Компетентно. Куда сгинул дальневосточный нацпроект?
Прогноз развития Дальнего Востока дал для нашей газеты академик РАН Павел Минакир. Ещё в прошлом году много было разговоров о новом национальном проекте развития Дальнего Востока. На местах и через Интернет Минвостокразвития активно собирало предложения людей о том, как улучшить жизнь на востоке страны. Программу должны были обнародовать на Восточном экономическом форуме в сентябре прошлого года. Но что-то о ней с тех пор практически ничего не слышно. Мы спросили у академика, научного руководителя Института экономических исследований ДВО РАН Павла Минакира о том, что стало с проектом и каковы прогнозы развития Дальнего Востока. Умерла, не родившись - Павел Александрович, так много было обсуждений национальной программы развития Дальнего Востока в прошлом году. Ведь разработать её поручил Президент России. Почему о ней вдруг словно забыли. Может быть, она видоизменилась? - Она не видоизменилась. Её просто не существует. Национальную программу развития Дальнего Востока собирались представить на ВЭФ-2019. Но так и не представили. - Но в январе этого года Минвостокразвития сообщило, что этот документ станет частью Стратегии пространственного развития РФ, а не отдельной нацпрограммой. Что это значит? - Это значит, что с программой ничего не получилось. История с этой нацпрограммой довольно пикантная. В 2018 году Президент Путин на Восточном экономическом форуме объявил о том, что будет готовиться национальная программа развития Дальнего Востока. Затем полпред Юрий Трутнев и Минвостокразвития сообщили, что она будет представлена на ВЭФ на острове Русский в сентябре 2019 года. Ничего там представлено не было. Хотя, насколько мне известно, работы велись. Министерство собирало мнения людей, как улучшить жизнь в регионе. Получилось аккумулировать около 20 тысяч предложений. Причём сами дальневосточники оказались в меньшинстве. От них поступило примерно 3-4 тысячи инициатив. Остальное – из других регионов. Видимо, люди решили повеселиться и облагодетельствовать Дальний Восток своими идеями. Всё это было несколько странно. Программы так не делаются. Это был просто опрос «Чего вы хотите?». Что-то из всего этого сделали. Но что именно, я не знаю. Мы просили Минвостокразвития дать нам возможность познакомиться с проектом, но они от этого уклонились. Никто ничего, в результате, не представил. - Так, а как будет развиваться Дальний Восток в целом и Хабаровский край в частности, если нет общей идеи, программы развития? - На минуточку, до того, как было объявлено о разработке нацпрограммы развития ДФО, была утверждена государственная программа развития Дальнего Востока. И утверждена она как-никак до 2025 года. Она преемственная. Была программа до 2018 года, следом приняли действующую программу до 2025 года, а тут вдруг было объявлено о разработке ещё и новой нацпрограммы. Объяснить это можно так. Ещё в середине 2018 года появился проект Стратегии пространственного развития России. В нём страна была поделена на 12 макрорегионов. И один из них уже тогда включил в состав Дальнего Востока Бурятию и Забайкалье. То есть ДФО должен был расшириться. И в ноябре 2018 года было объявлено о включении в Дальневосточный федеральный округ двух этих сибирских регионов. А госпрограмма развития ДФО до 2025 года была составлена только для 9 субъектов Федерации. А теперь уже стало 11 регионов. Видимо, поэтому и решено было начать разработку новой программы, которую для свежести восприятия назвали национальной. Но документ так и не появляется, и я думаю, уже и не появится никогда. Как только речь пошла об её запаковке в Стратегию пространственного развития, стало ясно, что программа умерла, не родившись. Это бывает. Рост желанный и реальный - А какова реальная динамика дальневосточной экономики? - Пока данных по прошлому году нет, но в 2018 году по сравнению с 2017-м по нашей экспертной оценке экономика регионов ДФО выросла на 3%. При этом среднероссийский показатель был 2,3%. Дальний Восток растёт чуть быстрее остальной России за счёт добывающей промышленности. Спрос на её продукцию поддерживает экспорт. В любом случае для Дальнего Востока это очень слабый рост. По сравнению с 2010 годом ДФО еле-еле прибавил 10%. Это за 10 лет! Понятно, что на это время пришёлся спад во время экономического кризиса 2015-2016 годов. - А что нужно, чтобы выйти на те самые 6% роста в год? - Когда шли разговоры про национальную программу для Дальнего Востока, делались такие расчёты и регионами, и профильным министерством, и нами – представителями науки. И наши расчёты сильно отличались. Нам-то, в отличие от чиновников, деньги платят, чтобы мы правду говорили. Правда, её никто не слушает. У нас получалось, что для обеспечения 6% роста экономики в год потребуется чуть ли не половину создаваемого в регионе валового продукта тратить на инвестиции в экономику. Сейчас объём инвестиций в ДФО составляет около 800-900 миллиардов рублей в год. Из них пятая часть – бюджетные инвестиции, остальное – частные. Если же мы хотим получить 6% рост, ежегодно в экономику Дальнего Востока должно приходить до 2 триллионов рублей! То есть эти дополнительные деньги надо у кого-то изъять и ДФО дать. Там, где вы эти деньги заберёте, всё рухнет. А станет ли дальневосточная экономика тут же расти быстрее – ещё вопрос. Главное, чтобы у людей были деньги - Так будет ли экономика ДФО расти прежними темпами чуть больше 2% или может всё-таки ускорится? - Это зависит от многих факторов. Ведь в начале 2000-х годов было и 7%, и 8%. Это был короткий период, когда экономика ориентировалась на растущий внутренний спрос, и конъюнктура внешних рынков была очень благоприятная. Сейчас очень неблагоприятный период. Внутренний спрос даже не стоит – он лежит. Покупательная способность населения «ниже плинтуса». Производственный спрос лежит, потому что не для чего производить, в том числе и сырьё. Ещё хуже ситуация на внешних рынках. Европа и Америка в зоне полутора – двухпроцентного роста, как и мы. Спрос у них низкий. Остаётся для нас Китай. Там формально остаются высокими темпы роста экономики на уровне 6 – 6,5%. Но он просаживается, замедляется. В первом квартале этого года из-за коронавируса они просядут. Минфин и Центробанк – это не те организации, которые стимулируют внутренний спрос. Их главная задача – баланс. Чтобы инфляция была постоянной, чтобы лишние деньги в экономике не появлялись. Поступающие от внешней торговли дополнительные доходы уходят или в резерв, или за границу.
Даниил ГОРЧАКОВ Фото автора «Приамурские ведомости», №9-2020 |