Гражданство для разделяющих традиционные ценности – репатриация соотечественников или продолжение исламизации?
В августе президент России Владимир Путин подписал указ, который разрешает предоставлять вид на жительство иностранцам без знания русского языка, если они разделяют традиционные российские ценности. Речь идет об указе «Об оказании гуманитарной поддержки лицам, разделяющим традиционные российские духовно-нравственные ценности». «Предоставить право обратиться с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание без учета утвержденной правительством Российской Федерации квоты и без подачи документа, подтверждающего владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации, иностранным гражданам и лицами без гражданства, изъявившим желание переехать в Российскую Федерацию для проживания из иностранных государств их гражданской принадлежности или постоянного проживания по мотивам неприятия реализуемой этими государствами политики, навязывающей деструктивные неолиберальные идеологические установки, противоречащие традиционным российским духовно-нравственным ценностям», — говорится в тексте указа Некоторые блогеры и эксперты с воодушевлением приняли данный закон — они назвали его прорывом в вопросе репатриации соотечественников с дальнего зарубежья, а также отметили, что он будет распространяться на бегущих с Запада белых христиан, спасающихся от навязываемой ЛГБТ-повестки. Однако так ли это на самом деле? Ведь в тексте указа нет ни слова о христианах — речь идет о «лицах, разделяющих традиционные российские духовно-нравственные ценности». При этом нет никакой конкретики относительно того, что именно понимается под традиционными ценностями? На основе чего будет предоставляться гражданство таким людям? Традиционализм и традиционные ценностиПрежде чем ответить на данные вопросы, давайте разберемся, что такое традиционализм и традиционные ценности. Термин «традиционализм» первоначально употреблялся для характеристики воззрений католических мыслителей конца XVIII — начала XIX века (Луи Бональд, Жозеф де Местр), выступивших с резкой критикой рационалистической идеологии Просвещения, которой они противопоставили концепцию вечных религиозных оснований общества и всех его институтов (в том числе абсолютной монархии, социальной иерархии и т. д.). Понятия традиционализма и консерватизма крайне близки, что логично, ведь консерватизм как идеология сохранения, сбережения, преемственности всегда будет отстаивать традиционные ценности. Многих консервативных мыслителей называют традиционалистами, поскольку они защищали многовековую традицию государственно-правового развития. В современных теоретических исследованиях традиционность — обязательная составляющая консерватизма. К. Мангейм считал традиционализм видом консерватизма, так он обозначал универсальный, естественный консерватизм*. Тем не менее, традиционализм не является тождественным консерватизму, особенно если говорить о школе интегрального традиционализма Рене Генона, у которого понятие «Традиция» изначально не связано с консерватизмом Нового времени, а, наоборот, противостоит всему комплексу идей современности. В отличие от традиционализма, консерватизм не отрицает эволюционное развитие общества. В то же время необходимо отметить, что традиционализм как научная концепция был создан в рамках теоретического консерватизма. Марк Седжвик, автор систематического исследования по традиционализму «Против современного мира: традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века», определяет его как идеологию, которая призвана защищать «традицию», а саму традицию понимает «прежде всего как верования или практики, передаваемые с незапамятных времен, или, скорее, как верования или практики, которые должны были бы передаваться, но были утрачены»**. Итак, традиционализм — это приверженность какой-либо традиции (в нравах, обычаях, религии, искусстве и т. д.) и требование безусловного следования традиции, её сохранения или восстановления. Традиционные ценности являются неизменной составляющей традиционализма. Традиционные ценности, которые являются базовыми элементами любой культуры, являются, прежде всего, национальными, этнографическими, религиозными. У каждого народа они, таким образом, будут разными, поскольку традиции разных народов порой сильно отличаются друг от друга. Что такое традиционные ценности в России?Понятие «традиционные ценности» в отечественных СМИ и блогосфере встречаются достаточно часто, однако смысл, который вкладывают в это понятие, чаще всего не раскрывается. Как уже было сказано выше, традиционные ценности можно определить как ценности консервативные, выражающие идеологическую приверженность традиционным порядкам, социальным и религиозным доктринам. Традиционалисты и многие консерваторы главной ценностью считают сохранение традиций общества. Но какие традиции сохранились в России? На пространстве интернета автор натолкнулся на очень хороший текст, который позволит себе процитировать. «Советский антропологический эксперимент лишил людей всех корней. Безжалостно перемешал по всей стране десятки миллионов людей. Страна жила без частной собственности, к тому же изначально страна была нищая и крестьянская. Никто ничего не получил от предков первой половины ХХ века (кроме горстки либерало-чекистов в нескольких крупных городах). Вся собственность — это позднесоветское жильё низкого качества. Всё наследство — старый, минималистский советский обиход. Места обитания недалёких ещё предков — крестьянские дворы пришли в запустение… Не видно никакого массового движения „возвратиться к корням“ — прийти на эти земли дедов и прадедов и возродить их. Фактически молодая нация (советская и постсоветская) живёт с чистого листа со второй половины ХХ века. И материально, и культурно» Действительно, с этим трудно не согласиться. Большевики полностью разрушили традиционный уклад патриархальной семьи и роль православной церкви в жизни общества. Ныне для кого-то (пожилых людей) вернуться к «традиционным ценностям» — это вернуться в брежневский застой, а для молодых людей «традиция» — это вообще 2000-е годы (куда более спокойные, чем сегодняшнее время, а следовательно, вспоминаемые с ностальгией). У русских в отношении традиций дела обстоят хуже, чем у других коренных народов России — власти хоть как-то поддерживают движения за родную землю, язык и традиции малых народов, чего нельзя сказать о русском народе. Наоборот, часто власти препятствуют каким-то мероприятиям, посвященным русской истории — например, в этом году власти Тверской области запретили фестиваль исторической реконструкции, посвященный эпохе Древней Руси «Былинный берег». Зато вместо этого проводится много «фестивалей плова» и открывается много новых таджикских культурных центров. В указе президента России о том, что такое «традиционные духовно-нравственные ценности», эти самые ценности определены весьма туманно: это жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, высокие нравственные идеалы (какие именно?), крепкая семья, гуманизм и т. д. В общем, по сути, мы имеем дело с набором общих фраз. Кто попадает под указ о гражданстве для иностранцев, разделяющих традиционные российские ценности?В связи с вышесказанным возникает вопрос — кто же попадает под указ «Об оказании гуманитарной поддержки лицам, разделяющим традиционные российские духовно-нравственные ценности»? Учитывая, что эти самые ценности определены весьма туманно, под данный указ могут попадать совершенно разные категории людей. Как справедливо отмечает политолог Юрий Баранчик: «Детские мечты — это одно, а реальность — это иное. Поэтому по принципу обжегшись на молоке — на воду дуешь, у меня вдруг возникли определённые вопросы. Например, не поймут ли этот указ некие местные наши миграционные лоббисты на местах и их западные покровители как вседозволенность? Ну, например: английские мусульмане, которые в настоящее время бегают по улицам городов Англии, ловят, режут и колотят местных англичан, они вообще-то тоже против запрещённых в России ЛГБТК+ и иных подобных извращений. Не получим ли мы, как обычно, усилиями доставших уже всех лоббистов нам на головы их, а не „белых христиан, атеистов и людей светского воспитания“? И потом, получив, станем устанавливать горизонтальные человеческие связи?» Вот, скажем, беженцы-мусульмане из Палестины, которых активно принимает одна мусульманская республика — они «традиционалисты»? Против ЛГБТ? Да. Значит, попадают. То же самое можно сказать и о мусульманах из Англии, о которых говорил Юрий Баранчик. Т. е. на практике часто получается, что под «традиционными ценностями» все чаще понимается исламский фундаментализм, несмотря на то, что исторически Россия всегда была христианской страной. Таким образом, опасения Юрия Баранчика вполне понятны — учитывая размытость данного закона и размытость понятия «традиционные ценности», под закон могут попадать, к сожалению, далеко не только белые христиане с Запада и соотечественники с дальнего зарубежья. Примечания Автор: Виктор Бирюков |