николай Наволочкин, Николай Задорнов. Но правда остается правдой. И ее нельзя умолчать, предать забвению. Иеромонах Игнатий долгое время окормлял возобновленный приход Албазинской Божией Матери в легендарной одноименной станице, откуда есть и пошла дальневосточная русская воинская слава. Будем благодарны отцу Игнатию, который с истинной любовью к Отечеству собрал по крупицам многие и многие драгоценные сведения, относящиеся к православной истории Дальней России. Икона Божией Матери «Слово плоть быстъ» пришла на Амур вместе с русскими казаками Никифора Черниговского. Архимандрит Гермоген обозначил святость албазинской земли на Верхнем Амуре, построив в устье реки Ульдургичи монастырь Всемилостивейшего Спаса. С тех пор там обреталась главная православная святыня российского Дальнего Востока - I чудотворная икона святой Девы Марии, ставшая известной под именем Албазинской Божией Матери. Икона ободряла казаков во время «албазинского сидения». Отец Игнатий приводит многие свидетельства особого покрова Богородицы над русской дальневосточной окраиной. Август 1900 года, китайские бунтовщики 19 дней обстреливали из крупповских пушек богоспасаемый Благовещенск. Беззащитный в военном отношении город не был взят. Хотя, если судить по обычной земной логике, ничто не могло препятствовать китайцам захватить Благовещенск. Кстати, город, получивший имя в честь Благой вести Деве Марии, призванной небесами к рождению Спасителя Мира, никогда за свою историю не испытывал тяжкой пяты иностранных оккупантов: ни японских (в то время, когда японцы владели даже нашим Забайкальем!), ни китайских, нн каких-либо иных. Город был и остается русским! Это ли не знак небесного покрова над нашей землей, простираемого самой Богородицей? Первая битва русских казаков с циньскими захватчиками состоялась на Нижнем Амуре при обороне Ачанского острога. Результат битвы известен: русские на голову разгромили пришельцев, захватили их обозы и артиллерию. Хотя по тем же правилам (дважды два четыре) этого не могло быть, как говаривал Антон Павлович Чехов, никогда. «Перед боем, - цитирует отец Игнатий «скаску-докладную» Ерофея Хабарова Якутскому воеводе, - служилые люди и вольные казаки, помолясь Спасу и Пречистой Владычице нашей Богородице, и угоднику Христову Николаю Чудотворцу, промеж собою прощались и говорили: умрем мы, братцы-казаки за веру крещенную и постоим за дом Спаса и Пречистые, и Николая Чудотворца и порадеем мы, казаки, государю царю, и великому князю Алексею Михайловичу Всея Руси, и помрем мы, казаки, все за один человек против государева недруга, а живы мы, казаки, в руки им, Богдойским людям, не сдадимся». Икона «Слово плоть бысть» пришла на Амур вместе с русскими людьми, держала здесь оборону против китайских захватчиков, возвращалась в Забайкалье под натиском врагов и вернулась вновь в Приамурье, чтобы навсегда охранять Дальнюю Россию своим омофором. Не принято было как-то, в трудах и исследованиях ссылаться на эту духовную составляющую, подвигнувшую наших предков приращивать Сибирью могущество России. Спасибо автору «Албазинской святыни» иеромонаху отцу Игнатию за то, что он излечивает нас от беспамятства. Книга, изданная попечением Амурской православной епархии по благословению архиепископа Благовещенского и Тындинского владыки Гавриила, насыщена множеством фактов из истории Приамурья и Дальнего Востока. Она богато иллюстрирована уникальными фотографиями, взятыми из исторических архивов. Автор воздает должное таким радетелям Отечества, воздвигавшим русский флаг на Тихом океане, как Святитель Иннокентий (Вениаминов), как сибирский генерал-губернатор Муравьев-Амурский, как первый православный священник Благовещенска отец Александр (Сизой). История Албазинской Святыни, посетившей крестным ходом все уголки Дальней России, продолжается и в наше время. Отец Игнатий подробно пишет о том, как Албазинская Богоматерь на теплоходе «Василий Поярков» путешествовала крестным путем на Нижний Амур, как она побывала в центральных губерниях России, как получила обновление в реставрационных мастерских. Божье благословение остается с нами. Оно осеняет дальний край любимой нашей Отчизны. Бог любит Россию. Мы верим, Он не оставит Приамурье и весь наш Дальний Восток - удел Заступницы человеков Пресвятой Богородицы!.. Евгений КОРЯКИН. |